Китайскому военному искусству посвящено Семикнижие. Это семь трактатов, представляющие собой отобранные и сортированные в XI веке тексты, посвященные военному искусству. Если «Семикнижие» в целом считается «каноном военной науки» (у-цзин), то основу этого канона составляют два наиболее древних трактата: Сунь-цзы и У-цзы, названные в честь соответствующих полководцев.
Историческая традиция считает, что деятельность Сунь-цзы падает на конец VI и начало V в. до н. э., а деятельность У-цзы 一 на начало IV в. до н. э. Однако основным из этих двух трактатов поставлен «Сунь-цзы», так как он создал основы военной науки старого Китая.
Вот как интересно пишет о полководце Сунь-цзы китайский историк Сым Цян в «Исторических записках» (том 7, гл. 65):
Ван (князь) Хэ Люю пригласил Сунь-цзы по имени У («Воинственный») поговорить о военном деле. Хэ в качестве проверки военного умения управлять войсками спросил У, сможет ли он научить военному делу женщин? «Можно», - ответил Сунь-цзы У. И тогда ван отдал приказ собрать всех красавиц из дворцовых покоев, коих набралось ни много ни мало 180 человек. Сунь-зцы У разделил их на два отряда, во главе каждого поставил по любимой наложнице вана и приказал красавицам взять алебарды.
Отдавая им распоряжения, он спросил: «Знаете ли вы, где находится ваше сердце, правая и левая рука, спина?» Женщины ответили: «Знаем». Сунь-цзы продолжал: «При команде "вперед!", обратитесь лицом туда, куда смотрит сердце; при команде "налево!" обратитесь в сторону левой руки; "направо!" - обратитесь в сторону правой руки; "назад!" - обратитесь в сторону спины». Женщины ответили: «Понятно».
Затем он подал барабанным боем сигнал «направо», но женщины лишь рассмеялись. Сунь-цзы сказал: «Если распорядок неясен и команды не усвоены - это вина военачальника».
Он вновь подробно и тщательно все объяснил и подал барабанным боем сигнал «налево!», но женщины снова рассмеялись.
Сунь-цзы сказал: «Если распорядок неясен и команды не усвоены - это вина военачальника, но если распорядок уже ясен, но ему не следуют - это вина командиров». И приказал казнить командиров правого и левого отрядов.
Ван, видевший все это, испугался и послал к Сунь-цзы гонца с распоряжением: «Я убедился, что вы полководец и умеете управлять войсками, но не казните моим любимых жён!» Но Воинственный ответил: «Я уже назначен командующим. Когда командующий находится в войсках, не все приказы правителя являются для него обязательными».
Затем он отрубил головы командирам отрядов в назидание другим и назначил командирами двух следующих наложниц. После этого красавицы выполняли приказы четко и беспрекословно.
_________________________________________________________________________________________________________
Так Сунь-цзы доказал свои навыки полководца и обучил женщин военному ремеслу.
Я же далее, дорогой читатель, буду через день публиковать маленькие выдержки из Сунь-цзы. Для того, чтобы поразмышлять и порассуждать с тобою о тезисах великого полководца.