Небольшое предисловие.
Любой руководитель (и это не секрет) хочет, чтобы его работники делали больше работы за меньшую зарплату. Это и не харошо и не плохо. Это данность.
Руководители от медицины в этом плане ничуть не отличаются. Однако есть у них одна особенность. И это особенность не только администраторов больниц, а врачей вообще. Они в большинстве своем считают, что больница - это врачи. Ну на худой конец - медсестры. А весь остальной персонал - второстепенен. Своего рода нахлебники, которые кормятся за счет врачей.
В каком-то смысле они правы. Если бы не было врачей, то не нужны были бы водители, этих самых врачей возившие и ремонтирующие машины, которые к слову в большинстве своем полное г по причине возраста. Не нужня были бы слесаря-сантехники, ремонтирующие постоянно накрывающиеся трубы\раковины\проводку. Не нужны бы были бухгалтера, начисляющие им зарплату. Статистики, в ужасе разбирающиеся с очередным отчетом. ИТ-шники, внедряющие непонятно кому нужные технологии...
На последних остановимся подробнее. Кроме снобизма, у врачей есть еще одна черта - отрицание всего нового. Боязнь любых нововведений. А информационные технологие - не просто нововведение, а появление новой, совершенно неизвестной доселе работы.
И еще добавлю к предисловию. Информатизация - часть модернизации здравоохранения области. На "особом контроле" депздрава. Даже в веденной системе доплат по модернизации 2 критерия из 4 - связаны с информационными технологиями: внедрение медицинской информационной системы и работа электронной регистратуры.
Так вот. Работа электронной регистратуры, качественная работа имеется в виду - это не просто показатель работы ЦРБ, это еще и определенный источник денег. Да, эти деньги куда вздумается не потратишь. Но и возможность поощрить сотрудника - это тоже немаловажно. Естественно, что руководство больницы взялось за ЭР "во всю ивановскую".
Я не могу знать, как была организована работа в других больницах. Но уверен, что там пошли по тому же пути, что и у нас, ибо это самый простой путь и он укладывается в мировоззренческие рамки администраторов от здравоохранения. А именно - построить схему обмена информацией и контроля на уже существующей модели. На блок-схеме отображено в левой части.
А именно: регистратор (в амбулаториях эти функции выполняет медсестра врача) выполняет все работы, связанные с ЭР. Разделим их на 2 части. Одна часть - это ведение собственно расписания: создание, актуализация, введение информации о врачах, больничных листах, отпусках, замещениях и т.д. и т.п. Именно эта работа является критерием оценки качества работы ЭР и именно за это ЛПУ получает доплаты. На схеме обозначена синей стрелкой. Вторая часть - это снятие информации о записавшихся пациентах, передача ее врачу и запись пациентов в другие (например областные) больницы. На схеме - красная стрелка.
Вторая часть не требует больши временных затрат. Да и с точки зрения компьютерной грамотности - ничего сложного. Поэтому (как показывает опыт работы в системе ЭР) эта часть прощще.
А вот первая вызывает очень много трудностей. Начиная от получения регистратором информации о работе врачей (отпуск, больничный, командировка, изменение расписания, совмещение) и заканчивая банальной забывчивостью, т.к. у регистратора кроме ЭР еще хватает работы.
Чтобы привести эту работу в порядок, была введена такая схема: главную медсестру ежедневно обязали передавать информацию регистратору об изменениях в работе врачей. Регистратор обязан с утра внести все изменения в ЭР (информация должна быть актуальна на 1 месяц вперед). Кроме того, в случае необходимости регистратор (если это медсестра у врача) может получить информацию у своего доктора. Контроль за работой регистратора осуществляет заведующая поликлиники. О возникших технических трудностях регистратор сообщает ИТ специалисту напрямую, либо через зав. поликлиники.
Вот такая система. И она крайте неэффективна.
Например: расписание не появилось. Зав.поликлиники трясет регистратора. Регистратор говорит, что ему старшая не передала информацию. Старшая утверждает, что все передавала. Кто прав? И как найти, чья в конечном счете была недоработка?
Поэтому я предлагаю другую схему. Я вначале писал о стереотипах. Так вот даже моя жена (врач) не согласилась со мной, что работа с ЭР тянет на минимальную ставку. Даже она не может понять, что времена изменились. За работу надо платить в любом случае. Но если эта работа находится на особом контроле депздрава, то за нее надо платить вдвойне. А если она еще и приносит деньги больнице, то втройне. Тем более за работу, связанную с информационными технологиями.
Я предлагаю следующую схему. Вводим ставку оператора ЭР. И разделяем работу по ведению расписания и снятию данных. Снимать данные о записавшихся и записывать в длугие ЛПУ будет как и раньше регистратор. А вот всю работу по расписанию самой ЦРБ со всеми удаленными подразделениями - вот этот самый оператор. И уже он сам (как лицо заинтересованное именно в результате) ищет способы получения информации. Сам выходит на связь со старшими медсестрами подразделений, да хоть с самими врачами, если это потребуется. Тогда контроль за работой всей системы сводится к контролю за работой одного человека. Что в разы проще. Кроме того, этого человека можно обучить работе с ЭР более досконально, и тогда большую часть технических вопросов с подразделениями больницы он будет решать сам, не отвлекая ИТ специалистов.
Считаю, что эта схема будет гораздо эффективнее и департаменту здравоохранения имеет смысл ее хотябы рассмотреть. Отправлю ссылку на статью Д.А.Матвееву.