Мы живем в прекрасном месте. Всего в паре шагов от наших домов есть зеленые деревья и синяя вода. Щебечут птицы, плещется рыба и часто мы даже не замечаем, насколько приятно валяться на траве. У нас есть горы, покрытые мхом и радуга после дождя. Но есть другая земля. На ней нет деревьев и там не шумят веселым журчаньем ручейки. Там нет величавого движения рек. Там есть лишь выжженная земля и ветер, кажется, вечно несущий песок. Здесь есть и горы, но это лишь скопления чего то давно слежавшегося и лишь мел пачкает ваши руки. И непонятно почему, нас снова тянет в эти, казалось бы, безжизненные просторы. Просторы, которым нет края, и которые наполнены чем другим, тем, чего нет у нас.
Весна. Прекрасное время года. У нас все расцветает, и все серое превращается в цветное и яркое. Именно в это время, пока глаза еще не привыкли, зелень особенно яркая. Именно в это время, интересно уехать из серого в другое, и вернуться из него в яркие и сочные краски. А в другом уже сухо и жарко. Мы опять едем на Устюрт. Что-то привычное, что-то новое и конечно же дорога.
Мы выезжаем из Уфы и уже вполне привычно начинаем пересекать Россию, стремясь в Казахстан. Природа меняется быстро. Пропадают деревья, пронизывающий ветер стихает, и уже на краю Оренбургской области, перед самой границей, все стягивают куртки. Солнце припекает, и выгружать вещи на границе даже весело. Пограничники быстро осматривают - сейчас, после принятия таможенного союза, проходить границу в Казахстан одно удовольствие. И вот мы уже меряем колесами разбитый асфальт континентального Казахстана. В планах пройти до Актобе, поменять деньги на местные, приобрести местную связь. Сразу же разбитый асфальт приподносит сюрпризы - на Патриоте разбивает резинки амортизаторов, решаем эти проблемы и идем дальше. В этот раз нас много - четыре автомобиля, три УАЗа и одна Тойота Ленд Крузер. Последний чувствует себя наиболее комфортно на столь разбитой дороге. Обходим Актобе по объездной дороге и понимаем, что это ошибочное решение - крайне разбитый участок все равно приводит к городу, через который можно было бы проехать за пару десятков минут. Мелькают какие то деревни, и где то уже в степи мы ищем скрытый участок для ночлега. Находим - сегодня наш ночной покой охраняет некие остатки постамента, так сильно напоминающие сказочную горгулью. Надеюсь, она будет нас охранять…
Первые дни я и не снимал толком. Ждал середины маршрута, огромных пространств и гигантских исполинов. Утром несколько дежурных кадров и нужно дальше. Вымотанные прошлодневными перегонами, все отсыпались. Но все же завтракаем, и едем - в планах дойти сегодня до горной гряды Актолагай. Приходим в небольшое селение Шебаркудак, где ремонтируем "уазик" - от качества местных дорог у него отвалился глушитель. Заодно удается зарегистрироваться - по законам Казахстана, нахождение в нем без регистрации разрешается не более пяти дней. Теперь можно быть спокойными. Где то на дороге родственник Мишлена :-)
В Шебаркудаке был интересный случай. Подъехал белый новенький "прадик", вышли ребята и сказали: "Это же та машина с Драйва, мы специально подъехали, такое ж раз бывает." Было очень приятно. Привет вам, спасибо, что читаете.
Уже после обеда выезжаем дальше. Доходим до точки "схода" - сворачиваем с асфальта, ну или по крайней мере того, что осталось, и уходим в степь. Дальше - тольок мы и бескрайние просторы. Все что здесь есть - приподносит постоянно сюрпризы. Тогда как по "асфальту" с трудом удается идти 60 км/ч, постоянно ловя вещи по салону, степь балует изумительной колеей, по которой машина ровно летит под "сотню". Колея настолько прекрасна, что кажется, поставь стакан с водой на панель, и он не прольется… Но есть и обратная сторона медали - тонны пыли. Пыли столько и она вздымается так сильно, что опасно даже просто резко останавливать машину - накроет как цунами. "469-й" приходится проклеивать скотчем - его "уплотнители" просто не способны выдержать такую атаку. А потом и вообще одеть маски :-)
И вновь это. Помню, после первого раза, сидя дома, думал что вряд ли, а теперь до ужаса люблю эти места.
Иногда пролетаем какие то развалины, иногда они балуют нас совершенно космическими пейзажами, вроде разрушенного бюста Ленина. Чувствуешь себя что-то вроде покорителя Атлантиды… Ты где то там, и здесь остатки древней цивилизации…
А вот неожиданная проблема. Крайне необычная для Казахстана, и выплывшая только из-за того, что мы рано выехали - оказывается, в апреле, здесь есть вода в реках. Перед нами брод, и замеры показали, что он довольно глубок. Но все же, находим колею, случайно рядом оказавшийся КрАЗ показывает как надо, и вот уже первому уазику вода хлещет на капот. За ним проходит ТЛК, а затем и оба Патриота. Едем дальше.
Вновь вздымаем пыль.
Небольшие расхождения в разных средствах навигации, и все же мы встаем находим уже в полных сумерках Актолагай. В полной темноте, для совершенного счастья еще и застреваем в небольшой луже, дергаем друг друга и встаем под огромной горой. Праздничный ужин - наконец то мы на маршруте.
Бонус на сегодня - небо Актолагая.
Следующее утро вновь нас удивляет. Казалось бы не высокие горы, такие, на которые бы на Урале никогда и не обратил внимание, вздымаются огромными исполинами. Даже 300 метров кажутся Эльбрусом. Все это дополняют цветущие тюльпаны. Степь в это время крайне красива. Белое и красное…
Контраст умопомрачителен - снег и жара одновременно.
Вновь типичные засады именно этого времени года - опять еще непросохшие лужи. Теперь уже все знают, что нужно с разгона. Хотя тяжелые машины все тонут. Еще немного усилий, поисков дорог и …
И…
Актолагай. Он был именно таким, как я и мечтал. Я уже знал, что мы выедем на огромный обрыв - чинк, и внизу будет сор - соляное озеро-болото. Это именно то, за что люди любят Устюрт. Огромные чинки ниспадают стенами вниз, и ты видишь сумасшедшие пространства, как на ладони. Солнце на столько яркое, что больно глаза. Но именно здесь понимаешь, как разнообразен наш мир. И ты не понимаешь, как казалось бы всего три цвета, белый серый и синий, могут дать такую гамму эмоций. Соленая горячая жижа приятно обвалакивает ноги, хочется ходить по этому сору долго.
Мы гуляем, фотографируем и едем дальше. Каждый километр кажется еще красивее чем предыдущий. Ты хочешь поймать каждую минуту, каждое мгновение и каждый холм это, так не похожего на привычное вокруг, действа.
Это плато Устюрт. И оно прекрасно.
Дороги уносятся в даль, отличного качества колеи, позволяющего идти под "сотню"…
Спускаемся в сор. Просто нет слов. Кто-то танцует.
Еще фото напоследок на соляном болоте. Перед тем как унестись дальше.
Через 26 минут его не станет. И он навсегда будет стоять передо мной, белый на белом. Ни одну машину я не любил так сильно, как эту.