(no subject)

Dec 02, 2024 00:17

АНТОНИО ВИВАЛЬДИ Концерты для фагота с оркестром. Сергей Красавин, дирижёр Юрий Темирканов







Музыка, которую я сегодня представляю гостям моего блога, удивительно красивая и лёгкая для восприятия. Вообще, использование фагота в качестве сольного инструмента, явление ныне редкое, хотя тот же Вивальди очень любил этот инструмент и писал для него разные произведения. Инструмент этот обладает удивительным, мягким и интеллигентным, негромким голосом. В нежной музыке Вивальди он звучит просто сказочно, море наслаждения. Впрочем, не буду писать ни об этой музыке, ни об Антонио Вивальди, публикую в конце статью с обратной стороны пластинки.



Антонио Вивальди

Вот музыка Антонио Вивальди, которую я публиковал у себя раньше:

Антонио Вивальди. четыре концерта «времена года». камерный оркестр «виртуозы Рима», дирижёр Ренато Фазано

https://aleksey-vyrsky.livejournal.com/99949.html

https://vk.com/@156617538-antonio-vivaldi-chetyre-koncerta-vremena-goda-kamernyi-orkes

Вивальди Глория

https://vk.com/@156617538-antonio-vivaldi-gloria

Вивальди Концерты Для Струнных И Духовых Инструментов. Ленинградский Камерный Оркестр, дирижёр Николай Рабинович.

https://aleksey-vyrsky.livejournal.com/99305.html

И в предыдущем посте опубликованы «Времена года» в исполнении Лианы Исакадзе.

Я впервые публикую исполнение, где дирижирует Юрий Хатуевич Темирканов, великолепнейший наш дирижёр, человек, добившийся самых невероятных высот в музыкальном творчестве, ярчайший представитель петербургской дирижёрской школы, в каком-то смысле, творческий наследник Евгения Мравинского.



Юрий Хатуевич Темирканов

Родился Юрий Темирканов 10-го декабря 1938-го года в Кабардино-Балкарской АССР. Музыкой он начал заниматься довольно поздно, в девять лет, но талант взял своё. В 1962-м году он поступил в Ленинградскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова, закончил её по классу альта, а потом поступил в аспирантуру на дирижирование. Уже в 1965-м, в 27-м лет он дебютировал с постановкой «Травиаты» Верди (вот здесь моя оцифровка, но за пультом - Артуро Тосканини:

https://aleksey-vyrsky.livejournal.com/61960.html

или здесь:

https://vk.com/@156617538-dzhuzeppe-verdi-opera-traviata-dirizher-arturo-toskanini-po

Уже в 1966-м он одержал победу на II Всесоюзном конкурсе дирижёров в Москве, отправился в большой гастрольный тур по США и Европе вместе с другими выдающимися музыкантами, Давидом Ойстрахом и Кириллом Кондрашиным, Давидом Ойстрахом и оркестром Московской филармонии совершил гастрольный тур по Европе и США. Тогда же он стал дирижёром Ленинградского академического Малого театра оперы и балета. А потом… Он возглавлял и наши оркестры в Ленинграде\Петербурге, а уж от названий иностранных оркестров, которыми он дирижировал или даже возглавлял, в глазах рябит. И большинство из них входит в двадцатку лучших оркестров мира, а амстердамский Концертгебоу так и вовсе её возглавляет. Кратенько перечислю:

В 1968-1976 гг. ― главный дирижёр Симфонического оркестра Ленинградской филармонии (в настоящее время Академический Симфонический оркестр филармонии);

С 1976 по 1988 год ― художественный руководитель и главный дирижёр Ленинградского театра оперы и балета им. С. Кирова (ныне Мариинский театр);

С 1979 года - главный приглашённый дирижёр Филадельфийского (США) и Лондонского Королевского филармонического оркестра, а с 1992 по 1998 - главный дирижёр Королевского оркестра;

С 1988 по 2008 год - главный приглашенный дирижёр Симфонического оркестра Датского радио (Копенгаген);

С 1992 по 1997 год - главный приглашенный дирижёр Дрезденского филармонического оркестра;

С января 2000 по 2006 год - главный дирижёр и художественный руководитель Балтиморского симфонического оркестра (США);

C 2007 по 2009 год - главный приглашенный дирижёр Большого театра;

В 2010-2012 годах - музыкальный директор Королевского театра Пармы (Италия);

В 2015 году стал почётным пожизненным дирижёром Национальной академии Санта-Чечилия (Рим, Италия).

В 1979-1988 годах преподавал в Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (с 1986 года, профессор). Регулярно проводил мастер-классы в Институте Кёртиса (Curtis Institute, Филадельфия), а также в Манхэттенской школе музыки (Manhattan School of Music, Нью-Йорк), в Accademia Chigiana (Сиена, Италия).

С 1988 по 2022 год Юрий Темирканов возглавлял Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Петербургской филармонии в статусе художественного руководителя и главного дирижёра, в январе 2022 года он оставил пост главного дирижёра, сохранив за собой должность художественного руководителя оркестра.

Такой вот сегодня у меня дирижёр.



Юрий Хатуевич Темирканов

Про фаготиста, Сергея Красавина, великолепно исполнившего концерты, написано ниже в статье с пластинки.



Сергей Красавин

Исполнение

Ансамбль солистов Государственного академического симфонического оркестра СССР, ныне Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова. вот даже если я и захочу к чему-то придраться, то не смогу. Исполнено идеально, с глубоким пониманием сути музыки. Естественно, звучит современно, никакой аутентичности, и даже вольностей 50-х, начала 60-х годов, всё предельно чисто, даже сложнейшие унисонные форшлаги звучат идеально. При этом исполняют не стерильно, потому что чувственно. Просто роскошно! Великий оркестр, большой дирижёр.

Запись

Запись 1981-го года, по технической части всё очень хорошо. Единственное, на мой взгляд, для оркестра выбрано слишком большое пространство, оно больше подходит Чайковскому или Вагнеру, чем барочникам. При этом, фагот звучит так, как мне лично хочется. Никаких перемодуляций или слышимого ухудшения качества ближе к центру, нет. Стереобаза отличная.

Пластинка





Очень академичный синий конверт из довольно мягкой бумаги, но не противной наощупь. Масса очень тихая, но не рекордная, хотя и близка к этому. Но и сама запись излишне тихая, я добавил 2 дБ, чтобы в наушниках при прослушивании с телефона совсем уж не вслушиваться. Продолжительность каждой стороны около 21 минуты, записано не слишком плотно но и не под яблоко. АЧХ очень хорошие, центрован диск хорошо. Весит 127 грамм. Апрелевка, белое яблоко, 1982-й год.

Ссылки

Видео Ютуб

https://youtu.be/8aSvsfbx8k0

https://youtu.be/uaNiF88FpXY

Рутуб

https://rutube.ru/video/private/596036cfcba8d61f8cb1c11a0818a740/?p=YCAElDWyde5cXM3auTayMA

https://rutube.ru/video/private/79fd581cccf8b7425e4df45add1208e2/?p=nGAYwQ40gtio0edBGWLT2w

FLAС

https://disk.yandex.ru/d/khEwesDWBbsecQ

https://disk.yandex.ru/d/HxkTcoTICECcew

mp3

https://disk.yandex.ru/d/-USEq5IvNziYyw

https://disk.yandex.ru/d/sdjvbWeg2OtM-g

Текст с обратной стороны конверта

Конец XVII - первая половина XVIII столетия было временем бурного развития оркестровой музыки в странах Европы. Классические образцы инструментального творчества оставил венецианский аббат-минорит {монах францисканского ордена) Антонио Вивальди - великий композитор, скрипач, дирижер и педагог. Первоначальна он учился игре на скрипке у Своего отца Джованни Баттисты Вивальди - скрипача капеллы собора святого Марка в Венеции, Дальнейшее совершенствование происходило под руководством капельмейстера Сан-Марко Джованни Легренци, ставшего в конце жизни признанным главой венецианской скрипичной школы XVII века. Вивальди рано прославился отличной игрой на скрипке. Некоторое время он занимал должность скрипача при дворе в Дармштадте, а с 1703 года становится преподавателем (maestro di violino), позднее дирижером хора и инструментальной капеллы, а также руководителем концертов и, наконец, в 1713 году директором женской консерватории «Ospedale della Pietà» в Венеции - городского приюта для сирот и беспризорных, где к этому времени, помимо обучения различным ремеслам девушек-сирот, было введено преподавание музыки, которое заняло основное место в обучении воспитанников. Насыщенная музыкальная жизнь, высокопрофессиональная постановка обучения пению, игре на смычковых, клавишных и духовых инструментах, первоклассная хоровая и инструментальная капелла, которая стала «студией» для творческих исканий Вивальди, не замедлили принести свои плоды. Современники свидетельствуют, что его оркестр был одним из лучших в Европе.

В обязанности Вивальди входило сочинение музыки для многочисленных светских и духовных концертов этого учебного заведения. Он также писал музыку для театральных спектаклей, отдавал много сил постановкам собственных опер. «Недозволенное» поведение во время церковной службы «Рыжего священника» («II prete rosso») - так Вивальди был прозван за свои рыжие волосы - послужило одной из причин его разлада с клерикальными кругами. В результате этого во второй половине 30-х годов, уже на склоне лет, Вивальди покинул Венецию и отправился в Вену, где провел последние годы своей жизни. Несмотря на то, что Вивальди продолжал сочинять музыку и пользоваться широкой известностью, он умер в бедности. Из записи расходов на отправление похоронного обряда, сделанной в канцелярии собора святого Стефана, видно, что похороны Вивальди были весьма скромные, сопровождавшиеся «малым колокольным звоном».

Творческое наследие Вивальди огромно. Он создал свыше сорока опер, множество кантат, культовых сочинений, арий, симфоний, сонат. Но любимым жанром Вивальди был сольный инструментальный концерт. Вивальди написал около пятисот концертов для самых разнообразных инструментов и составов. Именно здесь проявились особенно ярко красота его музыкального мышления в сочетании с инструментальной виртуозностью. Вивальди оказал влияние на формирование творчества И. С. Баха, который с любовью перекладывал его скрипичные концерты для клавира и органа.

Из всех инструментов Вивальди отдал предпочтение скрипке, виолончели и фаготу. Для своего времени Вивальди необычайно широко представлял себе выразительные и технические средства этих инструментов, особенно это касается двухклапанного фагота, который до XVIII века не был концертирующим. Фаготная техника в его 38 концертах разнообразна: стремительные пассажи, арпеджио, быстрые скачки на большие интервалы, требующие от исполнителя исключительно подвижного staccato, виртуозного владения legato и вместе с тем в мягкой лирике медленных средних частей - красивого тембра и выразительного звучания. Установленный в творчестве Вивальди динамичный трехчастный цикл инструментального концерта (быстрая блестящая первая часть, певучая медленная средняя, быстрый финал) выражал художественные идеалы искусства «хорошо организованного контраста». Этой трехчастной циклической форме присущи элементы «зрелищности», выявляющиеся в нейтральном чередовании tutti и solo. Именно в этом чередовании создается игра звуковыми массами и звуковыми светотенями, раскрывается смысл формы концерта; именно весь этот комплекс исполнительских и выразительных средств и привлекает современных исполнителей в творчестве Вивальди.

Концерты для фагота с оркестром Вивальди были забыты вплоть до первой половины XX века. Возрождение интереса к этим концертам связано с обнаружением осенью 1926 года и в конце 1929 года итальянским музыковедом А. Джентили архива рукописей Вивальди, в котором они находились, в библиотеке маркиза Джузеппе Мария Дураццо. Основанный в Сиене Итальянский институт Антонио Вивальди, возглавляемый Дж. Ф. Малипьеро, положил начало публикации полного собрания сочинений Вивальди, в частности концертов для фагота.

ХХХ

В 1959 году Сергей Красавин впервые в СССР исполнил один из концертов для фагота с оркестром (ре минор) А. Вивальди.

Сергей Красавин родился 15 января 1941 года в Ленинграде. Окончил Ленинградскую государственную консерваторию по классу фагота профессора Д.Ф. Ерёмина (1963) и аспирантуру (1967). В 1960 - 1968 годах он - солист оркестра Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени Кирова, а с 1968 года - солист Государственного академического симфонического оркестра СССР. С. Красавин - лауреат I премии на Всесоюзном конкурсе (1963 г.), лауреат международных конкурсов в Праге (1959) и Мюнхене (1966). С 1979 года он преподает в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных.

Сергей Красавин часто выступает с сольными программами, в качестве солиста в камерных и симфонических концертах. Виртуозная техника, полная эмоциональности фразировка, редкое по красоте тембра звучание, природное чувство формы и стиля - вот черты, характеризующие артистический дар Сергея Красавина.

Очень многообещающим выглядит сотрудничество С. Красавина с одним из выдающихся советских дирижеров, народным артистом СССР Юрием Темиркановым, мастерство и чувство стиля которого ярко запечатлено на этой пластинке.

А. Розенберг

Previous post Next post
Up