Прогиб под дядю Сэма - защита интересов государства или путь к экономическому банкротству?
В современной геополитической реальности вряд ли найдется государство, строящее свою внешнюю политику из соображений альтруизма. И это логично - разумное правительство, стремясь остаться субъектом международных отношений, будет защищать свои интересы. Даже в ущерб интересам других. Не являются исключением и США, которые давно уже несут знамя продвижения интересов крупных корпораций и, по
мнению представителя МИД Германии Мартина Шефера - «пытаются решать свои экономические проблемы за счет санкций против России».
И, вполне закономерно, что такие внешнеэкономические шаги Вашингтона вызывают раздражение даже у союзников в Европе. Речь идет о
законе «Противодействия противникам Америки через санкции», подписанном Дональдом Трампом 2 августа 2017 года. Дело в том, что согласно букве закона, администрация Белого дома может вводить санкции в отношении компаний, участвующих / содействующих строительству российских экспортных трубопроводов (статья 232 документа).
А таких компаний, заинтересованных, например - в строительстве «Северного потока - 2», немало: французская Engie, швейцарская Nord Stream 2 AG, австрийская OMV, британо-нидерландская Royal Dutch Shell и немецкие Uniper и Wintershall. Причем, прямое участие этих компаний в указанном проекте оценивается в 4,75 млрд евро, что соответствует половине оценочной стоимости всего «СП-2» (9,5 млрд евро).
Как видно из объемов финансовых «инъекций» в российский проект, Европа серьезно озабочена вопросом энергетической стабильности. Дело в том, что существующая и, до недавнего времени - успешно действовавшая газо-транспортная система, проходящая через Украину (20 лет назад перекачивалось примерно 80% российского газа, который поставлялся в Европу), оказалась в «зоне риска» и становится все более неинтересной западному инвестору. В 2019 году истекает срок действия договора о транзите российского газа через украинскую трубу. А, глядя на наших, доморощенных «евро-сказочников», в Европе четко понимают - возобновление украинско-российского договора под большим вопросом. Во всяком случае, в условиях когда «ястребы» в Киеве делают из вопроса продолжения войны мейнстрим, это практически невозможно.
Стоит ли удивляться, что реакция европейцев на американские «палки в колеса» была вполне предсказуема? Генеральный директор французской энергетической компании Engie Изабель Кошер, в частности
отмечал в июле этого года: «Применение американских санкций к проекту, находящемуся за пределами США… - это вмешательство в дела европейских стран, которое неприемлемо!».
Ну, хорошо - Бог с ней, с Европой. Возможно, США пытаются защитить Украину своими санкциями: сохранить наши транзитные мощности и инвестировать в их развитие? Возможно, лидер «Украинского выбора» Виктор Медведчук сгущает краски, когда
утверждает, что «…для США зло не «Северный поток» как таковой, а сам факт импорта Евросоюзом больших объемов газа из России…»? Возможно, у Вашингтона нет никаких меркантильных интересов? Тем более что громовому гулу фанфар в украинских СМИ, одобряющих принятие вышеупомянутого закона о санкциях, может позавидовать даже советский Агитпроп.
Да, действительно, в законе есть статья 257 «Украинская энергетическая безопасность». Но, почему-то, в этой значительной по объему статье… вообще не говорится о сохранении транзита российского газа.
Так в чем же дело? А ларчик открывается просто - американцы хотят нивелировать рынок российского газа во всей Европе и заменить его своим - сжиженным. «И очевидно, в таких расчетах Украина является для США в перспективе не транзитером российского газа, а получателем газа американского с терминалов в Польше и Хорватии» -
подчеркивает в своем блоге Медведчук.
Может быть, вы не разделяете мнение Медведчука по «идеологическим соображениям», или с точки зрения «патриотизма»? Хорошо, вот вам
мнения европейских «товарищей»:
- глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер: «…Принцип «Америка в первую очередь» не может означать, что Европа - в последнюю…»;
- глава департамента по внешнеэкономическим связям Союза германских промышленно-торговых палат Фолькер Трайер: «…Создаётся впечатление, что американская сторона преследует собственные экономические интересы…»;
- официальный представитель МИД Франции Аньес Ромате-Эспань: «…экстерриториальные пределы документа [закона о санкциях - авт.] представляются незаконными с точки зрения международного права…».
Да, как-то не очень в унисон звучат мнения европейских политиков с «
ура-комментариями» украинских СМИ и «экспертов».
Напротив, это же очевидно - мнения чиновников ЕС и Медведчука созвучны: США положили глаз на европейский рынок. Америка стремится вытеснить Россию, расширить поле для маневра и укрепить свое положение в качестве страны-экспортера углеводородов. Цель такой политики - сделать крупные газовые корпорации США доминирующими игроками на рынке ЕС.
Да, это самая настоящая война за рынки сбыта, которая предстает перед нами в виде энергетических «ходов» США, стран ЕС и России. И эта война будет продолжаться вполне предсказуемо: страны-соперники будут и дальше наращивать интенсивность борьбы за свою долю на энергетическом рынке.
Лидер «Украинского выбора» обратил внимание на еще один важный момент: Украине в долгосрочных планах США отводится роль пешки - не производителя или транзитера, а простого потребителя. Цель тех, кто хочет «удалить с поля» Украину, имеющую стратегическое значение в силу своего географического положения, совершенно понятна: не допустить, чтобы наша страна обладала экономическим потенциалом, обусловленным наличием мощной газотранспортной инфраструктуры.
Фактически оппозиционный политик поставил вопрос ребром - чьи интересы на самом деле защищают некоторые политики -
глашатаи и
сторонники так называемого «энергетического сотрудничества» с США? Интересы украинского народа, или на самом деле они помогают реализовать бизнес-планы американских корпораций, помогающих им зарабатывать «на жизнь»?
Медведчук прямо предостерегает: если украинские горе-реформаторы будут и дальше
прогибаться под дядю Сэма в ущерб национальным интересам (а именно - восстановлению экономических связей и тесной кооперации с Россией), мы получим результат, который
охарактеризовал лидер «Украинского выбора»: «…нынешние украинские доходы от транзита…» перейдут Америке и «… прочим провайдерам политики США в Восточной Европе…».
Вот только есть риск, что Украина к тому времени превратится в нищего банкрота - не только в экономическом, но и в моральном смысле.