Источники: газета «Киевские Ведомости» и сайт rock-ua.cом 2010г.
Лидер группы «Гайдамаки» Александр Ярмола рассказал rock-ua.cом о том, что дружит с современными казаками - характерниками, любит украиноязычные ВИА советской эпохи и дружит с Эмиром Кустурицей.
Александр Ярмола, судя по внешнему виду, чувствует себя настоящим запорожцем. Характерные усы, наголо обритая голова, веские фразы. Не хватает только сабли на поясе, шароваров и «оселедця». Впрочем, и без вышеупомянутой атрибутики он производит впечатление человека, который знает себе цену.
- Когда «Гайдамаки» сформировались как концептуальная фолк-рок группа?
- В 2000 году. Концепция группы формировалась в 90 - е на базе группы «Актус». Это был коллектив, состоящий из студентов КПИ. В начале 90 -х погиб их вокалист, а басист попал в места лишения свободы. Новым басистом «Актуса» стал Вова Шерстюк. Он уже на тот момент был человеком с ярко выраженным украинским вектором в творчестве. Именно Шерстюк привел меня в «Актус» в качестве вокалиста. До моего прихода ребята экспериментировали с блюз - роком, писали тексты в духе «Аквариума» и «Зоопарка». Я предложил новую концепцию развития коллектива. Потом мы с Вовой стали тянуть в группу единомышленников.
- Кто остался из того состава, который ты застал в 1993 году?
- Тот же Вова Шерстюк и барабанщик Рассел (Руслан Оврас). Немного позже я привел Ивана Леньо, а он, в свою очередь тромбониста Руслана Трощинского. В итоге к 2000 году состав практически полностью изменился, и мы назвались «Гайдамаками».
- Что привело вас к фолку?
- Исторически сложилось так, что все мы выросли в среде традиционной украинской культуры, где по сей день живет украинский фольклер. У музыкантов - киевлян были национально сознательные родители, которые слушали украинскую музыку, читали наших писателей - диссидентов. Например, Вова Шерстюк вырос в Киеве. У его родителей была квартира в доме, где жил Василий Стус. Моя мама, Татьяна Михайловна Ярмола лично знала Левка Лукьяненко, Леся Бердника, Ивана Дзюбу. Она по профессии ученый - физик.
- Расскажи немного о своем детстве.
- Я родился и до службы в армии рос в Чернобыле. Потом родители получили квартиру в киевском Академгородке. Здесь жили работники академии наук и различных НИИ. В Академгородке я познакомился с Володей Шерстюком. Его родители - гидробиологи. Все местные дети учились в школе № 200. Его выпускниками были, например, Тарас Компаниченко - солист ансамбля старинной украинской музыки «Хорея Козацька», и Саша Пипа из «ВВ».
- Вернемся к разговору об оригинальном стиле, в котором играют «Гайдамаки»…
- К 2000 году группа сформировалась и по составу, и по концепции. Ребята были из разных областей Украины. К примеру, Ваня Леньо с Буковины, а гитарист Саша Демьяненко из Полтавы. Так как я вырос в Чернобыле, живая народная музыка прочно вошла в мою жизнь. Думаю, если бы не ансамбль «Кобза» и композитор Владимир Ивасюк, я бы в полной мере не осознал глубинной связи между народной и современной музыкой. Дома был проигрыватель, а родители иногда привозили пластинки из Киева. Нравились мне далеко не все. Постоянно слушал только две. Это был дебютный альбом ансамбля «Кобза» «Лісова пісня» и первая пластинка Ивасюка с песнями «Червона Рута» и «Водограй» в исполнении Софии Ротару. Творчество «Кобзы» в отличии от Ивасюка, было концептуальным и даже где - то психоделичным. Этот коллектив только по форме является советским ВИА, а по сути стал одной из первых фолк - роковых команд в Украине. Музыканты в своем творчестве ориентировались на The Doors и Led Zeppelin.
- Какие коллективы повлияли на тебя, как музыканта?
- Многие. Во второй половине 80 - х весьма серьезным было влияние «ВВ» и «Братьев Гадюкиных». После «Кобзы» и Ивасюка я увлекся панк - роком. Его идеология и образ жизни не вязались в моей голове с народной музыкой, пока я не услышал «ВВ» и «Гадюкиных». Сразу стало понятно, как можно увязать родной фолк с панком, пост - панком или, наример, регги.
- Группа «Гайдамаки» много колесит по Европе. Как вам удается организовывать продолжительные туры?
- Это наш стиль работы. Ориентируемся на лучшие европейские команды. Они все так живут. Все же отечественный шоу - бизнес по большей части законсервирован в границах Украины. Европейские рок - коллективы имеют возможность гастролировать по всему миру, и выбирать какую страну покорять в ближайшее время и на перспективу. Любая западная группа свою концертную деятельность организует глобально. Мы взяли за основу такую модель поведения.
- Где вас лучше воспринимают - в Западной Европе или в Восточной?
- Везде нас принимают одинаково хорошо. Просто в одних странах публика более прохладная, а в других - более горячая. В Украине понимают тексты, поляки - почти понимают. В Западной Европе приходится больше ориентироваться на музыку. Если нам нужно выходить на рынок, какой либо страны, мы находим вокалиста, который поет на языке этого края и исполняем, к примеру, песню на двух языках. Куплет он - куплет я. Так мы делали в Польше и Германии.
- На Западе вас воспринимают как диковинку?
- Нет. Гайдамаки являются коммерческим проектом. Никто же не говорит, что, к примеру, группа Manu Chao - это культурная диковинка. Нет, это профессиональная команда, хедлайнер больших фестивалей. Все это относиться и к нам.
- В украинской реальности понятия фолк и бизнес удается совместить довольно редко. У вас это получилось?
- Однозначно. В мире нет такой деятельности, которую в принципе нельзя совместить с бизнесом.
- И много вы зарабатываете?
- Достаточно (Смеется). Мы не жалуемся. Содержим себя сами. Записываем альбомы, снимаем клипы, делаем шоу за собственные деньги. Делаем в среднем по ролику в год.
- Немного о вашем мировоззрении.
- Оно базируется на украинской культуре. Земля Украины подарила нам жизнь, ее плодами мы питаемся, впитываем ее солнечную энергию. Нужно отдать ей должное, изучать национальное культурное наследие, знать историю.
- Существуют ли у вас духовные связи с дохристианскими традициями в Украине?
- Нас интересуют как дохристианские традиции, так и само христианство, процесс его становления на наших землях. Так как оно тесно переплелось с теми формами религиозного сознания, которые у нас принято называть язычеством. Православная церковь, как некое статичное образование нас интересует меньше. Людям нужна живая религия.
- Видимо, здесь присутствует некий мистический аспект?
- Без мистики все, о чем я говорил, просто не может существовать. Все проявления человеческой жизнедеятельности, которые теряют с ней связь, становятся утилизированными, неживыми. Раньше сбор урожая был сакральным действием, связанным с различными обрядами. А сейчас собрали, продали, съели - и все.
- Возможно, вы ездите по селам, собираете фольклер?
- Бывало и такое, когда шоу - бизнес отнимал меньше времени. У нас есть друзья в среде современного украинского казачества. Например, в этом году всей группой ездили в Черновцы в казацкую сечь «Червона діброва». Там есть люди, которые, практикуя казацкие единоборства, в частности боевой гопак, в итоге становились чемпионами мира по вольной борьбе.
- Вам, судя по всему близко по духу то, что делает Эмир Кустурица?
- Однозначно. Мало того, мы дружим с музыкантами из группы The No Smoking Orchestra. Познакомились мы с ними во время гастролей этой группы в Киеве. Кустурица тогда прилетел с кубы только на концерт. А мы еще успели выпить с его музыкантами в сербском ресторане. Потом мы выступали на фестивале Film&Music Festival, который проходил в деревне, которую Кустурица построил с друзьями, дабы подтвердить, что он великий антиглобалист.
- Для украинских музыкантов, которые играют фолк - рок или карпатский СКА в разных его разновидностях, есть перспективы в Украине?
- В стране идет сейчас война форматов, борьба влияний. С одной стороны, это геополитическое влияние России, с другой - украинские олигархи со своими миллиардами. Все это отражается на музыке, так как будут ли тебя слушать, напрямую зависит от того, будут ли тебя транслировать по радио и ТВ. Борьба в информационном пространстве очень мешает творчеству. Сейчас мы уже даже не вписываемся в формат world - мьюзик. Выступаем в Европе на одной сцене с такими командами, как Manu Chao, Zdob si Zdub и Gogol Bordello и российский «Ленинград».
- Неужели творчество «Ленинграда» это тоже фолк?
- Конечно, это фольклер из «генделика».