Когда не о чем писать. "Кузькина мать"

Jun 01, 2018 12:53


Первое появление странной цели в воздушном пространстве Советского  Союза было зафиксировано 4 июля 1956 года, в день 180-й годовщины  независимости Америки. Самолет неопознанного типа и государственной  принадлежности нарушил границу ГДР, прошел над Восточной Германией, над  Польшей, нарушил воздушное пространство Советского Союза в районе  Гродно, далее его маршрут пролегал над Минском, Вильнюсом и  Калининградом. На перехват нарушителя было поднято в общей сложности 132  советских истребителя. Лишь четыре из них (три Миг-17 и один Як-25)  смогли визуально обнаружить цель, но для перехвата не хватало ни высоты,  ни скорости.

После этого призрак появлялся снова и снова. Каждый  раз с разных направлений. Данные радаров ставили советское руководство в  тупик: какой-то объект на недосягаемой высоте то почти неподвижно висел  в стратосфере, то мчался со скоростью 750-800, иногда и 850 км/ч.

Вопрос  был поставлен перед ведущими советскими авиационными конструкторами. И  был получен категорический ответ Микояна, Яковлева, Туполева: этого не  может быть. Как только неопознанный летающий объект погасит скорость до  скорости птицы, он должен упасть. И что это за летательный аппарат,  который по пять, а то и по шесть часов носится на такой высоте? Чепуха.  Все, что рассказывают операторы РЛС - вымысел.

Надо добавить, что  советские РЛС типа П-8 и П-10 с большим трудом могли обнаруживать эту  непонятную цель и следить за ней. Ситуация изменилась с поступлением  более совершенной техники.



13 января 1959 года РЛС П-30  Туркестанского корпуса ПВО (в тот момент единственная во всем корпусе)  засекла цель на высоте 20 600 метров. На перехват был поднят истребитель  МиГ-19. Летчик - старший лейтенант Н. Ширяев. Потолок истребителя -  16 500 метров. Но летчик, разогнав машину, рванул вверх, превратив  скорость в высоту. Ему удалось выскочить на 17 500 метров. И открылась  странная картина. Летчик доложил на землю, что видит над собой самолет  необычной формы на высоте примерно 20-21 тысяча метров.

Набранной  высоты советский летчик, понятно, удержать не мог. Истребитель, потеряв  скорость до ноля, тут же свалился на те высоты, для которых рожден.  После приземления летчик нарисовал силуэт нарушителя: корпус  относительно короткий, размах крыльев невероятный. Это явно был силуэт  планера. Но планеры на такой высоте летать не могут, как и не могут  носиться с такой скоростью. Доклад летчика был передан в Москву.  Немедленно из Москвы прибыл командующий истребительной авиации ПВО  дважды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Е. Савицкий во  главе группы экспертов. Состоялся серьезный разговор, скорее допрос,  который продолжался пять часов. Был сделан вывод: летчик хотел  отличиться, весь его рассказ - выдумка.

Шло время, операторы РЛС  продолжали докладывать о появлении целей. Цель всегда появлялась на  высоте 20-21 километр. И всегда над такими объектами, как ядерный  полигон в Семипалатинской области, ракетный полигон Тюра-Там, полигон  ракетных войск ПВО Сары-Шаган, ракетный полигон Капустин Яр, завод по  обогащению урана «Маяк» под Свердловском, строительство ракетного  полигона в Плесецке.

И еще одно правило. Цель появлялась редко, но  почему-то по выходным дням и по праздникам, американским или советским:  4 июля, 7 ноября, 31 декабря, 23 февраля.

И вот ранним утром 1 мая 1960 года она появилась вновь.

Глубоко  в недрах Москвы на Центральном командном пункте ПВО страны - короткое  совещание. Обстановка прояснилась. И даже наступило какое-то успокоение.  Нарушитель уже более двух часов в воздушном пространстве Советского  Союза. Идет на север. С каждой минутой полета он все больше удаляется от  границы, которую пересек. Вернуться ему все труднее. С каждой минутой  он приближается к центральным районам страны, где вероятность попасть в  зону обстрела зенитных ракет возрастает. Территория огромная. Самая  большая в мире. Всю ее зенитными ракетами не защитишь. Промежутки между  зонами поражения зенитных ракет прикрывают истребители ПВО МиГ-17 и  МиГ-19. Но эта цель им явно не по зубам.

После первых появлений в  советском небе странного нарушителя были предприняты совершенно  невероятные усилия, чтобы создать истребитель-перехватчик, способный  урезонить наглецов, на каких бы высотах они ни летали.

Такой  истребитель создал великий авиационный конструктор Павел Осипович Сухой.  Назывался Су-9. Создавался он не для ВВС, а специально для авиации ПВО  страны. Это был не просто истребитель, но единый комплекс, который  включал сам истребитель-перехватчик, управляемые ракеты, которые он нес,  и станцию наведения с земли. Су-9 еще на стадии экспериментальных  вариантов побил мировой рекорд высоты - 28 857 метров. Затем будут  мировые рекорды высоты в горизонтальном полете и мировые рекорды  скорости на 100- и 500-километровых замкнутых маршрутах. Однако за эти  достижения пришлось заплатить высокую цену. Машина получилась сложной в  производстве, освоении, управлении, эксплуатации и ремонте. Су-9 еще не  был принят на вооружение ПВО страны, но уже пошел слух о том, как будут  обстоять дела на аэродромах: летчик мокрый, техник потный, а конструктор  Сухой.

Но это на верхах такие слухи. А по аэродромным низам про такого конструктора еще не слыхали.

из книг

Previous post Next post
Up