Так называется статья, опубликованная сегодня на сайте "Политштурм"
https://politsturm.com/marksizm-v-xxi-veke/(Анонс опубликован ВКонтакте "Политштурм"
https://vk.com/politsturm?w=wall-78974213_57096 )
Марксизм в XXI веке
17 лет назад человечество шагнуло в третье тысячелетие, в 21 век. Позади остались Холодная война и «красная угроза». Разрушение социализма поставило крест на состоятельности самих идей социализма. Новый век, век «глобализации», принёс и новые глобальные проблемы: международный терроризм, глобальное потепление, перенаселение. Наука и техника сделали гигантский шаг вперед. Появились невиданные прежде информационные технологии: компьютеры и Интернет пришли в каждый дом и в каждое предприятие. Информатизация производства привела к уменьшению потребности в грубом физическом труде. Оформилось так называемое «постиндустриальное общество». Цивилизация 21 века оказывается непохожей по всем фронтам на мир 20 века. Марксистская теория теперь будто безнадежно устарела и может становиться экспонатом в музее истории.
С тех пор, как «красная угроза» была побеждена, ничто не мешало расцвету капитализма. Только вот проблем у человечества меньше не стало. Наоборот - правительства «свободных демократических государств» уже который год ведут безрезультатную войну с терроризмом, который становится только более опасным и могущественным. До сих пор будоражит сознание проблема онкологических заболеваний, диабета, астмы и других неизлечимых болезней. Новые проблемы растут на почве проблем прежних - преступность, коррупция, расточительство, нищета, отношение к человеку как к винтику в рыночной системе. Буржуазные правительства не решают ни одной проблемы, которая стоит перед человечеством. Мир захлебывается кровью в межнациональных и религиозных войнах. Общество сильнее, чем прежде, расколото на две части, где на одном полюсе - огромные богатства и передовые технологии, а на другом - бедность, трущобы и деградация. Вместо торжества «капиталистического рая для всех», о котором слагали легенды в 90-е, получилась беспощадная машина, обрекающая миллионы людей на страдания ради счастливой жизни единиц.
«Марксизм устарел…» - вторят народу журналисты, ученые и политики. Чтобы подтвердить или опровергнуть это утверждение, давайте обратимся к одному из основополагающих марксистских трудов - «Манифесту Коммунистической партии». Полтора столетия назад Карл Маркс писал:
«Жизненные условия старого общества уже уничтожены в жизненных условиях пролетариата. У пролетария нет собственности; его отношение к жене и детям не имеет более ничего общего с буржуазными семейными отношениями; современный промышленный труд, современное иго капитала, одинаковое как в Англии, так и во Франции, как в Америке, так и в Германии, стерли с него всякий национальный характер. Законы, мораль, религия - все это для него не более как буржуазные предрассудки, за которыми скрываются буржуазные интересы.»
Получается, Маркс писал в т.ч. и о нашем обществе, обществе XXI века, где все старые моральные качества человека, такие как альтруизм, долг, честь, любовь оказались подавлены новыми «качествами»: конкуренцией, жаждой наживы, карьерными лестницами, эгоизмом и индивидуализмом.
«Буржуазия, повсюду, где она достигла господства, разрушила все феодальные, патриархальные, идиллические отношения. Безжалостно разорвала она пестрые феодальные путы, привязывавшие человека к его «естественным повелителям», и не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного «чистогана». В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли. Словом, эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, она заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой. Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников. Буржуазия сорвала с семейных отношений их трогательно сентиментальный покров и свела их к чисто денежным отношениям.»
Основу нашего «постиндустриального общества» составляют собственность, наемный труд, товарное производство и ориентация на прибыль. Получается, что мы всё ещё живём в капиталистической формации? Вспомним определение капитализма. Капитализм - общественно-экономическая формация, основывающаяся на частной собственности класса буржуазии на средства производства и эксплуатации капиталом наёмных рабочих, лишённых средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу.
Современный капитализм с трестами, конгломератами, ТНК, с крупной финансовой олигархией, сросшейся с государственным аппаратом, описал еще Ленин более ста лет тому назад. Ленин назвал это империализмом - высшей и последней стадией развития капитализма. В частности, он доказал, что экономическая эксплуатация будет расти всё сильнее и сильнее, а борьба за рынки сбыта и передел уже поделенного мира продолжится до тех пор, пока существует власть капитала. Образование мирового рынка, экономические коллапсы, государственные перевороты в странах третьего мира, растущее влияние транснациональных корпораций, сумасшедшее перепроизводство и пр. лишь подтверждают ленинские тезисы. Агрессивный, транснациональный характер империализма, распространение власти капитала повсеместно в международном масштабе, - всё это говорит о том, что капиталисты всех стран давным-давно сплотились в своём стремлении «нахапать»:
«Посмотрите на капиталистов: они стараются разжечь национальную вражду в «простом народе», а сами отлично обделывают свои делишки: в одном и том же акционерном обществе - и русские, и украинцы, и поляки, и евреи, и немцы. Против рабочих объединены капиталисты всех наций и религий, а рабочих стараются разделить и ослабить национальной враждой!» (В.И. Ленин, ПСС, т. 23, с.376)»
Существование социалистического лагеря и постоянная революционная опасность в прошлом вынуждали буржуазию империалистических держав идти на социальные реформы, чтобы не допустить революционных ситуаций. В связи с исчезновением мировой социалистической системы, страх современного капитализма перед революцией уменьшился, поэтому происходит демонтаж тех частичных реформ, на которые капитализм пошел под давлением трудящихся. Положение пролетариата и трудящихся масс ухудшается, эксплуатация принимает всё более открытые формы, усиливается неоколониализм. Экономические кризисы и неуверенность в завтрашнем дне стали обыденностью. Всё это свидетельствует о том, что общий кризис капитализма продолжает развиваться, нарастать, углубляться. Капитализм последовательно исчерпывает все возможности своего развития, доходит до собственных пределов.
Для современного капитализма характерны дальнейший рост концентрации и интернационализации производства (возникновение транснациональных корпораций), межгосударственная регуляция мировой капиталистической экономики («мировой рынок»), разрастание военно-промышленного комплекса, гонка вооружений, усиление государственно-монополистического капитализма. При этом сохраняются старые и возникают новые формы противоречий внутри капиталистических государств. Переживает трудности система государственно-монополистического регулирования экономики, обостряются противоречия между империалистическими государствами и развивающимися странами, углубляется политический, духовный и идеологический кризис. Происходит дальнейшее расширение и совершенствование системы эксплуатации, обусловленное новыми формами капиталистической организации производства и его рационализацией. Усиливается процесс классовой поляризации капиталистического общества, разрыв в доходах, растёт численность и изменяется состав рабочего класса, который становится всё более квалифицированным, увеличивается его социально-политическая роль, происходит пролетаризация средних слоёв и интеллигенции. Возникают новые социальные антагонизмы.
Современный монополистический капитализм есть дряхлый и умирающий капитализм. Для дальнейшего роста и развития капиталу всегда необходимы новые рынки сбыта, сырья и рабочей силы. Сегодня расти и развиваться капиталу больше некуда, больше невозможно, поскольку капитализм окутал весь мир. Конец развития буржуазного строя находит своё выражение в моральной деградации общества, обнищании масс, учащении кризисов, росте военных конфликтов, банкротству рынка и т.д. Но империализм, осознавая свой конец, отчаянно цепляется за жизнь. Так что неудивительно, что в буржуазном мире марксизм очерняют при любой возможности, будь то произведения литературы, кинематограф, исторические и политические работы или СМИ. Из уст олигархов и их приспешников мы слышим тонны лжи о коммунизме: про его «варварство», про его «неактуальность», про его «утопичность»… Буржуазия лицемерно раздувает каждую ошибку, совершенную коммунистами прошлого, до невероятных масштабов и объявляет её объективным недостатком коммунистических идей, при этом умалчивая, сколько вреда нанёс человечеству капитализм и его противоречия.
Империализм таким образом создает дилемму: либо человечество шагнет вперед, откинув капитализм; либо погибнет. Переход к новому общественному строю, к коммунизму - дело нелегкое. Это напряженная, тяжелая, революционная война трудового народа за освобождение всего человечества, за светлое будущее. Это тяжелая борьба передовой науки против мракобесия и шкурничества. Осуществить же социалистическую революцию под силу только рабочему классу с передовой теорией марксизма на вооружении.
Буржуазные пропагандисты говорят, что марксизм «устарел». Но поскольку сегодня мы имеем все тот же капитализм, пусть и в несколько измененном виде, Маркс и его идеи будут актуальны, равно как актуален и марксистский метод познания и преобразования общества. Марксизм как учение отправится на свалку истории только вслед за причинами, породившими его.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Прочитал статью и написал на сайте "Политштурма" комментарий:
"Во времена Маркса и во времена Ленина было МНОГОЕ по-другому, чем сейчас, на планете Земля XXI века.
Была первая попытка построить человеческий мир. Социалистическая революция 100 лет назад победила в России. Было создано первое в мире государство рабочих и крестьян - РСФСР, потом Советские республики (на территории бывшей Российской империи) объединились в Союз ССР. Социализм (первая фаза коммунистической формации, основывающаяся на общественной собственности на средства производства, но сохраняющая ещё остатки неравного права в том, что распределение производится по труду) был построен в СССР. И в других странах мира были социалистические революции (в виде вооружённых восстаний или мирный приход коммунистов к власти). Человеческий мир побеждал животный мир, результаты, достижения, победы человеческого мира - были налицо.
Но Сталин предупреждал, что для оппортунистов «социализм означает взращивание и обогащение буржуазии»!
Через 3 десятка лет после хрущёвского ревизионистского переворота: и СССР, и соцстраны, шедшие за ним, закономерно дошли до легальной реставрации капитализма и контрреволюции.
Начальники КПСС и СССР перерожденцы/предатели, вредители: пошли на сговор с заграничными капиталистами, чтобы совместно уничтожить социализм и социалистическое государство СССР, стать ГОСПОДАМИ начальниками, ГОСПОДАМИ собственниками, ГОСПОДАМИ "работодателями" (рабовладельцами).
Подробнее я писал в "Знакомые все лица! Младореформаторы. Год 1991."
http://aleksej-cccp.livejournal.com/487903.html Вернулся (закономерно) Старый мир, животный, где человек человеку - волк. Только этот Старый мир-капитализм уже глобальный, господа "элитарии" имеют (в отличие от пролетариев) свой штаб-"общак", свой "мозговой центр", который разрабатывает планы построения "дивного нового мира" - единой космополитической диктатуры "элиты"-капитала. Нельзя сказать, "Шеф, усё пропало!"(с) ("процесс", как говаривал обер-иуда мистер Горби, пока идёт, да и среди "элитариев"-хищников не наступила идиллия, "прекрасные анидаги", "нушроки", "абажи" относятся друг к другу, как персонажи фильма "Королевство кривых зеркал"), но и нельзя быть слепцом и жить в реалиях позапрошлого и начала прошлого веков.
В частности, нельзя ни на грош верить зомбо-СМИ, которые рассказывают населению территории периферийно-сырьевого капитализма RUSSIA (именно такой статус у неё в глобальном капиталистическом "народном хозяйстве") сказки про «РоссиюшкуВставшуюСКоленПротивСШАЗапада» и «государственника-буржуазного путриота» Пу!
Только социалистическая страна может быть реально свободной и независимой. Живой пример: КНДР, социалистическое государство диктатуры пролетариата.
В животном-капиталистическом мире - нет и не будет прогресса.
Что будет дальше в РФии, на Украине и в прочих периферийных-полуколониальных ну очень "независимых государствах" СНГовии и Балтии (обломках распиленного СССР): зависит от трудового народа этих обломков. "Никто не даст нам избавления: ни бог, ни царь и не герой", это известная аксиома.
А вот заключительные слова статьи "Политштурма" НЕ понял: "Марксизм как учение отправится на свалку истории только вслед за причинами, породившими его"???
Товарищ автор, вы понимаете, что вы написали???
"Маркси́зм-ленини́зм - учение, представляющее собой марксизм (учение К. Маркса и Ф. Энгельса) в его развитии В. И. Лениным.
Как научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, марксизм-ленинизм интегрирует концептуальные воззрения относительно познания и революционного преобразования мира, о законах развития общества, природы и человеческого мышления, о классовой борьбе и формах перехода к социализму (включая свержение капитализма), о созидательной деятельности трудящихся, непосредственно занятых строительством социалистического и коммунистического общества."
("Энциклопедия Коммунист. RU", статья "Марксизм-ленинизм".)"