Создать карусель
Создать карусель
В рубрике «Неформат» я выделил подрубрику «джаз». И вот, публикую первую пластинку из этой серии, чтобы разбавить поток русских (и не только) народных и не очень песен и романсов. Первым номером программы станет совершенно роскошный дуэт пианиста Оскара Питерсона и трубача Диззи Гиллеспи.
Я уже неоднократно писал, что не являюсь большим поклонником классического джаза, для меня близок фьюжн и дальше к року и академической музыке. Тем не менее, именно джаз я изучал систематически, в отличие от рока и фьюжн в джазовой студии «Москворечье» в середине 80-х и неплохо в нём ориентируюсь. Нам читал лекции по истории и современности джаза Михаил Михайлович Митропольский, иногда и Алексей Николаевич Баташов, преподавали джазовую гармонию и голосоведение, ну и, конечно, специнструмент. Естественно, и Гиллеспи, и Питерсон входили в курс истории джаза. Я очень благодарен «Москворечью», но… джаз это не совсем чтобы моё. И, тем не менее, этот дуэт просто фееричен, беспредельно техничное, невероятно умное исполнение представляет интерес для любого любителя музыки. Кроме того, на этой пластинке уже довольно много так называемого «современного джаза», этакий путь от бибопа, одним из отцов которого был Гиллеспи.
Маленько расизма: оба этих великолепнейших музыканта не комплексовали, не качали права, а просто стали самыми лучшими. Как? Они работали каждый день по многу часов, совершенствуя свою технику и мышление. Талант - безусловно, он у них огромный. Но без колоссального труда он не значит вообще ничего. Но, конечно, можно орать, что все белые\гетеросексуалы должны, а самим ничего делать не надо. Какое счастье, что ни Питерсону, ни Гиллеспи подобное и в голову не пришло. Иначе, спустя полвека, мы бы не наслаждались этой фантастической музыкой.
Записи произведены в 1974-м году, у нас пластинка вышла в 1978-м. Мне её подарила наша прекрасная библиотекарь, Татьяна Николаевна.
Ниже, после ссылок, я приведу два текста об этих великих исполнителях, взятые на сайте
https://jazzpeople.ru Запись
Сама по себе запись очень хорошая, всё слышно и объём мне нравится, равно как и стереобаза. Вообще, джаз американцы с начала 60-х годов записывали очень хорошо. Но в некоторых местах слышны перемодуляции, ближе к центру диска. Не очень понятно, на каком именно этапе напахали.
Пластинка
Конверт из плотной бумаги, печать ч\б с добавлением оранжевой надписи. Двоякое ощущение от диска. С одной стороны, масса тихая, центровка хорошая. С другой - запись очень плотная, первая сторона чуть меньше 26 минут, вторая - 27. Записано всё под яблоко, и, естественно, довольно тихо, я добавил 2 дБ. Ближе к центру начинаются искажения на высоком уровне громкости, качество несколько ухудшается, но не критично. Диск весит 146 грамм
Звукозаписывающая компания - ВФГ «Мелодия»
Записано: Ноябрь 28 и 29, 1974, Advision Studios, Лондон, Англия
Изготовлено по лицензии фирмы Polydor International GMBH, Гамбург, ФРГ.
© Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок. 1978 г.
Треклист
Сторона 1
1 Караван 6:58
Caravan Written-By - Ellington, Mills, Tizol
2 Мозамбик 7:04
Mozambique Written-By - Gillespie, Peterson
3 Осенние Листья 7:20
Autumn Leaves Written-By - Prevert, Mercer, Kosma
4 Закрой Глаза 5:20
Close Your Eyes Written-By - Petacre
Сторона 2
1 Блюз Для Птицы 12:29
Blues For Bird Written-By - Gillespie, Peterson
2 Настроение Диззи 4:51
Dizzy Atmosphere Written-By - Gillespie
3 Одинокие Вместе 5:16
Alone Together Written-By - Schwartz - Dietz
4 С Душой
Con Alma Written-By - Gillespie
Ссылки:
Видео
Рутуб
https://rutube.ru/video/9fa788d92134fec93daeb1f628157769/ https://rutube.ru/video/15076e085560128644414c47220cf7c4/ FLAС
https://disk.yandex.ru/d/hsEWaaWaHsMluQ https://disk.yandex.ru/d/42Ssra5t7cxhfw mp3
https://disk.yandex.ru/d/0oE_BkFSKkuz9Q https://disk.yandex.ru/d/YoB7jea-m2p7Dg ОСКАР ПИТЕРСОН
7 «Грэмми»
65 лет карьеры
200 записей
1000 концертов
Канадский Лист
Оскар Эммануэль Питерсон родился 15 августа 1925 в городе Монреаль, Канада. Его родители эмигрировали с Британских Виргинских островов. Несмотря на то, что его они были простыми рабочими, все братья и сестра Оскара проявляли значительный музыкальный талант.
По воспоминания Оскара самым одаренным был его брат, Фред, который умер совсем молодым. Именно он познакомил Оскара с джазом и регги. Сестра Оскара Дэйзи стала талантливой пианисткой.
Оскар делил страсть между пианино и тромбоном, но после туберкулеза духовые инструменты стали ему недоступны.
Страсть к музыке Оскар проявлял с ранних лет, ежедневно высиживая по 6 часов за упражнениями.
Даже будучи заслуженным артистом Оскар Питерсон продолжал по многу часов проводить за инструментом, лишь после инсульта, когда ему отказала левая рука, он сократил это время до 2-х часов.
Юное дарование, наделенное такой целеустремленностью, не могли не заметить. В 1940-х годах Оскар Питерсон уже стал сложившимся музыкантом, выступал с оркестром Джонни Холмса, собрал трио с басистом Остином «Оззи» Робертсом и барабанщиком Кларенсом Джонсом, регулярно посещал телевидение и радиопередачи. Но слава не спешила к виртуозному пианисту.
Композиции «Гимн Свободы» и «Канадская сюита» были включены в Зал славы канадских писателей в 2008 году.
Счастливый случай
По легенде, продюсер Норман Гранц уже был одной ногой в самолете, когда услышал по радио прямой эфир из клуба.
Игра Оскара Питерсона потрясла чуткого импресарио, и он поспешил на встречу с гением. Так началась их плодотворная работа и дружба, которая принесла обоим успех и профессиональный рост.
Оскар проводил по 8 часов за роялем ежедневно
Первое выступление Оскара за пределами Канады с легкой руки Гранца состоялось в Карнеги-холле в Нью-Йорке в 1949 году. Под чутким руководством Нормана Гранца пианист создает новое трио, которое вошло в историю музыки как самое виртуозное и сплоченное. В 1953-58 годы Питерсон играет вместе с басистом Рэем Брауном и гитаристом Хербом Эллисом.
Техника Питерсона вызывала не только восхищение, но и критику. Его стремление к сверхскорости и виртуозности часто ставили ему в укор, музыканта обвиняли в том, что у него в приоритете ремесло, а не искусство.
Историк джаза Скотт Янов вставал на защиту пианиста и писал, что хоть Питерсон играет 100 нот там, где делают всего 10, но это служит музыке и не выбивается из общего стиля.
С молодых лет Оскар Питерсон испытывал влияние Арта Тэйтума. Позже, когда оба пианиста стали друзьями, Питерсон признавался, что сравнения с Артом его всегда смущают и что в его присутствии он не может играть.
Питерсон играет 100 нот там, где обычно нужно 10
В 1992 году Elitha Peterson Productions Inc. при поддержке Национального совета Канады Канады и CBC выпустила документальный фильм «Ключ Оскара» о жизни и музыке Петерсона.
Первые коммерческие записи были сделаны Питерсоном на лейбле RCA в Монреале в 1945-1949 годы. За долгую творческую жизнь у Питерсона были различные периоды, в какие-то годы он больше времени уделял концертам, в другие - записям.
В 70-х и 80-х годы пианист активно записывался, он выпускал до 6 альбомов в год.
Самые известные композиции Питерсона - «Канадская сюита», «Гимн к свободе», «Время Аллилуйя», «Блюз для большой шотландии», «Африканская сюита», «Королевский свадебный люкс», Пасхальный набор», «Чувствительность к самбе» и «Балетные огни».
Одни из самых успешных был период 60-х годов, когда Оскар делал записи и давал концерты с Первой леди джаза Эллой Фицджеральд.
Оформлением альбомов Питерсона занимался итальянский художник Реймонд Моретти - Джаз-картины знаменитых художников
В 1960 году Оскар Петерсон открыл Высшую школу современной музыки в Торонто. Тогда же вышли знаменитые «Джазовые этюды Питерсона» (Jazz Exercices), которые стали обязательной программой начального музыкального образования во всем мире. Из-за отсутствия финансирования и большой занятости на концертах, через 5 лет школу пришлось закрыть.
Но Питерсон не оставил эту идею и позже стал стал адъюнкт-профессором музыки в Йоркском университете.
Оскар Питерсон входит в список Самые известные джазовые композиторы
От виртуозности к лиризму
В 1993 году Петерсон перенес инсульт, что вместе с перенесенным артритом в детстве отразилось на подвижности левой руки. В это время музыкант больше сосредотачивается на характере звука, разрабатывает правую руку.
Музыкант сократил время тренировки за инструментом до 2-х часов в день, но продолжал выступать и записываться.
Оскар Питерсон скончался 23 декабря 2007 года от почечной недостаточности в своем доме.
У музыканта осталось семеро детей от 4-х браков. По воспоминаниям современников, Оскар был очень скромным, легким в общении человеком, к которому никак не подходили слова «мировая знаменитость».
Автор текста Велимира Антропова
Диззи Гиллеспи: от бибопа до современного джаза
Культовая фигура в истории джаза, известная во всем мире не только поклонникам жанра, но и любителям других стилей. Музыкант, узнаваемый по своим больших размеров щекам и фирменному звучанию трубы, изогнутой под углом в 45 градусов, Джон Биркс Гиллеспи, более известный как Диззи (Dizzy Gillespie), родился 24 октября 1917 года в Южной Калифорнии.
Dizzy Gillespie Диззи ГиллеспиДжон, самый младший из девяти детей, рос в музыкальной семье и начал играть на пианино в 4 года, тромбон и трубу будущий великий джазмен взял в руки в 12 лет. Он демонстрировал невероятный музыкальный талант и в 15 поступил в институт в Северной Калифорнии (North Carolina’s Laurinburg). И не смотря на это, на протяжении всей учебы Гиллеспи был очень требователен сам к себе.
В конце 1930-х годов, в расцвет эры свинга, Джон Гиллеспи начал выступать в престижных биг-бэндах, чтобы заслужить репутацию восходящей звезды. За свой «вольный» стиль игры Джон получил прозвище Dizzy, что на английской значит «головокружительный». К 1939 году он играл с Кэбом Кэллоуэем (Cab Calloway) - одним из самых успешных бэнд-лидеров того времени. Так продолжалось до 1941. И что примечательно, что вес записи за этот период сделаны с музыкантами, которые оказали значительное влияние на творчество Гиллеспи в следующем карьерном этапе. В их числе саксофонист Чарли «Пташка» Паркер (Charlie «Bird» Parker) и пианист Телониус Монк (Thelonious Monk).
В начале 40-х Диззи Гиллеспи играл на вечерних джем-сейшнах в нью-йоркских джаз-клубах с Паркером и Монком. Это трио стало родоначальниками нового ответвления в джазе - бибопа. Во время Второй Мировой войны со студийной работой возникли сложности из-за запрета на запись Союза музыкантов, и по этой причине первые коммерческие пластинки так и не увидели свет. В послевоенное время народ вночь охватила мода на джаз, и тогда репутация Гиллеспи окончательно закрепилась на международном уровне.
За время cвоей карьеры Диззи Гиллеспи записал более 60 альбомов в качестве бэнд-лидера и около дюжины в сотрудничестве с Чарльзом Мингусом (Charles Mingus), Куинси Джонсом (Quincy Jones) и несколькими другими джазовыми знаменитостями. В более поздние годы Гиллеспи гастролировал и появился на записи Стиви Уандера (Stevie Wonder) Do I Do в 1982 году.
Диззи был по натуре открытым человеком, поэтому часто принимал приглашения участвовать в съемках на телевидении. Так, его однажды пригласили в эпизод детского телешоу «Улица Сезам». Трубач появляется в 413 серии. По сюжету Статлер болен, и Уолдорф решает пригласить на концерт свою жену Асторию. В это время приезжает инспектор ЛаБреа, чтобы убедиться, что уровень шума на представлении не превышает нормы. ЛаБреа говорит Кермиту убавить звук, но тот в свою очередь, как может, отвлекает инспектора, пока Диззи Заканчивает свое выступление. В итоге конфликт разрешается сам собой, так как инспектор оказывается большим поклонником музыканта. Он присоединяется к Диззи, чтобы доиграть композицию на саксофоне. Другими гостями этого популярного в России в 1990-е годы кукольного представления становились Барбра Стрейзанд (Barbra Streisand) и Лина Хорн (Lena Horne).
Не только отцом бибопа был Гиллеспи - музыкант стоял у истоков рождения фьюжна и проникновения афро-кубинских ритмов в джаз в сороковые.