Эпиграф: «Америка всегда вступала в вооруженные конфликты - от Первой мировой до войны в Персидском заливе, исключительно ради прозрачных, честных и свободных выборов!» (неизвестный либераст)
Часть 1
К началу 50-х годов XX столетия, как писал мудрый еврей Киссинджер (Генри): «Страны, находящиеся под американским зонтиком, наслаждались миром, процветанием и стабильностью».
США по-хозяйски оглядывали глобус и прикидывали - кого бы это еще обрадовать процветанием? И тут взгляд Госдепа зацепился за Индокитай…
В мае 1953 года американский посол во Франции Дуглас Диллон (по заданию своего шефа - президента США Дуайта Эйзенхауэра) начал давить на французское правительство:
- После победы над коммунистами, вы должны предоставить независимость Индокитаю! И назначить тудой демократических реформаторов!
- Это с какого х*ра? - изумились французы, которые в 1950 году пафосно преобразовали (на бумаге) все три своих колонии - Вьетнам, Лаос и Камбоджу - в «ассоциированные государства, входящие во Французский Союз», но на деле - безуспешно корячились, пытаясь создать видимость хоть какого-то порядка в бесконечной войне с партизанами. Которые почему-то упорно не желали ассоциироваться.
- Демократия несовместима с колониальной политикой! У нас, вот, нет колоний! - гордо заявили американцы.
- А это ничего, что в джунглях загибаются французские солдаты? - попытался возразить Париж.
- А это ничего, что треть французских расходов в Индокитае субсидируется Соединенными Штатами? - подал свой голос Госдеп.
- Вы нас не любите! - жалобно канючили в Париже.
- А за что вас любить, - продолжал наседать Госдеп, - За то, что после разгрома в 1940 году, вы - внезапно! - в 1945 году оказались среди победителей во Второй мировой войне?
- Но тогда нам придется уйти и из своих североафриканских владений: Туниса, Алжира и Марокко! - заламывали руки на Елисейских Полях.
- Кстати! Давайте поговорим за освобождение от цепей империалистического колониального рабства угнетенных народов Африки! - раздалось из Кремля.
- «Теория домино»! - перешел на шепот Госдеп и сделал страшное лицо в сторону Франции.
- Чего!? Какое домино!?
- Если коммунисты восторжествуют хотя бы в одной стране Индокитая, то с грохотом посыплется весь регион! Мы можем потерять всю Юго-Восточную Азию! Весь регион Тихого океана! А возможно даже и Японию! - трагический тон Госдепа сулил армагеддон вселенского масштаба.
- А эта теория верна? - недоверчиво спросили в Токио.
- Пока не знаем, - многозначительно закатил глаза Госдеп, - Мы эту теорию изобрели только сейчас. Но деньги под это уже вложены немалые!
Французы поняли, что им нужна срочная и окончательная победа. Срочно и окончательно началось 13 марта 1954 года под Дьенбьенфу (город на северо-западе Вьетнама, столица провинции Дьенбьен).
- Откуда у партизан артиллерия!? - выпал на измену Запад и посмотрел в сторону коммунистического Китая.
- Эхо войны…, - неопределенно пожал плечами Китай, - В джунглях сокрыто множество тайн.
- Точно! - подтвердили северовьетнамские партизаны, заботливо маскируя лианами найденный по случаю танк Т-34.
23 марта 1954 года, адмирал Артур Рэдфорд - председатель Объединенного комитета начальников штабов армии США - мечтая о легализации каннабиса - спросил, как бы между прочим:
- А не нанести ли нам ядерный удар по коммунистическим позициям в окрестностях Дьенбьенфу?
- Освободить Индокитай, превратив его в радиоактивную пустыню - это гениально! - спокойно заметил Китай, сосредоточенно отмечая на карте для вьетнамских товарищей «грибные» места, где в изобилии водились разная военная техника и снаряжение.
- Нам надо создать международную коалицию в составе Соединенных Штатов, Великобритании, Франции, Новой Зеландии, Австралии и объединенных государств Индокитая для прекращения коммунистического распространения в Индокитае! - воскликнул Эйзенхауэр. И с надеждой, многозначительно посмотрел на Черчилля.
- Кхм … , - произнес Кремль.
- Х*рня эта ваша «теория домино»! - заметил Черчилль, досиживавший перед уходом на пенсию последний год в качестве премьер-министра, - Вот когда британские войска мужественно защищали крепость - герой Сингапур….
- Ага, целых семь дней! И закончилось все это крупнейшей капитуляцией британских войск в истории! - вставил Госдеп.
- Вот! Вот! - согласился Черчилль, - Поэтому, если русские ввяжутся в войну - вместе с Китаем, то …
- Та ну вас нах*й с вашим Индокитаем! - заорали французы 7 мая 1954 года, когда пал Дьенбьенфу.
- А что нам скажет Женевская мирная конференция? - спросил товарищ Хо Ши Мин. Первый президент Демократической Республики Вьетнам (с 1945 года), видный деятель Коминтерна, и - на минуточку! - старый член Французской коммунистической партии - с 1920 года, и Коммунистической партии Вьетнама - с 1930 года.
На конференции, которая уже работала с 26 апреля 1954 года, министры иностранных дел СССР, КНР, Великобритании, США и Франции (плюс представители ДРВ (Северный Вьетнам), Южного Вьетнама, Лаоса и Камбоджи) произвели на свет: шесть односторонних деклараций, три двухсторонних соглашения о прекращении огня и одно неподписанное заявление. Вьетнам разделили (временно) по 17-й параллели, с намерением провести в обеих частях свободные выборы в 1956 году. Дабы вьетнамцы сами определили будущее политических режимов и вопрос воссоединения страны.
США заявили, что они «приняли к сведению» и «гарантировали урегулирование» в регионе. Но… забыли подписаться под этими самыми гарантиями.
Часть 2
- Сейчас мы вам покажем, как надо строить демократию и проводить реформы! -с энтузиазмом невинных младенцев администрация Эйзенхауэра с головой окунулась в дело построения свободного общества Южного Вьетнама.
- Сейчас мы вам покажем, как обученная нами армия Южного Вьетнама, будет лихо расправляться с партизанами! - заявила американская военно-консультативная группа. Численность которой - чисто случайно! - сразу же нарушила все лимиты Женевской конференции.
- А вы читали книгу Вершигоры Петра Петровича - о партизанах Сидора Ковпака? - поинтересовались французы.
- Это советская пропаганда! - важно ответил Пентагон.
- А вот интересно на это будет посмотреть! - заметил СССР, к тому времени успешно разобравшийся со всякими «лесными братьями» и прочими «побратымами».
- Ударим католическими реформами по разгильдяйству, бездорожью и буддизму - опиуму для народа! - патетически провозгласил Нго Динь Зьем (Дьем). Был назначен США в качестве зиц-президента Южного Вьетнама (как бы на референдуме за него проголосовало 98% избирателей - ага, повально неграмотные крестьяне тоже). 26 октября 1954 года провозгласил создание Республики Вьетнам, а самого себя - первым президентом.
- Ну как, получается? - спросила Франция, обнимая здоровенную коробку с попкорном.
- Передаем сообщение ТАСС! - раздалось из Москвы, - В ночь на 1 ноября 1954 года, бойцы национально-освободительного движения Алжира атаковали ряд французских военных объектов…
- Бля-я-я-я…, - покатилось эхо над рассыпанным попкорном.
Реформы в Республике Вьетнам шли своим чередом. Поскольку в голове президента Зьема была каша из конфуцианской модели бюрократии (характерной для всей Юго-Восточной Азии) и модели западной демократии, плюс принятый им католицизм, плюс постоянные попытки поставить знак равенства между понятиями: «оппозиция» и «предательство», плюс многочисленные родственники, желающие возглавить реформы…
Крестьяне весело и массово (ага, те самые 98%!) уходили в партизаны, буддисты роптали, генералитет (из других династий - кланов) как-то недобро поглядывал на своего президента. Крупные землевладельцы посылали по известному адресу реформаторов и требовали вернуть… французское правительство.
Переведенная на дивизионную структуру армия - с упором на механизацию (по американскому образцу) тоже оказалась на высоте. Механизация напрочь отказывалась передвигаться по горному бездорожью в джунглях, а дивизионная структура… Пока брали под защиту крупные города, партизаны выстраивали социализм в сельской местности - выпиливая землевладельцев и прочих буржуинов. Армия кидалась в сельскую местность - в крупных городах начиналась экспроприация экспроприаторов и выпиливание чиновников в промышленных масштабах.
- Нам надо срочно увеличить число наших советников в Республике Вьетнам! - пыталась сохранить лицо администрация Эйзенхауэра.
- Правильно! - обрадовались советник президента США по военным вопросам генерал Максвелл Тейлор и директор управления политического планирования государственного департамента Уолт Ростоу. - Мы считаем, что надо командировать во Вьетнам так называемую группу по вопросам военного снабжения в количестве 8 тыс. человек! А всем скажем - якобы для оказания содействия в преодолении отрицательных последствий разливов реки Меконг в районе дельты.
- Ага. А вместо лопат у них будет вооружение? - поинтересовались в Кремле.
- Это для самозащиты мирных снабженцев и инженеров! - отбивался Госдеп.
- Да не вопрос! - сказал Хо Ши Мин. - Мы тут посовещались с товарищами - на Конгрессе патриотических сил, кстати - в одном из освобожденных районов Южного Вьетнама! И решили создать Национальный фронт освобождения этого самого Южного Вьетнама (НФОЮВ).
- Мы объявляем национально - освободительные войны священными и гарантируем им всестороннюю поддержку! - заявил 6 января 1961 года Хрущев.
- Предотвращение коммунистического господства в Южном Вьетнаме объявляется национальной задачей Америки! - провозгласил 11 мая 1961 года Совет национально безопасности США.
- Ну, да - после эпической высадки в заливе Свиней на Кубе - в апреле, осталось только победить коммунистов во Вьетнаме! - с издевкой заметила Франция.
- А не обрушить ли нам всю мощь СЕАТО (Договор Коллективной Защиты Юго-Восточной Азии, основан 8 сентября 1954 года) на этих коммунистов? - свежо подумали генералы в Вашингтоне.
30 октября 1961 года на Новой Земле (СССР) что-то ярко сверкнуло, знатно хрястнуло, громыхнуло на всю планету.
- Не-а, всю мощь - не получится! - заметила собирая дрожащими руками рассыпанный попкорн Франция, вступившая в СЕАТО для вставлять палки в колеса американцам.
- Х*рня этот ваш СЕАТО! - проворчала Великобритания. - Ни четких критериев вступления в войну, ни обязательств защиты членов договора! А деньги подай!
- А мы тогда будем всеми силами защищать Лаос от вторжения коммунистов! - заявила уже новая администрация президента США Кеннеди.
- А шо такое? - встрепенулся Лаос.
- Все нормально, сохраняйте спокойствие и нейтралитет, как это вам предписано Женевскими договоренностями! А мы тут с вашими коммунистами посовещаемся! - сказал Хо Ши Мин, рисуя на карте Лаоса сеть обходных тропинок и дорог имени самого себя. - Ну-ка, дайте мне еще карту Камбоджи!
- Ну, как тут у вас? Научились бороться с партизанами? - спросили французы, жуя попкорн.
- А как у вас с референдумом по поводу независимости Алжира? - ехидно уточнил Госдеп.
- Бля-я-я-я….
- Теперь перед нами стоит проблема заставить поверить в нашу силу всерьез, и Вьетнам для этого, как представляется, самое лучшее место! - заявил Кеннеди.
- Да не вопрос! - хитро прищурился правитель Камбоджи принц Сианук и размашисто расписался на карте с отмеченными базами партизан в камбоджийских джунглях, представленной Хо Ши Мином: «Утверждаю!»
- Во Вьетнаме находится не безопасность Америки, а американский престиж и доверие Америке! - истерил Госдеп.
- Вот вам, махаяны мать, наше доверие! - возмутились буддисты Республики Вьетнам. И вышли 8 мая 1963 года на демонстрацию за… свободу вероисповедания от сотворения мира в буддистской стране.
- Это провокация Вьетконга (сперва так называли бойцов НФОЮВ, а затем - всех коммунистов Вьетнама)! - важно заявил президент Зьем.
- Да ну? - удивились буддисты, ховаясь от пуль и гранат полиции. - А голод, нищета и болезни - это тоже коммунисты?
- Ну, как тут у вас? - спросили французы, жуя попкорн и весело наблюдая, как бойцы братана Зьема - Нго Динь Ню (начальника сил безопасности) проводят налеты на пагоды и швыряют в тюрьмы буддийских монахов сотнями.
- Чет х*рня какая-то и феодализм, а не демократия и рыночная экономика у вас тут творятся! - возмутился посол США в Республике Вьетнам Генри Кэбот. - Мы бы советовали вам устранить от власти господина Ню!
- Действительно! Х*рня какая-то! - подумали южновьетнамские генералы. И, чтобы два раза не вставать, свергли и убили… Ню и Зьема.
- Переворот обеспечит возможность прекратить дальнейшее коммунистическое внедрение на всем пространстве Юго-Восточной Азии! - восторженно провозгласили американские СМИ.
- Шта? - задала риторический вопрос газета «Правда» американским империалистам. - То есть, получается - до этого, вы поддерживали не совсем демократическое правительство? Вы ничего не попутали?
- Ню и Зьем были агентами коммунистов? - беря коробку с попкорном побольше, искренне удивилась Франция. - А в 1961 году вице-президент США Линдон Джонсон называл Зьема «азиатским Уинстоном Черчиллем». Когда это он у вас успел стал диктатором?
- Действительно! Х*рня какая-то получается! - глядя на тупые лица своих генералов думал Кеннеди. - А не уйти ла нам вообще из Вьет…
Додумать ему не дали. Кеннеди был застрелен 22 ноября 1963 года.
- А, вот, когда я еще был молодым членом Французской коммунистической партии…, - начал было Хо Ши Мин.
Франция подавилась попкорном.
- Меня учили - революция должна быть массовой! - невозмутимо продолжал Хо Ши Мин, - Коренное изменение общественного строя должно охватывать все слои населения! Как учил нас товарищ Ленин…
- А! Это мы мигом! - воспылали энтузиазмом южновьетнамские генералы - реформаторы. И за один только 1964 год устроили… семь переворотов.
- Н-да, хорошая получилась демократия, забористая …, - меланхолично заметил Китай, каллиграфически выводя тушью на рисовом пергаменте древнюю китайскую пословицу про стеклянный х*р и дураков.
Все слои населения как бы республики коренным образом прониклись такими реформами и… массово стали тикать в партизаны и на Север.
- Бля-я-я-я…. , - выдохнул Госдеп.
- Не, ну вы хотя бы попробовали! - заметила Франция.
- Раз пошла такая свадьба, надо собирать заседание Центрального Комитета Коммунистической партии в Ханое! - устало вздохнул Хо Ши Мин, глядя на разгул демократии в Южном Вьетнаме и бережно складывая донесение о начале передислокации на Юг 325-й регулярной дивизии.
- Я дико извиняюсь! Но таки кто будет возвращать уже вложенный в реформы Южного Вьетнама миллиард долларов? - послышалось из министерства финансов США.
Часть 3
- Катера ведут себя агрессивно! - решил капитан американского эсминца «Мэддокс», находящегося немножечко в тысячах миль от берегов Америки - в Тонкинском заливе.
- Открыть предупредительный огонь!
Катера северовьетнамцев подумали, что в своих территориальных водах они могут как угодно себя вести - даже агрессивно, и дружно ответили из крупнокалиберных пулеметов и торпедными залпами. С борта американского авианосца «Тикондерога» (который тоже почему-то был не у берегов Америки) поднялось звено палубных истребителей F-8 «Крусейдер». «Мэддокс» открыл огонь на поражение…
Старпом «Мэддокса», не найдя в руководствах и инструкциях термина «агрессивное поведение катеров», начал записывать в вахтенном журнале: «… 2 августа 1964 года…».
Естественно, что 4 августа 1964 года, ночью, во время тропического шторма, более десятка (!) отметок «агрессивных катеров» увидели только на «Мэддоксе».
Когда отстрелялись в сторону Вьетнама и сменили памперсы, с борта «Тикондероги» и присоединившегося к группе еще одного мирного эсминца «Тэрнер Джой» подтвердили - никаких целей не наблюдали…
- Но нападение могло иметь место! - трезво рассудили в Вашингтоне.
- Мы принимаем «Тонкинскую резолюцию» и уполномочиваем президента Линдона Джонсона принять все шаги - включая использование вооруженных сил США! - для защиты свободы стран Юго-Восточной Азии! - смахивали хором слезы восторга конгрессмены США.
- Война - это бизнес! А бизнес - это хорошо для Америки! - смахивали слезы умиления представители американского ВПК.
К концу 1968 года, численность американских «инженеров» и «снабженцев» во Вьетнаме достигла более 500 тыс. человек. Разверзся вьетнамский «котел».
Вместо послесловия
24 июля 1965 года
- А почему нам запрещают бомбить советские корабли, разгружающиеся во вьетнамских портах? Это странно! - возмущались американские летчики, защищавшие «свободу» над Северным Вьетнамом.
- Действительно - странно! - подумал оператор зенитного комплекса СА-75 «Двина» с простой вьетнамской фамилией Си Ни Цын - нажимая кнопку «Пуск».
Три американских самолета McDonnell Douglas F-4 Phantom II, шедших курсом на Ханой, выпали на землю веселеньким дождем из горящих обломков.
P.S.
- Какого х*ра я здесь делаю? - уныло думал 26 октября 1967 года сбитый над Ханоем и получивший знатных тумаков крестьянскими мотыгами будущий кандидат в президенты США от республиканцев на выборах 2008 года и «большой друг» будущей независимой Украины Джон Маккейн.