Хор Богоявленского Патриаршего Собора в Елохове под управлением Г. Харитонова
Публикую в Сочельник эту дивную пластинку и всех искренне поздравляю с Рождеством Христовым! Вот к Рождеству я приберёг эту великолепную пластинку, подаренную мне нашим чудесным библиотекарем, Татьяной Николаевной.
Очень хочется традиционно написать, что я в подобной музыке не слишком разбираюсь, но сие будет кокетством. Музыка она и есть музыка, хоть духовная, хоть народная, хоть светская. Поэтому, напишу несколько слов и о музыке, и об этом чудесном храме.
Фото Алексея Вырского
Во-первых, это храм, знакомый и любимый с детства. В него я хожу один-два раза в месяц, когда душа совсем уж попросит. Здесь я чувствую, что ей, душе, хорошо. Здесь хочется написать ещё пару строк. Я не могу сказать, что я воцерковлённый человек, вовсе нет. Но для меня всегда была важна и вера, и христианская Церковь, и православная, и католическая. Когда я еду по нашей ли стране, за границей ли, я невольно выискиваю храмы. Они - как маяки, как места, в которые, может быть, я и не зайду никогда, но без которых чувствую дискомфорт.
Фото Алексея Вырского
Несколько раз бывал в местах, где христианские храмы отсутствовали, и мне было не по себе. Не сознательно, это на уровне глубинном. Поэтому, я, например, не чувствую дискомфорта в Польше или Венгрии. Везде храмы. И главным, центральным таким «маяком» для меня лично является Елоховская Церковь, вот этот самый Богоявленский Патриарший Собор в Елохове. Кстати, «Елохово» - это название села, которое здесь некогда было, произошло оно от слова «елох», что в переводе со старорусского значит «ольха». Согласно преданию, именно здесь в 1469-м году родился Василий Блаженный. А в 1799-м здесь крестили Александра Сергеевича Пушкина.
Во-вторых, исполнение здесь абсолютно концертное, высочайшее по мастерству, и церковное - по духовности. Если про духовность говорить предметно сложно, то про качество - легко. Идеальное интонирование всех исполнителей, точное следование штриху, широчайшая динамика исполнение и безупречность в соблюдении темпа и ритма. На грани абсолюта. Не нужно быть специалистом в области хорового искусства, чтобы всё это сразу услышать. Геннадий Николаевич Харитонов, возглавлявший хор с 1980-го по 1991-й год, безусловно, был выдающимся мастером, поднявшим уровень коллектива на недосягаемую высоту.
Дальше распинаться не буду, после ссылок привожу небольшую статью из разворота альбома. И да, с Ютубом придётся завязывать, увы. Хорошая была площадка, но, так уж сложилось. Думаю, может начать напрямую в ВК публиковать?
Запись
Запись проведена очень хорошо, иногда чуть зашкаливает на фортиссимо, но терпимо. Объём, пространство, стереобаза АЧХ - всё исключительно хорошо. Запись 1987-го года.
Пластинка
Конверт из плотного картона с полноцветной печатью, да ещё и ламинированный - просто верх технических возможностей Союза 1988-го года. Бликует страшно, но симпатичный и очень практичный. На подобный я пролил кофе лет 25 назад и недавно легко и непринуждённо оттёр.
Пластинки высочайшего качества. Масса очень тихая, все частоты звучат очень ровно, динамика прекрасная. Как показывает практика, сложнее всего на пластинках хорошо издавать именно хоровое искусство, а здесь всё просто здорово. Центровка идеальная. Весят пластинки: первая 130 грамм, вторая - 137. Белый лейбл, Апрелевка, тираж 1988-го года.
Треклист
Пластинка 1 сторона 1
1 Приидите, Собори Российстии (А. Третьяков) 3:53
2 Тропарь Свт. Алексию Московскому (А. Попов) 1:46
3 Ликуют Ангели Solo Vocal (Я. Чмелёв) - Александр Короткий, Георгий Рябченко 2:07
4 Одеваяйся Светом Яко Ризою (Я. Чмелёв) Solo Vocal - Александр Короткий 2:58
5 На Реках Вавилонских (распев Киево-Печерской Лавры) 9:21
Пластинка 1 сторона 2
1 Архангельский Глас (В. Соколов) соло - Галина Зарецкая 1:52
2 Союзом Любве (О. Львовский) 6:57
3 Не Рыдай Мене Мати (Ф. Иванов) 3:05
4 Воскресни Боже (П. Чесноков) 4:03
5 Христос Воскресе (А. Кастальский) 1:27
Пластинка 2 сторона 1
1 Ангельский Собор (Н. Надежденский) соло - Ольга Агафонникова 5:40
2 Величит Душа Моя Господа (архимандрит Феофан) соло - Вера Толстопятченко, Галина Зарецкая, Светлана Ерастова 5:42
3 Днесь Весна Благоухает (А. Третьяков) 1:58
4 Верую Господи И Исповедую (священник Зиновьев) соло - Светлана Ерастова 5:48
Пластинка 2 сторона 2
1 Херувимская Песнь, Старо-Симоновская (гармонизация П. Чеснокова) 6:20
2 Достойно Есть (Н. Черепнин) 2:44
3 Блажен Разумеваяй На Нища И Убога (А. Архангельский) соло - Сергей Новиков 7:32
4 Многолетие Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому И Всея Руси Пимену (архимандрит Гавшев) соло - Стефан Гавшев 2:05
Производитель грампластинки - Апрелевский Ордена Ленина Завод Грампластинок
Дирижёр Г. Харитонов
Ссылки:
Ютуб
https://youtu.be/p2oRsTN60u8 https://youtu.be/QgjhRz7uIUc https://youtu.be/5vwBhj5MMd0 https://youtu.be/KAWXnTDr8MU Рутуб
https://rutube.ru/video/204365f9a004c4aa2c2228f1ae728e1b/ https://rutube.ru/video/62e80660d6709e92be05cddb7f0a74be/ https://rutube.ru/video/aeebfebb432a5f01126d9d031989d430/ https://rutube.ru/video/aa979cfda0587cc7762886d976a5f73e/ FLAС
https://disk.yandex.ru/d/1NbtpowmhwWLwA https://disk.yandex.ru/d/IG5bkLoozun0qA https://disk.yandex.ru/d/bvZsMMB7ELoc8A https://disk.yandex.ru/d/nJqisfRrnTDzWA mp3
https://disk.yandex.ru/d/f5FhXZ52EztQUQ https://disk.yandex.ru/d/33iHh9oBo5RkVg https://disk.yandex.ru/d/VP1hbSiEGL78gQ https://disk.yandex.ru/d/b5h5L3xriP9pyA Фото Алексея Вырского
Время создания Патриаршего хора относится к 1943 г. В этот год 3 сентября в Богоявленском соборе впервые по возвращении из Ульяновска служил патриарший местоблюститель блаженнейший митрополит Сергий, впоследствии Святейший патриарх Московский и всея Руси, божественную литургию в соборе пел хор под управлением Виктора Степановича Комарова (1893-1997). С именем этого человека связана вся дальнейшая слава Патриаршего хора. Художественный вкус Виктора Степановича был воспитан на образцовом пении бывшего Синодального хора, а также благодаря личному знакомству с такими выдающимися регентами и духовными композиторами, как А. Д. Кастальский, Н. М. Данилин, К. Н. Шведов, П. Г. Чесноков и другие. Святейший Патриарх Алексий I говорил о характере церковного пения: «Большая часть молящихся в церкви не является знатоком пения. Но спросите у этого большинства, чего оно ожидает от церковного пения и какого пения оно желало бы? И большинство вам ответит: «Дайте нам такое пение, которое трогало бы сердце, вызывало бы у нас слезы умиления, которое бы поднимало наш дух и помогало бы молиться». Исполнение церковных песнопений под управлением В. С. Комарова всегда отличалось глубокой молитвенностью и строгой уставностью. «Пойте Богу разумно…» (ср.: Пс. 46, 7-8) - этому руководящему правилу Виктор Степанович следовал в выборе репертуара. Он требовал от каждого певца хора ясного и сознательного понимания того, что он поет, а отсюда и указывал, как надо петь, добиваясь совершенства исполнения. Не ограничиваясь только управлением хора за богослужением, Виктор Степанович передавал свой богатый опыт и знания молодым регентам. Патриарший хор сегодня продолжает традиции своего учителя. Сохраняет строгое осмогласие и традиционное праздничное пение распева Киево-Печерской Лавры. Нельзя не отметить любовь к церковному пению, которую питал Святейший патриарх Московский и всея Руси Пимен. Будучи в сане иеромонаха, он руководил хором дорогомиловского Богоявленского собора. Иеромонах Пимен успешно регентовал и в других московских храмах, продолжая лучшие традиции русских Церковных дирижеров. Песнопения в исполнении хоров, им возглавлявшихся, звучали проникновенно и отличались большой молитвенной настроенностью. Позднее, уже будучи первоиерархом, Святейший патриарх Пимен говорил об особенностях православного богослужения, церковной музыке и об основных задачах регентов: «У нас иногда говорят, что песнопения Русской Православной Церкви «намоленны». Это глубокая правда, ибо молитва и пение проникают друг в друга, и никакая церковная мелодия не существует сама по себе, но только в связи с текстом молитвы. Пение вносит в церковную службу искусство, идущее от сердца, имеющее своими истоками древнюю культуру, религиозную и национальную, понятную нашему верующему народу во всех его поколениях. Мы тщательно сберегаем старинные церковные распевы: знаменный, киевский, греческий, болгарский и другие. Мы с благодарностью храним также произведения Бортнянского, Веделя, протоиерея Петра Турчанинова, Львова, Чайковского, Рахманинова, Архангельского, Ипполитова-Иванова, Кастальского, Смоленского, Чеснокова и многих других русских композиторов, вложивших свой гений в религиозную музыку».
Фото Алексея Вырского