Катастрофа Ан-12 под Навабшахом - авиационная катастрофа транспортного самолёта Ан-12Б авиации Военно-Морского Флота СССР, произошедшая в субботу 4 августа (в некоторых источниках - 5 августа) 1984 года в районе Навабшаха (Пакистан), при этом погибли 24 человека.
Ан-12Б, аналогичный разбившемуся
Ан-12Б с регистрационным номером CCCP-10232 (заводской - 3341107, серийный - 11-07) был выпущен Ташкентским авиационным заводом в 1963 году и передан Министерству обороны, которое в свою очередь направило его в военно-морскую авиацию. По данным на 1974 год, борт 10232 первоначально эксплуатировался в 145-й ОПЛАЭ (аэродром Скулте, Рига), а в начале 1980-х годов был передан в 327-й ОТАП (аэродром Остафьево, Москва).
В начале 1980-х годов территория современной Эритреи была аннексирована Эфиопией (с 1962 года). С 1980 года в Асмэре стала базироваться советская авиация, в том числе Ил-38 из авиации Тихоокеанского флота, транспортные самолёты Ан-12 и вертолёты Ми-8. Но в мае 1984 года бойцы из сопротивления за независимость Эритреи атаковали аэродром, уничтожив Ил-38, Ми-8 и повредив один Ан-12 (был восстановлен). В связи с этим полёты Ил-38 пришлось прекратить, а их экипажи вернули в Советский Союз.
Борт 10232 выполнял транспортный рейс из Асмэры на базовый аэродром Остафьево (Москва, РСФСР) с промежуточными посадками для дозаправки в Адене (Южный Йемен), Карачах (Пакистан) и Ташкенте (Узбекская ССР). На борту находились 9 членов экипажа (командир корабля - майор Подскребаев В. С., лётчик 1-го класса и члены экипажа - Васильев, Хоцевский, Олейник, Стаценко, Правитель, Николаенко, Зайцев, Качан) и 15 пассажиров - по некоторым данным это были экипажи Ил-38, хотя по другим данным экипажи противолодочных самолётов были вывезены из Эритреи месяцем раньше.
Состав экипажа:
Командир корабля - майор Подскребаев Валентин С., лётчик 1-го класса
Правый лётчик, помощник командира корабля - капитан Васильев Валерий
Штурман - капитан Хацевский Валентин
Штурман-инструктор - капитан Николаенко
Бортовой техник эскадрильи - майор Олейник Анатолий
Бортовой техник по АДО (борт-электрик) - капитан Правитель Александр
Военный переводчик - капитан Стаценко Александр
Командир огневой установки (КОУ) - прапорщик Зайцев Александр
Бортовой радист - прапорщик Качан
Первые два этапа прошли нормально. Взлетев с аэродрома Джинна (Карачи), Ан-12 поднялся до эшелона 190 (высота 19 000 футов (5800 м)) и направился в Ташкент. Пакистанский диспетчер предупредил, что на маршруте полёта находится гроза. По официальной версии, командир Подскребаев решил маршрут не менять, предположив по всей видимости, что это не представляет серьезной опасности. Спустя 45 минут с момента вылета связь с экипажем прекратилась.
Следуя на установленной высоте, Ан-12 влетел мощную кучевую и кучево-дождевую облачность, которая сопровождалась сильной турбулентностью и градом. Этот град и стал решающим фактором, когда пробил обтекатель антенны РЛС и масляные радиаторы двигателей. Из-за полученных пробоин масло стало вытекать, поэтому во всех четырёх силовых установках произошло падение мощности. Тогда экипаж, выключив двигатели № 1 и 3, а двигатели № 2 и 4 переведя в режим «малого газа», решил снизиться под облака и выполнить посадку вне аэродрома, но к сожалению, в процессе снижения лётчики не справились с управлением, и превысили максимальную скорость. В сочетании с высокой турбулентностью это привело к тому, что аэродинамические перегрузки на планер превысили расчётные. Самолёт разрушился в воздухе, после чего рухнул в окрестностях пакистанского города Навабшах. Все 24 человека, находившиеся на борту, погибли.
Вечная память погибшим воинам Отечества...
Источник