Leave a comment

aleksej_cccp July 12 2017, 08:27:15 UTC
Здравствуйте, Дамир.

Думаю, вам известно это: "Исторический материализм - составная часть марксистско-ленинской философии, философская наука об обществе, материалистически решающая основной вопрос философии применительно к истории и исследующая на этой основе общесоциологические законы исторического развития и формы их реализации в деятельности людей." http://www.esperanto.mv.ru/wiki/Марксизм/ИсторическийМатериализм

А "Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному, решение которого предопределяет поляризацию философских учений, их принадлежность к одному из двух главных направлений в философии - материализму или идеализму." http://www.esperanto.mv.ru/wiki/Марксизм/ОсновнойВопросФилософии

Можно спорить, что сначала было, курица или яйцо. Можно спорить, что сознание первично, материя вторична, или наоборот, что материя первична, а сознание вторично.
Но если человек - учёный, а не пустозвон или шарлатан: то он придерживается, руководствуется научным подходом.
А "Научный подход - это исследования, систематизация и корректировка полученных знаний.
Выводы делаются на основе эмпирических данных об объекте. Базой получения данных
являются наблюдения и эксперименты. Важный аспект научного метода - это требование
объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны
приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных
учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений,
обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных и результатов
исследований. Это позволяет не только получить дополнительное подтверждение путём
воспроизведения экспериментов, но и критически оценить степень адекватности
(валидности) экспериментов и результатов по отношению к проверяемой теории."

Пока (на данном этапе развития науки) есть ДОКАЗАННАЯ аксиома, что "Духовное, идеальное рассматривается марксистско-ленинской философией как высший продукт материи, свойство высокоорганизованной материи. Сознание, мышление, физиологической основой которых является мозг человека, есть вместе с тем социальный продукт, отражение общественного бытия людей."
Кто не согласен с этим: может опровергнуть, но только придерживаясь и руководствуясь научным подходом.

Маркс был учёный.
"Свою основную идею о естественно-историческом процессе развития общества Маркс выработал, выделив из разных областей общественной жизни область экономическую, из всех общественных отношений - отношения производственные как основные и определяющие все другие отношения. Взяв за исходный пункт основной для всякого человеческого общества факт - добывание средств к жизни, марксизм поставил в связь с ним те отношения, в которые люди вступают в процессе производства своей жизни, и в системе этих производственных отношений увидел ту основу - реальный базис каждого определённого общества, - которая облекается политико-юридическими надстройками и различными формами общественного сознания. [...] В противоположность идеализму исторический материализм не ограничивается рассмотрением идейных мотивов человеческой деятельности, а исследует то, чем вызываются эти мотивы, какими материальными причинами они порождаются."

Reply

avr_mag September 18 2017, 02:58:39 UTC
"ДОКАЗАННАЯ аксиома," ??????
Я ещё в раннем советском детстве на уроке математики на всю жизнь запомнил, что
аксиома это положение не требующее никаких доказательств.
Потому как она утверждает совершенно очевидные вещи, которые ни в каких доказательствах не нуждаются.
Врали значит нам в советской школе?

Reply

aleksej_cccp September 18 2017, 08:03:50 UTC
Доказанная аксиома - да, это моё выражение.

Это значит, что вот всё это : "Духовное, идеальное рассматривается марксистско-ленинской философией как высший продукт материи, свойство высокоорганизованной материи. Сознание, мышление, физиологической основой которых является мозг человека, есть вместе с тем социальный продукт, отражение общественного бытия людей" - является философским построением на научно-доказанном/принимаемом НЫНЕ за аксиому, что "Сознание, мышление, физиологической основой которых является мозг человека".

Так обстоит дело на сегодняшний день.

Может быть, завтра наукой будет открыто, подтверждено, доказано то, о чём писал (например) Скляров в последней книге: "Скажем, даже известный советский нейрофизиолог Наталья Бехтерева, долгое время возглавлявшая Институт мозга, признавала, что есть такие особенности человеческой деятельности, которые не сводятся к функционированию материального мозга, а заставляют допускать существование души.
Если же отойти от материалистических догматов и допустить реальность духовно-нематериальных феноменов, то можно увидеть, что эти феномены также подчиняются наиболее общим законам физики, и в них нет ничего сверхъестественного (см. книгу автора «Основы физики духа», которая в печатном виде выходила в издательстве «Вече» под названием «Код мироздания»)."

А термин аксиома УЖЕ ДАВНО не "положение не требующее никаких доказательств."
У вас были плохие учителя.

Погуглите "Аксиома Большая Советская энциклопедия" и найдёте, например, вот это: "Аксиома (греч. axíōma - удостоенное, принятое положение, от axióō - считаю достойным), положение некоторой данной теории, которое при дедуктивном построении этой теории не доказывается в ней, а принимается за исходное, отправное, лежащее в основе доказательств других предложений этой теории. Обычно в качестве А. выбирают такие предложения рассматриваемой теории, которые являются заведомо истинными или могут в рамках этой теории считаться истинными.

Возникнув в Древней Греции, термин «А.» впервые встречается у Аристотеля, а затем через труды последователей и комментаторов Евклида прочно входит в геометрию. В средние века господство аристотелевской философии обусловило его проникновение в другие области науки, а через неё и в обыденную жизнь. А. стали называть такое общее положение, которое, будучи совершенно очевидным, не нуждается в доказательстве. Природу этой очевидности видели, следуя взглядам, идущим ещё от Платона, в прирождённости человеку таких основных истин, как математическая А. Учение И. Канта об априорности последних, т. е. о том, что они предшествуют всякому опыту и не зависят от него, было кульминацией таких взглядов на А. Первым крупным ударом по взгляду на А. как на вечные и непреложные «априорные» истины явилось построение Н. И. Лобачевским неевклидовой геометрии."

(Окончание - в следующем комментарии.)

Reply

aleksej_cccp September 18 2017, 08:04:09 UTC
"Критикуя взгляды Гегеля на логическую А. (на фигуры аристотелевских силлогизмов), В. И. Ленин писал: «...практическая деятельность человека миллиарды раз должна была приводить сознание человека к повторению разных логических фигур, дабы эти фигуры могли получить значение аксиом» («Философские тетради», 1969, с. 172). Именно в обусловленности многовековым человеческим опытом, практикой, включая сюда также и эксперимент, и опыт развития науки,- причина очевидности А., рассматриваемых как истины, не нуждающиеся в доказательстве.

Вместе с тем крушение взгляда на А. как на «априорные» истины привело к раздвоению понятия А.
Всё возрастающая в связи с запросами практики необходимость экспериментировать в области построения новых теорий, заменять одну А. другой, а также их относительность, зависимость от ранее встречающихся конкретных условий опыта и уровня развития науки, приводящая к невозможности выбрать раз навсегда и навечно в качестве А. такие положения, которые будут истинны абсолютно во всех условиях, - всё это обусловило появление понятия А. в смысле, несколько отличном от традиционного. Понятие А. в этом смысле зависит от того, построение какой теории рассматривается и как оно проводится. А. данной теории при этом называются просто те предложения этой теории, которые при данном построении её как дедуктивной теории принимаются за исходные, притом совершенно независимо от того, сколь они просты и очевидны. Более того, уже из опыта, например, построения различных неевклидовых геометрий и их последующего истолкования и практического использования стала ясной невозможность при построении (или аксиоматизации) той или иной теории каждый раз требовать заранее истинности её А.

С созданием развитого аппарата математической логики связано дальнейшее развитие понятия А. В формальном исчислении А. является уже не предположением некоторой содержательной научной теории, а просто одной из тех формул, из которых по правилам вывода этого исчисления выводятся остальные доказуемые в нём формулы («теоремы» этого исчисления). См. также Аксиоматический метод и литературу при этой статье.

А.В. Кузнецов." http://gatchina3000.ru/great-soviet-encyclopedia/bse/007/372.htm

Reply


Leave a comment

Up