Полиэтническая Черняховская культура - пример нынешнему обществу
В скандинавской «Саге о Хервор» есть песня под названием «Битва готов с гуннами». Среди прочего в ней упоминается столица Готланда (страны готов) Данпарстадир, что в переводе означает: «Днепр-город»! Располагается этот населенный пункт в земле Архейм (Речная местность), где были сосредоточены готские святыни и сокровища: «Чаша знаменитая, именуемая Мюрквид (Черный лес), могила священная на земле Готланда; камень, мастерски обработанный в селениях Днепровских, укреплений половина, королю Хейдреку принадлежащих, вассалы и земли, перстни блестящие!» Просто не верится, что речь идет о Поднепровье.
ТРАДИЦИОННО в среде археологов с готами в Восточной Европе связывают две археологические культуры: непосредственно германскую или готскую-вельбарскую, и полиэтничную или «многонациональную» черняховскую (3-5 в. н. э.). Первые древности черняховской культуры были открыты в начале прошлого века одновременно в нескольких странах.
В. Хвойка обнаружил первые могильники в 1899 и 1901 г.г. (с. Ромашки) в 1900 г. (с. Черняхов Киевской губернии). Аналогичные поселения в Польше и могильник в Румынии были обнаружены
К. Гадачиком и И. Ковачем в 1900 и 1903 годах. Первоначально их признали славянскими. Впервые вопрос о принадлежности найденных памятников готам подняли именно немецкие археологи.
Чтобы разобраться в непростых переплетениях готской и славянской истории, мы обратились к археологу, доценту кафедры истории и археологии славян Национального педагогического университета им. М. П. Драгоманова, кандидату исторических наук Руслану ШИШКИНУ.
- Руслан Германович, что такое черняховская культура? Что отличает ее от других археологических культур на территории Украины?
- Ареал распространения Черняховской культуры охватывает помимо территории Украины еще и Молдавию плюс практически половину территории современной Румынии. Этнические составляющие черняховской культуры - германские племена плюс славянские, сарматские, позднее скифские и дако-фракийские. Эти племена образовали яркую общность, которую некоторые исследователи называют цивилизацией.
В окружении других - моноэтничных культур - она стоит особняком. Уровень развития черняховской культуры намного выше. Известнейший советский археолог П. Н. Третьяков назвал черняховское общество несостоявшейся народностью. До создания государства этим разноязычным племенем оставался один шаг, но они так и не смогли его сделать. И тем не менее историко-культурное образование, которое они создали, могло бы послужить определенным примером современному «постиндустриальному» обществу, в контексте наболевших «национальных» вопросов. Это древнее сообщество состояло из разных племен, которые разговаривали на нескольких языках: германском, славянском, иранском. Ираноязычными были поздние скифы и сарматы. Довольно сложно представить, на каком языке они общались между собой в составе, к примеру, полиэтничной общины.
- Кто же превалировал в черняховском обществе - германцы или славяне?
- Вопрос о роли готов и других германских племен в черняховской культуре остается открытым по сей день, хотя дискутируется уже более 100 лет, со времени ее открытия, когда Викентий Хвойка провозгласил эту культуру славянской. Практически в то же время немецкие археологи определили ее как германскую, в частности, как готскую. Как это ни парадоксально - и те, и другие имели для этого основания. До Второй мировой войны, да в общем-то и после нее, вопрос об этническом составе черняховской культуры зачастую выходил за рамки чисто научного вопроса.
В период между двумя мировыми войнами археологическая наука в Германии прочно становится на путь служения идеологии «пангерманизма»: все без исключения артефакты черняховской культуры, зачастую вопреки здравому смыслу, признавались исключительно германскими. «Под шумок» в этот список попадают и древности, связанные непосредственно со славянами. Идеологическая машина, опираясь на науку, генерировала идеи «возвращения» Великой Германии земель, принадлежащих ей «по праву». Составлялись карты будущей империи, на которых, к примеру, польский порт Гдыня был обозначен как Гетенхафен. Крым, как бывшая Готия, заселялся немецкими колонистами. Симферополь переименовывался в Готенбург, а Севастополь в Теодорихсхавен, в честь знаменитого готского короля Теодориха - покорителя Рима. Похожая картина наблюдалась и в советской науке - в годы сталинского режима археологи доказывали, что никаких германцев на территории СССР никогда не было да и быть не могло: все могильники и поселения принадлежат древним славянам - автохтонам. Ситуация стала выходить из идеологического «ступора» только во времена «хрущевской оттепели».
- Значит, этнический аспект проблемы был предметом спекуляций со стороны идеологов Третьего рейха?
- Для обоснования своих претензий на новые территории тот же Розенберг и другие идеологи нацизма предложили идею «восстановления исторической справедливости». Земли, по которым ступала нога древнегерманского воина, автоматически провозглашались частью Великого рейха. Для обоснования этой геополитической идеологемы черняховская культура на территории Восточной Европы оказалась очень кстати. Могу сказать, что в среде немецких историков и археологов того времени идеи «пангерманизма» пользовались большой популярностью. Не секрет, что во время оккупации Украины немцы вывозили музейные коллекции, в том числе и черняховской культуры. Среди них были и материалы, которые они связывали с готами, считая их частью своей истории. Большая экспозиция, связанная с германскими древностями, была вывезена из Харькова. Из нынешнего Национального музея истории Украины вся коллекция черняховской культуры, которая находилась в экспозиции, во время оккупации была вывезена нацистами в Германию. Захватили они и большую часть славянских древностей. В Киев вернулась только третья часть похищенных ценностей.
Полиэтнизм Черняховского образования начисто отрицался также и советскими историками и археологами. Определяя черняховскую культуру славянской, они старались преподать ее предтечей Древнерусского государства, не обращая внимания на почти полутысячелетний разрыв между этими историко-культурными явлениями.
- Были ли германцы в большей степени склонны к экспансии, нежели славяне?
- Германцы на момент возникновения черняховской культуры находились практически на том же уровне социально-экономического развития, что и славяне. Рим не делал принципиального различия между варварскими племенами. Различие заключалось лишь в том, что о славянах римляне знали гораздо меньше, чем, к примеру, о германцах или фракийцах, которые находились непосредственно на границах Римской империи и часто нападали на ее провинции. Это и объясняет тот факт, что такие римские историки I века нашей эры, как Плиний Старший, Тацит о германцах писали больше и подробнее, чем о славянах. Тацит посвятил германским племенам целую книгу под названием «Германия». Своими постоянными нападениями на римские провинции германцы заставили себя узнать! Приблизительно так же, но немного позже - в V-VII веках, - заставили себя узнать и славяне, нападая на византийские земли и пройдя «огнем и мечом» по Балканам. После этих действий византийские историки также начали писать о славянах, они уже не могли не писать!
Короля Хейдрика из скандинавской саги многие авторы связывают с готским королем Германарихом. Эпоха его правления (330-375 г.г.) стала временем наибольшего расцвета как «готской державы», так и черняховского общества. Финал черняховской культуры связывают с вторжением гуннов в 375 г. Учитывая скандинавское происхождение готских племен, у шведов, может статься, было куда больше оснований, чем у немцев зачислить их в клан «родственников».
- Славяне были для римлян той загадочной гипербореей, о которой так много писали античные авторы?
- Нет, славяне в III-V веках занимали совершенно конкретную территорию, но прямого контакта, непосредственной близости к римским провинциям у них практически не было. Между славянами и границами империи находилась зона степи, которая была подконтрольна сначала поздним скифам, потом сарматам. Кочевники отрезали славян от римских провинций. Период становления германцев произошел несколько раньше. Германцы участвуют в Макроманских войнах конца
II века, образуя с сарматскими племенами воинственную группировку. Они нападают на римские провинции, занимаются обычным грабежом. Они увидели образец для себя даже в бытовой культуре. Германцы, объединившись с сарматами в племенной союз, стали тем двигателем, который создал черняховскую культуру. Вопрос кого было больше в составе черняховской культуры - славян, готских племен или сарматских - остается открытым. Это вопрос методики исследований. Была создана ремесленная культура, которая не несла этнографических признаков. Она была высокотехнологична. Яркий пример - это гончарная посуда черняховской культуры: изысканная, в исполнении орнаментаций, которая не идет ни в какое сравнение со славянской лепной керамикой. Прослеживаются экономические связи с Прибалтикой, Кавказом, западно-римскими провинциями, откуда соответственно поставлялись янтарь, сердолик, изысканная стеклянная посуда.
...Есть над чем задуматься. Как любит говорить Руслан Германович, любой этнос, в любую эпоху не законсервирован в «железном ящике», а напротив, открыт всем внешним влияниям. Может быть, наконец, настало время задуматься над этим политикам, а также историкам, ваяющим очередную идеологическую систему под их дудку?