Школа 179 - или зачем идти в топовую математическую школу

Jul 30, 2023 20:26



Многие относятся к школам, в которых учились их дети, как к чему-то идеальному, что нельзя обсуждать и чему можно только преклоняться. Я, как известно, не сторонник поклонений и замалчиваний, поэтому и написал этот текст. Всё, что сказано ниже - исключительно мой опыт взаимодействия со школой, который нельзя обобщать по причинам, о которых я скажу ниже. Я постараюсь дать как можно меньше оценок и как можно больше фактов, но совсем без первых у меня не получится. Это не манифест и не предназначено для широкого распространения, скорее это информация для друзей.

Первое ваше знакомство начнется с отбора, который состоит из как минимум двух письменных туров, одного устного и собеседования с директором. Никакого регламента не существует. Мероприятие проводится максимально непрозрачно. Никаких публичных рейтингов с проходными баллами или требований к участникам нет.  Устное собеседование - разговор с директором на общие темы, по результатам которого он  знакомится с вами и принимает решение брать вас или нет, также на нём просили не сопротивляться действиям школьной администрации.  Эффективность отбора хорошо продемонстрировал первый же учебный год. Средний балл по классу почти весь год, как по алгебре, так и геометрии был ниже 3.0, что говорит только о том, что дети не справлялись с программой по оценке самих же преподавателей, которые их отбирали.

На собеседовании с директором, мне сообщили, что цель школы - привить вкус к математике. Такая постановка задачи должна была бы меня насторожить, но к моменту получения этой информации альтернативой у нас оставалась только школа во дворе (что на мой теперяшний взгляд не так уж и плохо). Кроме этого, директор информировал нас, что школа учится по шестидневке, и нужно её в этом поддержать.(в 11 классе это выливалось в 41 урок в неделю + весьма увесистое домашнее задание. На алгебру или геометрию нужно минимум 3-4 часа). При таком объёме обязательных занятий, найти время для факультативов могут либо те кто игнорирует школу (эти люди вызывают у меня искреннее уважение, и это не единичные примеры), либо феноменально талантливы (в нашем классе таких не оказалось, но в школе было несколько человек).

Для не погруженного читателя объясню, как устроено образование у нас в РФ. По результатам 11 классов вы сдаете ЕГЭ. Также вы можете принять участие в олимпиадах школьников. Сложив это всё, вы приходите в приёмную комиссию, и если с олимпиадами у вас ничего хорошего не получилось, в некоторых ВУЗах пишете дополнительное вступительное испытание (ДВИ). Проходные баллы на престижных факультетах настолько высоки (например, на матфаке ВШЭ это было 305 из 300), что пройти туда можно только по олимпиадам. Олимпиады - это большой спорт, и для победы, даже при наличии таланта, нужно очень много времени на подготовку с высококвалифицированным преподавателем. Если мы говорим о зарубежных ВУЗах, то там кроме экзаменов очень хотят посмотреть на все ваши оценки за последние 3-4 года. Объяснения основанные на том, что у вас тройка, но этот как пять с плюсом в обычной школе, никто не примет. Математическая школа, вероятно, должна ориентироваться на то, чтобы её выпускники продолжили своё образование в лучших вузах, а для этого одного вкуса к математике явно не достаточно.

Образовательный процесс по математике с восьмого класса вёлся в рамках трёх дисциплин: алгебра, геометрия, математический анализ и высшая алгебра. В общей сложности это около 10 академических часов в неделю в школе и домашнее задание, которое занимало точно не меньше тех же самых 10 часов. На уроках рассказывалась теория и разбирались задачи, при этом речь не шла о процессе в рамках какого-либо учебника, поэтому материал пропущенного урока всегда оказывался безвозвратно утраченным. Несколько месяцев имела место практика выкладывания конспекта, но она быстро сошла на нет. По алгебре и геометрии выдавалось домашнее задание, которое нужно было сдать (например, прислать скан по электронной почте) строго к определенному времени. В какой-то момент этой отсечкой стало 18:00 дня перед тем, на который оно задано, что якобы избавляло школьников от сидения над ДЗ до глубокой ночи. При этом любое опоздание в отправке каралось двойкой. Домашние задания при этом могли проверяться месяцами, и перед самым концом четверти такая двойка могла неожиданно всплыть. Однажды из-за проблем со связью у моей дочери домашнее задание не отправилось, а зависло в исходящих до момента восстановления доступа в интернет. Решить проблему с этой двойкой удалось только через эскалацию на уровень руководителя математического профиля (к счастью, на этом уровне я встретил весьма адекватный и конструктивный отклик). Кроме этого на уроках раз  в неделю проводилась контрольная, оценки за которую также выставлялись в дневник далеко не сразу. Для работы по математическому анализу и высшей алгебре использовалась система "листков", каждый из которых содержал основные определения и задачи, которые нужно было сдать к установленному дедлайну. Задачи сдаются устно на уроках. Плюсики за них изначально выставлялись в электронный кондуит на базе google таблиц, где также можно было видеть оценки всего класса по алгебре и геометрии. Там же указывались критерии оценивания работы по листочку, в зависимости от количества сданных задач. Через некоторое время ведение кондуита прекратилось, и все материалы, связанные с ним, были удалены. Вероятно, преподаватель, который его вел, решил таким образом отомстить, обидевшись на детей и жалобы родителей.

Математический анализ и высшая алгебра (знаменитый листочки) занимали значительный объем времени во все годы обучения в школе. Этот предмет значительно облегчит жизнь на первом курсе ВУЗа, но может оказать и медвежью услугу расслабившимся матшкольникам. Я убежден, что преподавание его в школе неуместно. Было бы здорово потратить это время на "спецмат" (олимпиадную математику).

Преподаватели математики из нашей параллели воспринимали свою задачу по-разному. Старшее поколение просто с удовольствием проводило время, рассказывая какие-то интересные им вещи. Качество изложения при этом было хорошим, но в большинстве своём, для школьников разбираемые задачи были абсолютно бесполезны. Начинающие педагоги занимались самореализацией, придумывая собственные задачи весьма спорного качества.  При этом не обошлось и без конфликтов, в ходе которых преподаватель вместо того чтобы вести детей за собой, противопоставлял себя им, нарушал принципы честной игры, неуважительно высказывался о некоторых детях, явно переходя на личности, высмеивал поступки детей в условиях задач. Класс, где училась моя дочь, не был сплоченным коллективом, скорее набор индивидуалистов, которые по необходимости поддерживали друг с другом отношения. При этом педагоги пробовали применять методы коллективной ответственности, в желании наказать одного из учеников меняли критерии оценок по заданиям, сдвигали контрольные сроки. Иногда после сдвига сроков было невозможно сдать задание, так как для этого банально не оказывалось урока. Подготовка к ЕГЭ велась только в 11 классе, много внимания было уделено задачам с параметром, но даже они, по моей оценке, изложены были не системно, что привело к весьма посредственным результатам на ЕГЭ. Почти все жаловались на то, что им не хватило времени.
Средний балл по ЕГЭ в классе - 84. (во всей школе 1 человек получил 100 баллов)

Школа является номинальным организатором одной из самый престижных и сложных математических олимпиад - Турнир Городов. При этом в школе напрочь отсутствует олимпиадное движение. Математические бои проводились один раз за всё время обучения. Кружков, которые бы готовили школьников к олимпиадам по математике, нет ни одного (после моего обращения один такой кружок был открыт, но просуществовал не более полугода). Образовательный процесс устроен таким образом, что любой ваш отъезд на сборы или олимпиаду создает вам значимые проблемы. Вас обязывают досдать все домашние задания и контрольные, которые вы пропустили, договорившись об этом с каждым из преподавателей индивидуально. Учитывая, что математики не ведут конспектов и не имеют учебника, а также любят задавать объемные задания на дом, с ними возникают основные проблемы.
Несколько слов хочу сказать о преподавании астрономии. Госпожа Ш. безусловно заслуживает высокой оценки за свою работу. Она очень строгий преподаватель, но всегда следующий установленным ею же правилам, которые воспринимались учениками как обоснованные и понятные требования. В рамках своих уроков и кружка она подготовила множество призеров и победителей ВСОШ с нуля!

Очень похожая ситуация с преподавателем информатики. Господин К. на своих уроках эффективно учит детей основам программирования на питоне, а на своих кружках готовит их к олимпиадам. Кроме этого весь 11 класс посвящен исключительно подготовке к ЕГЭ. На уроках рассказывается теория, эта же информация публиковалась на специальном информационном ресурсе, далее по каждой теме дети в любое время должны были написать и сдать в тестовую систему некоторое количество программ. По количеству успешно сданных программ выставлялась оценка в журнал по теме. Результат его работы не так очевиден как в астрономии, хотя бы потому, что к нему приходят дети с неплохим базисом и фактор отбора имеет место быть, но среди его учеников также огромное количество призеров и победителей ВСОШ и других олимпиад. Кроме этого, именно этот преподаватель системно обсуждал с детьми их планы на поступление в ВУЗы, помогая им сориентироваться.  Регулярно вывешивает на своём информационном ресурсе различные памятки и другую полезную информацию. Ведет всевозможные рейтинги и доски почета. Помогает детям с профориентацией и выбором ВУЗа.

С литературой и русским ситуация противоречивая. С одной стороны, мы получили в качестве задания огромное количество выученных наизусть стихов, весьма посредственного качества диктанты, материалы которые не входят в школьную программу, форма изложения материала вызвала нарекания, заниженные оценки, но  при этом и 10 и 11 класс были посвящены продуктивной подготовке к ЕГЭ.
Средний балл ЕГЭ по классу 93

Из одиозных личностей стоит пожалуй что отметить преподавателя биологии, с оценками по которой у подавляющего большинства возникали значимые проблемы. Те, для кого средний бал имел решающее значение, были вынуждены перейти на индивидуальную программу с другим преподавателем, так как у этого хорошую оценку получить они так и не смогли. При этом речь не идет о предвзятом подходе при оценивании, скорее отсутствии поблажек для математического профиля.

У административно-преподавательского состава школы дисциплина при этом точно не на первом месте. Сайт школы не ведется несколько лет. Нормативные и информационные материалы, который обязаны быть на сайте школы, в большинстве своём отсутствуют, что говорит о высоком кредите доверия у директора со стороны руководства образования в Москве.

Результаты обучения математике в школе, как и ожидалось, остаются неудовлетворительными:
  1. Школа определенно не смогла привить вкус/интерес к математике у моего ребенка. Внутренняя мотивация шла исключительно от обязанности и необходимости, а не от интереса или желания. Естественно, это повлияло решающим образом на все остальные результаты.
  2. Фокус на ЕГЭ начал отслеживаться только в 11 классе, но на уроках всё еще было много задач, которые не имели отношения к ЕГЭ. Подавляющее большинство детей в нашем классе при подготовке к ЕГЭ были вынуждены пользоваться услугами репетиторов.
  3. Подготовка к олимпиадам не ведется в школе вовсе, и возможности уделить время этой подготовке в другом месте нет, так как школа занимает все 24 часа в сутках.

Ключевые моменты, которые мне не понравились в школе и что я хотел бы изменить:
  1. Фокус на математике в разрезе олимпиад и ЕГЭ:
  • Уроки по математическому анализу я бы трансформировал в уроки по олимпиадной математике.
  • Нужен сильный кружок по олимпиадной математике, с индивидуальным планом подготовки и участия в олимпиадах для каждого участника.
  • Алгебра и Геометрия  - целью этих уроков нужно сделать сдачу ЕГЭ.

  1. Система оценивания, хотя бы выставляемые в журнал оценки должны опираться на требования стандартной школьной программы. Как вариант выставлять оценки по 100 балльной шкале, которая бы конвертировалась в пятибалльную для формальных оценок. Те же 70 баллов могут показать ученику, что он недорабатывает, но 5 в дневнике не дискредитирует его перед учениками дворовых школ. Преподаватели непрофильных дисциплин должны быть максимально лояльны и учитывать профиль класса. Мне кажется, что учителя физкультуры и химии в нашем классе с этой задачей отлично справились.
  2. Единственный иностранный язык, преподаваемый в школе - английский, да и тот преподается на базовом уровне. Для людей, знающих язык, уроки становятся зря потраченным временем. Не нужно учить одних детей за счет других. Группы нужно разбить по уровням, а внутри групп активно использовать индивидуальный подход для тех, чей уровень языка значительно отличается от средних значений как в одну так и в другую сторону.
  3. Нужно навести хоть какой-то порядок с документами на портале.
  4. Нужно навести порядок с выставлением оценок, выставление оценок только в конце четверти или через 1-2 месяца после сдачи работы - неправильно.
  5. Администрация должна быть хотя бы последовательной.

Дела должны подтверждать слова, но что же мы имеем:

Было сказано: спорт в виде олимпиад важен, но учеба важнее
Было сделано:
  • ни одной грамоты или иных поощрений за отличную учёбу по итогам года вручено не было
  • в Telegram канале школы если и заходит речь о достижениях, то только об олимпиадных.
  • по факту получения 100 баллов ЕГЭ по физике, при которых в некоторых городах чуть ли не встречи с губернаторами организуют, от школы не было никаких поздравлений кроме упоминания при вручении аттестата на выпускном

Было сказано: школа не приемлет любые формы дискриминации учеников
Было сделано: директор школы выступил на стороне преподавателя, который не смог найти общий язык с классом и отдельными учениками, и как следствие некоторым ученикам пришлось покинуть школу. Преподавателя же в этом классе сделали классным руководителем, что значимо сузило возможность коммуникации с администрацией.

Учитывая всё вышесказанное, задаю себе вопрос о том, зачем мой ребенок учился в этой школе 4 года по 6 дней в неделю по 10 (7 в школе 3 домашка) часов в день, и не нахожу ответа. Он не нашел здесь ни знаний, ни жизненных навыков (кроме весьма полезных навыков взаимодействия с токсичными преподавателями о которых я писал выше), ни хороших друзей.

математика

Previous post Next post
Up