Вчера исполнилось 25 лет со дня мировой премьеры фильма «День сурка». Несмотря на довольно солидный возраст, эту философскую комедию по-прежнему любят и не устают пересматривать. И фильм, похоже, отвечает зрителям взаимностью: его посыл всё так же актуален, а юмор не утратил свежести и остроты.
За успехом этой ленты стоял творческий союз двух друзей: режиссёра-сценариста Гарольда Рэмиса и актёра Билла Мюррея. Их тандем существовал уже 20 лет и казался непобедимым, но после громкого успеха «Дня сурка» их дороги неожиданно навсегда разошлись.
И прежде чем разбираться в причинах этого разрыва, я приглашаю вас в бунтарские ’60-ые, с которых и началась история одного из самых невероятных комедийных дуэтов.
На пути к комедийному Олимпу
Режиссёр Айван Райтман, Гарольд Рэмис, Билл Мюррей и Дэн Эйкройд
Гарольда Рэмиса многие из вас знают по роли Эгона Шпенглера - главного умника в команде охотников за привидениями. О том, что он был талантливым сценаристом и режиссёром, снявшим «Анализируй это», «Ослеплённый желаниями» и «День сурка», знает куда меньше. И уж совсем немногие догадываются, что, в каком-то смысле, именно он стоял за успехом Билла Мюррея.
Родился Рэмис в Чикаго и уже при жизни стал там настоящей легендой. Нет, случилось это не благодаря успеху «Охотников за привидениями», в которых он выступил сценаристом и исполнителем одной из главных ролей. Любовь горожан он завоевал ещё в конце ’60-ых, когда присоединился к труппе местных комиков The Second City, для которой Рэмис стал писать сценарии (а позже начал и сам выходить на сцену).
Труппа "The Second city". Рэмис и Джон Белуши сидят справа
Этот театр юмора был настоящей кузницей комедийных кадров всесоюзного масштаба. Именно там свои первые шаги к успеху сделали Джон Кэнди, Джон Белуши и Дэн Эйкрой. Театр позиционировал себя как импровизационный, но ещё Марк Твен говаривал, что самая лучшая импровизация та, над которой он работал три дня.
Этим “работающим” и был Рэмис.
В 1970-ом году, благодаря протекции своего старшего брата Брайана, в ряды The Second City влился Билл Мюррей. Проработав там всего год, Билл из театра едва не вылетел: зарплаты молодого артиста еле хватало на покрытие счетов, и для поправки своего материального положения Мюррей решил “толкнуть” немного травки. С пятью килограммами марихуаны 21-летнего Билла и задержали в аэропорту, но ему очень повезло: вместо отправки в тюрьму, судья назначил испытательный срок и, надо отметить, нужные выводы актёр сделал. Арест произвёл на Мюррея сильный отрезвляющий эффект и он рьяно взялся развивать свою карьеру.
Джон Кэнди и Билл Мюррей на сцене "The Second city"
В 1974-ом году Мюррей, Рэмис и Джон Белуши запускают свой собственный проект, получивший название The National Lampoon Show. Тогда же в качестве продюсера к ним примкнул Айван Райтман - будущий постановщик дилогии про охотников за привидениями. Ребята громко о себе заявили и уже через год их пригласили в новое нью-йоркское шоу, которые существует и поныне - Saturday Night Live, чьими первыми звёздами стали Белуши, Мюррей, а так же Чеви Чейз и Дэн Эйкройд.
Дэн Эйкройд, Билл Мюррей, Джон Белуши и Чеви Чейз в студии Saturday Night Live. 1977г.
К концу ’70-ых Рэмис взялся за написание киносценариев и его первый же полнометражный фильм становится настоящей сенсацией. Имея производственный бюджет в размере трём млн. долларов, комедийная лента «Зверинец» заработала в прокате больше 140 млн! Всего через год в прокат вышли снятые по его же сценарию «Фрикадельки», в котором свою первую главную роль сыграл Мюррей. Фильм имел более скромные сборы, но всё же окупился почти 30 раз.
Билл Мюррей на съёмках фильма "Фрикадельки"
Именно тогда и родился экранный дуэт Рэмис-Мюррей, которому предстояло взять ещё ни одну голливудскую вершину.
Становление гениального дуэта
Успех комедий «Зверинец» и «Фрикадельки» придал Рэмису уверенности и для своего следующего сценария он решил подыскать режиссёра, которого знал лучше других - себя самого. Его режиссёрским дебютом стала лента «Гольф-клуб», в которую он позвал Мюррея. Лента не снискала наград, но в Штатах до сих пор считается народной классикой.
Рэмис, Мюррей и Чейз на съёмках "Гольф-клуба"
Позднее Рэмис вспоминал, что именно в этом фильме они с Биллом нашли нужные точки соприкосновения и стали работать в унисон:
«В комедии все одиночки. А я таким быть не хотел. Билл стал для меня источником силы и защиты. Если какая-то сцена не работала […] Билл и я говорили с полчасика, и мы придумывали что-то отличное».
После «Гольф-клуба» Рэмис и Мюррей встречаются на съёмочной площадке ленты «Stripes» (у нас известна под названием «Добровольцы поневоле», а так же «Лычки» и «Полосы»). Снятая по сценарию Рэмиса Айваном Райтменом, она стала первой картиной, в которой друзья вместе появились в кадре. Фильм имел большой успех и окупился более восьми раз.
Мюррей, Кэнди и Рэмис на съёмках "Добровольцев поневоле"
Всё в тех же ’80-ых они поработают ещё дважды - в фильме «Охотники за привидениями» и его сиквеле 1989-го года. Фильмы были не просто кассовыми хитами. Они стали национальным достоянием, доказавшим: всё, к чему бы ни прикасались эти двое, было обречено на успех и зрительскую любовь.
Рэмис и Мюррей на съёмках "Охотников за привидениями"
В начале ’90-ых Рэмис и Мюррей взялись за новый, уже шестой по счёту, совместный проект - историю о синоптике, снова и снова переживающем один и тот же день. Картина стала не просто новой главой истории их успеха - она стала её вершиной.
Мюррей и Рэмис на съёмках "Дня сурка"
К сожалению, по окончании съёмок их дуэт неожиданно распался, положив конец многолетнему и невероятно успешному сотрудничеству.
Предвестники разрыва
Уже на стадии съёмок фильма «День сурка» между Рэмисом и Мюрреем стало расти недопонимание. В тех местах, где режиссёр требовал лёгкой тональности, Мюррей хотел видеть глубину и вдумчивость. Билл находился в постоянных спорах, игнорировал телефонные звонки Рэмиса и регулярно опаздывал к началу съёмок. Общение с коллегами по съёмкам он тоже свёл к минимуму.
19-летний Майкл Шеннон в фильме "День сурка"
Например, он любил громко слушать музыку, словно стараясь избежать ненужных разговоров. Это ничуть не смутило начинающего актёра Майкла Шеннона («Форма Воды», «Человек из стали»), для которого фильм стал дебютом в большом кино. Как-то Билл слушал группу Talking Heads, и Шеннон решил завязать с любимым актёром беседу. Не придумав ничего лучше, он выпалил “Вам нравятся Talking Heads?”. На этот вопрос Билл огрызнулся “Ну конечно нравятся! Стал бы я их в противном случае слушать?” Шеннон стушевался и удалился. Вскоре к нему подошёл Рэмис и попросил не обращать внимания на этот выпад: «Билл есть Билл».
К слову, в недавнем интервью актриса Энди Макдауэлл, сыгравшая любовный интерес Фила Коннорса, и актёр Стивен Тоболовски, сыгравший надоедливого страхового агента Неда Райарсона, заявили, что и подумать тогда не могли, что на их глазах рушится дружба Мюррея и Рэмиса: они зачастую выглядели спорящими, но ссорящимися - никогда.
Актриса Энди Макдауэлл в рекламе косметики L'Oreal. '80ые
Как бы там ни было, ни огромный успех «Дня сурка», ни все предыдущие успехи больше так и не свели вместе некогда больших друзей. Все следующие годы Мюррей хранил молчание и от комментариев воздерживался. Рэмис тоже не делился подробностями, но был куда более красноречив.
Промо-кадр к фильму "Охотники за привидениями II"
Вот, что он сказал в своём интервью в 2009-ом:
«Я так часто мечтал об этом. Что мы снова дружим. В этих мечтах было отличное чувство воссоединения. Билл всегда был сильным. Словно скала среди нас. Когда раньше я делал с ним фильмы, я всегда знал: каким бы плохим ни был сценарий - он найдёт выход, и мы спасём ситуацию благодаря его импровизации. Это был наш альянс, наш большой союз. Я же помогал ему быть настолько смешным, насколько он был способен. Думаю, тогда он это ценил. Не знаю, куда это делось, но оно осталось хотя бы на плёнке. И что бы ни случилось с нами в будущем, у нас осталось это самовыражение».
Грустный финал и покаяние
В 2010-ом году Гарольд Рэмис перенёс инфекционное заболевание, приведшее к осложнениям в виде васкулита (воспаление сосудов). Недуг дал осложнения и на какое-то время Рэмис был прикован к инвалидному креслу. В 2011-ом году у него случился рецидив, после которого он так и не оправился.
В начале 2014-го года, спустя 21 год после внезапного разрыва, в доме Рэмисов появился Билл Мюррей. С подачи своего брата Брайана, Билл наступил на горло своим принципам и пришёл повидаться с умирающим другом. По воспоминаниям близких, они обсуждали спортивные успехи своей любимой бейсбольной команды Chicago Cubs.
24 февраля 2014-го года Гарольда Рэмиса не стало.
Не прошло и недели, как состоялась Оскаровская церемония, где приз в номинации “за лучшую операторскую работу” вручал Билл Мюррей. Прежде, чем он объявил номинантов, Билл, несомненно находясь под сильным впечатлением, отклонился от сценария и заявил, что в списке обладателей Оскара не хватает одного имени - имени автора «Дня сурка» и «Охотников за привидениями». Его заявление зал встретил овацией (хотя лично на меня куда большее впечатление произвёл
взгляд Мюррея).
Это был запоздалый, но всё же красивый жест, подведший черту под их невероятным творческим союзом, чьи плоды хоть и не были осыпаны наградами, но уже не первое десятилетие занимают особое место в сердцах киноманов.
ЧТО ПОЧИТАТЬ?
1.
"Один дома": интересные факты2.
12 городских легенд о Билле Мюррее3.
Каким мог быть фильм "Смертельное оружие III"4.
Неизвестные сиквелы 30-ти известных фильмов5.
Календарь киношных праздников и памятных дат6.
Необычные фильмы, выходящие на экран в 2018-ом7.
"Очень странные дела" и секретная программа армии США