Алексей Гусак: Интервью с Юрием Рыбчинским

Jun 27, 2019 15:48







Источник: газета «Киевские Ведомости» за 2010 г.

Поход в музеи остается привилегией, как говаривала известная киногероиня, приезжих и влюбленных. Между тем музейные посещения помогают нам не только постигнуть «преданья старины глубокой», но и посмотреть на себя нынешних сквозь призму времени. Именно этой целью задались «ВЕДОМОСТИ», начиная публикации под рубрикой «Пригласи меня в музей». В качестве гостя мы выбрали поэта-песенника Юрия Рыбчинского, запомнившегося при обсуждении кандидатур телепроекта «Великие украинцы» своей непреклонной убежденностью в том, что только Тарас Шевченко может быть первым номером в сонме великих соотечественников. Потому и выбор музея был предопределен - конечно же, Тараса Григорьевича Шевченко.



«У МЕНЯ БЫЛО ЖЕЛЕЗНОЕ АЛИБИ»

Дом-Музей Тараса Григорьевича Шевченко, что в Шевченковском переулке, - место тихое, уютное и располагающее к беседам на темы отвлеченные. Известный украинский поэт, автор сотен украинских и российских шлягеров Юрий Евгеньевич Рыбчинский любезно согласился поучаствовать в экскурсии по музею в компании «ВЕДОМОСТЕЙ». Причем коренной киевлянин оказался в «шевченковском» доме впервые в жизни.

«Изучать наследие не поздно в любом возрасте, - считает Юрий Евгеньевич. - «Шлях до Тараса» (название известной песни на стихи Рыбчинского. - Авт.) у каждого свой». Офорты с видами Киева, городов и сел Украины работы Шевченко и его коллег по Киевской археографической комиссии, живопись Тараса Григорьевича, около 100 наименований личных вещей поэта, среди которых курительная трубка, рубаха, в которой его отправили «в солдаты», мебель XIX века. Антураж воссоздает уникальную «шевченковскую» атмосферу. На офортах - тихие улицы, холмы над Днепром, Андреевский спуск, церковь в казацком Субботове.



Шевченко прожил в этом доме около года незадолго перед своим первым арестом и ссылкой. В то время местность неподалеку от современного Майдана называлась «Козье Болото», а улица, на которой располагалось здание нынешнего музея, именовалась Козиноболотской. Принадлежал дом киевскому мещанину Ивану Житницкому.

Удивительно, но фашистские захватчики в свое время не тронули «шевченковский» дом. В годы оккупации во время Великой Отечественной музей... работал, а подходы к переулку Шевченко охранялись.



Вот посмертная маска Кобзаря, а в этой комнате Тарас Григорьевич спал, принимал гостей, иногда брал гитару в руки и пел песни. Современники рассказывали, что пел Тарас Григорьевич на удивление хорошо. Репертуар «поющего» поэта состоял по большей части из песен народных. В мансарде - мольберт, здесь Шевченко занимался живописью. На стенах - иконы, портреты участников Кирилло-Мефодиевского братства.

«Одна моя подруга работала в Пушкинском музее в Ленинграде, - вспоминает Рыбчинский, - и мы с ней как-то получили доступ к секретным архивам царской охранки. Бумаги касались дела Шевченко и Кирилло-Мефодиевского братства. Эти документы по сей день хранятся в России. Могли бы их и Украине передать!». Во дворе - памятник Шевченко работы Галины Петрашевич. «Я был хорошо знаком с покойной ныне Галиной и неоднократно бывал у нее в мастерской в районе улицы Смирнова-Ласточкина, когда учился в художественной школе при Киевском художественном институте», - неожиданно признался Юрий Евгеньевич.



Заведующая домом-музеем, который, в свою очередь, является филиалом Национального музея Тараса Шевченко, Татьяна Алексеевна Петрик сказала «ВЕДОМОСТЯМ»: «Памятник требует срочной реставрации, как и часть экспозиции, в частности оригинальные ткани, изготовленные в XIX веке, мебель.

На уникальных фотографиях с клеймом фотоателье Ивана Гудовского - Тарас Григорьевич образца 1850-х годов. Оказалось, что в семье Рыбчинских также хранятся фотопортреты работы Гудовского. Есть еще одно почти мистическое совпадение (или закономерность?!) в судьбе Юрия Евгеньевича. Родился будущий поэт-песенник 22 мая 1945 года, всего через 13 дней после окончания Великой Отечественной. «22 мая, по церковному календарю, это день святого Николая, - рассказывает Рыбчинский, - Интересно, что мой двоюродный брат родился в этот же день, только в 1943-м. Его и назвали Николаем. Меня крестили в церкви Николы Притиска на Подоле и нарекли Юрием. Родители решили, что два Николая Рыбчинских в одной семье - это чересчур»...



Удобно расположившись на лавочке в уютном садике за музеем, мы продолжаем нашу беседу с поэтом. Здесь спокойно, шум города почти не слышен, пахнет цветами, поют птицы. Даже не верится, что шумный Майдан Незалежности и Крещатик буквально в двух шагах. Рыбчинский серьезен и обстоятелен. Чувствуется, что обстановка музея заставила его думать о вещах «непересічних». Где-то здесь, по соседним улицам, когда-то гулял с мольбертом тридцатидвухлетний Тарас. Стены дома еще помнят звук его голоса...

- Когда я учился в университете, у нас был так называемый «особый отдел», - рассказывает Юрий Евгеньевич. - И каждый раз после 22 мая многих студентов по очереди вызывали туда и спрашивали о том, что мы делали в день перезахоронения Тараса Григорьевича, куда ходили, с кем встречались. Я честно рассказывал, что встречался, мол, с друзьями, пел песни. Они спрашивали: «Где?». Я отвечал: «Дома». Для КГБ день перезахоронения Кобзаря был днем хлопотным. Этой даты побаивались. Считалось, что в этот день встречаются в тесном кругу люди, которые при советской власти назывались украинскими буржуазными националистами, а иногда и митинги проводят. Внимательно следили за тем, кто празднует, а кто нет. Если празднует, значит, националист. А у меня всегда было железное алиби - собственный день рождения. Я его никогда с днем перезахоронения Тараса Григорьевича не ассоциировал. Впрочем, Шевченко мы знали и любили. Для многих людей, которые выросли в Украине, Шевченко - это прежде всего детство. Мои родители, например, очень любили, когда я учил стихи, а потом декламировал их вслух. Помню, читал стихи Шевченко на разных утренниках. Многие полюбил еще тогда и люблю по сей день. «Причинну» люблю, «Думи мої, думи мої». Родители часто пели песни на стихи Шевченко.



«ШЕВЧЕНКО ДЛЯ УКРАИНЫ - КАК ПУШКИН

ДЛЯ РОССИИ»

- Повлияла ли поэзия Шевченко на ваше творчество? Ведь «Кобзарь» основан на украинском фолке разных времен, в частности, на текстах украинских народных дум, баллад, песен.

- Самому о себе говорить трудно. Думаю, влияние Шевченко присутствовало. Первые песни с моими текстами на украинском языке, такие как «Дикі гуси» и «Чарівна скрипка», - ведь тоже напрямую связаны с украинским фольклором. Правда, когда я писал их, о Тарасе Григорьевиче как-то не думал. Уже в сознательном возрасте мне очень хотелось написать что-то о Шевченко. Так родились стихи к песне «Шлях до Тараса». В свое время ее исполнил Василий Зинкевич. Сейчас эти стихи входят в школьную программу. В них я попытался выразить все, что думаю о Шевченко, все, что чувствую по поводу его личности, его харизмы, его творчества.

Шевченко для Украины - как Пушкин для России или, к примеру, Гарибальди для Италии. С этого человека, а точнее с его «Кобзаря», началась украинская нация. Ярослав Мудрый, которого у нас недавно избрали «главным» великим украинцем, был славянином, принадлежал к древнерусскому этносу. Украинцем он, конечно же, не был. Тарас Григорьевич завершил становление литературного украинского языка, начали которое еще Сковорода и Котляревский. Поэзия Шевченко сыграла в процессе формирования самосознания украинцев ключевую роль. Иван Франко и Леся Украинка не состоялись бы, не стали бы теми, кем они стали, если бы у них не было такого мощного предтечи, как Шевченко. Все это вещи известные, но забывать о них нельзя.

Портреты Кобзаря висели в украинских селах и до революции, и во времена, когда большевики взрывали церкви и уничтожали иконы. Всенародную любовь к поэту никогда не могла и не сможет уничтожить никакая пропаганда. Люди, которые хотят сделать себе имя на унижении великих украинцев, считают, что любовь к Шевченко является неким продуктом советской пропаганды. Если бы это было так, то портреты с его изображением исчезли бы со стен учреждений и из красных углов вскоре после развала СССР, как, например, портреты Ленина или Сталина. Однако этого не произошло. Наоборот, интерес к настоящей, «непричесанной» советской цензурой биографии Шевченко растет с каждым годом. Советские искусствоведы и идеологи навесили на него ярлык такого себе первого украинского революционера, предтечи коммунистов. Конечно же, образ во многом извращен.



- Существуют ли у современной молодежи стойкие тенденции к переосмыслению наследия таких хрестоматийных фигур, как Шевченко?

- Думаю, молодежь поколения моего внука, который, кстати, сейчас учится в университете имени Шевченко, рано или поздно придет к своему Тарасу. Можно вообще не знать Шевченко, просто путешествовать, к примеру, по планете. Не заметить его будет трудно. Тарас Григорьевич - единственный украинец, памятники, которому стоят в США, Канаде, Аргентине, Польше, Германии... Только слепой не увидит.

- Не возникала ли у автора знаменитой «Белой вороны» идея написать рок-оперу по поэзии Шевченко?

- Рок-оперу вряд ли. Рок-н-ролл все же городская культура, а Шевченко ближе к фолку. Можно брать библейские сюжеты и делать прекрасные рок-оперы, такие как, к примеру, «Иисус Христос - суперзвезда». Для того чтобы передать атмосферу XIX века, вероятно, нужна музыка, которая будет соответствовать духу той эпохи. Поэзия Шевченко замешана на фолклоре. Фолк-рок может быть какой-нибудь.

- Шевченко ведь тоже, как и Жанна д’Арк, был «белой вороной» в том обществе и его элитных кругах, в которых ему довелось вращаться?

- Жанна д’Арк поставила себя, так сказать, с ног на голову. Она занималась делом, которое, по идее, должны были делать мужчины. Она пожертвовала семьей, осталась девственницей, взяла меч в руки. Жанна ведь не амазонкой родилась, а деревенской девочкой. И еще она слышала голоса. Ее кто-то вел свыше! Думаю, сравнение с Шевченко в данном случае неуместно. Жанну д’Арк можно сравнить с Гарибальди, который в свое время сражался за объединенную Италию.

«Евровидение придумали в цру»

- Вернемся в день сегодняшний. Кто, по вашему мнению, является нынче наиболее ярким персонажем на украинской эстраде?

- Конечно же, Верка Сердючка.

- Но ведь это попса махровая? За что вы, человек, который перевидал в своей жизни столько талантливых артистов, любите песни Данилко?

- Я не сказал, что люблю Данилко. Вы спросили, кто у нас самый яркий, и я ответил. Говорят, что в Украине, мол, процветает традиционная эстрада. Я не понимаю, что в этом плохого. Придумали себе такой формат. Обожают же в Штатах, как, впрочем, и у нас, того же Элвиса Пресли или Фрэнка Синатру. Традиция - это тоже прекрасно. Ее можно развивать, изменять. А у нас приходит на эстраду что-то якобы новое, а на самом деле это плохая копия того, что уже давным-давно сделано в других странах. В Украине, по большому счету, сейчас эстрады хорошей нет.

- А то, что у нас называется роком, это рок-н-ролл, по вашему мнению, или нет?

- В конце восьмидесятых - начале девяностых рок зарождался в Украине, интересные фестивали проходили, такие как «Червона Рута», например. Думаю, что рок-движение в Украине убила коммерциализация. Возможно, кому-то развитие этого движения было не выгодно. Трудно сказать точно. Могла присутствовать финансовая или, к примеру, политическая мотивация. Сейчас ведь все финансы решают. Для того чтобы твоя песня прозвучала на радио или ТВ, ты должен заплатить хорошие деньги. А если ты, к примеру, начинающий талантливый человек (как тот же Тарас Григорьевич, который, кстати, вообще крепостным был), откуда у тебя могут от рождения быть в наличии такие большие деньги? Вот и слушаем мы певцов и певиц, которых поддерживают либо богатые родители, либо любовники, либо мужья или жены. А где настоящие таланты, которых в Украине не может быть мало, так как хорошее пение для нашей страны абсолютно естественно? Столько на фестивалях выступает талантливых молодых ребят! Интересно куда они потом деваются.

- Ваше отношение к проектам типа «Шанс» или «Фабрика звезд»?

- Это телешоу. Если бы все подобные проекты выходили на такой уровень, как тот, московский, который возглавлял Константин Меладзе! Россия вкладывает деньги в культуру, в кино, в шоу-бизнес, потому что россияне понимают, что это необходимо для актуализации русской национальной идеи. А наши политики и люди власти больше о подобных вещах разглагольствуют, а когда доходит до дела, только разводят руками.

Это говорит о том, что наши политики больше занимаются разговорным жанром, чем полезными для страны делами, а если речь заходит о том, чтобы выделить средства на культуру, они тут же отворачиваются и куда-то исчезают.

- Победа Димы Билана на конкурсе «Евровидение» была честной или купленной?

- Дело в том, что Евровидение - это не конкурс исполнителей, а конкурс песни. И певец или певица, которая представляет ту или иную песню, выступает в роли ну, скажем, топ-модели, презентующей одежду от Диора, Воронина или Версаче. Поэтому на Евровидении побеждает не исполнитель, а песня. Это во-первых. Во-вторых, Евровидение в свое время придумали в ЦРУ, для того чтобы посредством проведения конкурса следить за отношениями народов друг к другу и расширять свою сферу влияния, в частности в Европе. Самыми интересными, по моему мнению, в этом году были азербайджанцы. И вокальные данные отличные, и песня яркая. Выступление Билана просто профинансировали лучше, чем другие. Это тоже российский коммерческий проект.

- А что вы думаете об успехе Ани Лорак?

- У Ани Лорак есть все данные для того, чтобы стать звездой, - и голос и внешность. Правда, песня, которую она привезла в этом году, извините, «содрана» с известного шлягера Джорджа Майкла (автор композиции - Филипп Киркоров, который намедни за эту песню получил из рук президента Ющенко звание народного артиста Украины. - Авт.). Руслана в 2004 году действительно взорвала Евровидение.

- Каким проектам отдаете предпочтение?

- Мне куда интересней было смотреть проект «Две звезды». Очень неплохо выступили в дуэте Гвердцители и Дюжев. Если брать российскую рок-сцену, то последнее слово там сейчас за Земфирой. Очень талантливая девушка, а поэтесса местами просто гениальная. Это явление для России такого же уровня, как, например, «Дорз» с Джимом Моррисоном для Америки 1960-х. К сожалению, эпоха великой музыки «Битлз», «Роллинг Стоунз», хард-рокеров 1970-х и ABBA минула. Да и эстрадников калибра того же Леонтьева или Пугачевой сейчас днем с огнем не найдешь. На дворе эпоха нового средневековья. Все среднее - и музыка, и тексты, и исполнители. Самое время о Тарасе Григорьевиче вспомнить. Вот уж личность была, так личность!

Талант-шоу, тарас шевченко, Киевские Ведомости, Юрий Рыбчинский

Previous post Next post
Up