Разработка мотоцикла М-72 (на основе копирования немецкого мотоцикла BMW R71, состоявшего на вооружении у вермахта) началась перед самым началом войны. Весной 1941 года на Московском мотоциклетном заводе было развёрнуто серийное производство. С февраля 1942 года на эвакуированном оборудовании ММЗ промышленное производство развернули на Ирбитском мотоциклетном заводе.
Изначально эти мотоциклы предназначались только для армии и милиции. Но с 1954 года в армию начал поставлять мотоциклы М-72 Киевский мотоциклетный завод, а ирбитский завод начал поставки в народное хозяйство. Мотоциклы тяжёлого класса впервые стали продаваться и населению. Кроме ИМЗ и КМЗ мотоциклы М-72 выпускали также в Харькове, Горьком, Ленинграде, Кирове и Киеве. В 1956 году базовую модель сменила усовершенствованная М-72М.
Мотоцикл ИМЗ М-72 образца 1955 года
Мотоцикл М-72 (1955 г.) и Москвич-402 (1956 г.)
Изделия Ирбитского мотоциклетного завода 1955 года: мотоцикл М-72 и автомобиль А50 «Белка»
Мотоцикл М-72 и мотоколяска СМЗ С3А (1957 г.)
Прототип модели
· Предприятие-изготовитель: ИМЗ, Ирбитский мотоциклетный завод
· Базовое для копирования изделие: BMW R71 (1938-1931 годы)
· Годы выпуска на ИМЗ: 1942-1956
· Масса мотоцикла (без коляски / с коляской): 225 / 350 кг
· Мощность двигателя: 22 л. с.
· Максимальная скорость (без коляски / с коляской): 110 / 95 км/ч
· Общее количество выпущенных мотоциклов М-72: более 330 000 шт.
· Модель 1/43: DIP Models 307206 Мотоцикл ИМЗ М-72М (1955), бежевый