К середине '90-ых Джеймс Кэмерон добился огромного успеха благодаря суровым фантастическим боевикам вроде «Чужих» или «Терминатора». Публика и студии ждали от режиссёра покорения новых вершин жанра, но Кэмерон резко изменяет правила игры и снимает не просто исторический фильм, а, возможно, величайшую love-story - «Титаник».
В честь 20-ой годовщины со дня мировой премьеры, предлагаю вам узнать о самых ярких эпизодах создания этого легендарного фильма.
До съёмок
Джеймс Кэмерон давно положил глаз на владения Посейдона. В 1989-ом он снял гуманистически-инновационную «Бездну»; в марте 2012-го им была покорена Марианская впадина (Джим стал первым её гостем аж с 1960-го!); а действие сиквелов «Аватара» развернётся, в том числе, в пучинах морей планеты Пандоры.
Кэмерон во время подводных съёмок фильма "Бездна" (1989)
Одной из граней этой его водной страсти является жгучий интерес к знаменитым кораблекрушениям. Например, в 2002-ом году он снял для канала Discovery документальный фильм про гордость гилеровской Германии - линкор «Бисмарк», потопленный в 1941-ом и ставший братской могилой для 2.000 моряков.
Но вне всяких сомнений, самым известным объектом интереса Кэмерона стала другая катастрофа - крушение пассажирского суперлайнера «Титаник», со студенческой скамьи бывшая для него "Эерестом среди кораблекрушений". Кэмерон грезил экспедицией, и однажды к нему пришла шикарная идея: заставить Голливуд проспонсировать его авантюру. Много лет спустя на одной из пресс-конференций, посвящённой выходу «Титаника» в 3D, Джим сделал шутливое признание:
"Мне не столько хотелось сделать фильм, сколько спуститься к месту крушения".
Номер газеты с новостью о крушении лайнера "Титаник"
Написав сценарий, Джим отправился с ним к боссам студии ХХ век Фокс, где изложил фабулу фильма как «Ромео и Джульетта на корабле». В ответ он услышал нечто типа «Окей, Джим... Трёхчасовой романтический эпик - это как раз то, что нужно. А есть ли там перестрелки или погони? Есть там что-то в духе «Терминатора»?» Получив отрицательный ответ, студия всё же дала Джиму зелёный свет, т.к. надеялась на долгосрочное сотрудничество… Сотрудничество вышло и впрямь долгосрочным, ведь следующий совместный проект Кэмерона со студией Фокс случился спустя лишь 12 лет в уже упоминавшемся «Аватаре».
Итак, Джеймсу нужно было обосновать необходимость натурных съёмок. Фильм решили начать с эпизода, где исследователи снуют среди проржавелых останков былого величия в поисках алмаза. Но почему бы не сделать это в декорациях, с макетами и компьютерной графикой? На такое пошлое предложение Кэмерон ответил:
"Если стоимость такой реализации будет икс рублей, то лучше потратить икс плюс 30 процентов и снять всё на месте взаправдашнего крушения!"
Съёмки на воде стартовали в 1995-ом. За время "Атлантической" командировки Джим и Ко совершили более 10 погружений к реальным обломкам Титаника, испытывая давление в 6.000 фунтов на квадратный дюйм и рискуя быть раздавленными из-за малейшей трещинки. Несмотря на привлечение самой передовой техники и российских специалистов, без инцидентов подобные погружения не обошлись: однажды батискаф задел винтом корабль - никто не пострадал, но знаменитая парадная лестница, живописно показанная в фильме, была сильно повреждена.
Интерьеры "Титаника"
Работа на глубине велась очень кропотливая: за время съёмок киношники провели с кораблём времени больше, чем сами пассажиры. В результате вся команда стала испытывать чувство глубокой несправедливости и скорби, ведь описываемые в фильсе события произошли с реальными людьми, которые погибли. Джим это прокомментировал так:
Это не просто история, это трагедия. И я чувствовал огромную ответственность, стараясь правильно всё передать.
По завершении натурных съёмок, Джим сосредоточился на доработке сценария, желая почтить память погибших безупречной работой. Он привлёк историков, собрал и изучил гигантскую библиотеку, расписал схемы отношений команды и пассажиров, составил график последнего дня на лайнере. В таком темпе режиссёр проработал шесть месяцев. Общий же подготовительный период занял около пяти лет.
Оригинальный сценарий Джеймса Кэмерона
Закончив сценарий, Кэмерон выступил со соледующим заявлением:
"Все мои фильмы - истории любви. Титаник - не фильм катастрофа. Это любовная история на фоне исторического события. И когда любовь Джека и Роуз будет разрушена - зритель будет оплакивать её как реальную трагедию".
Но от слов - к делу. Заручившись помощью Ирландской судостроительной компании «Harlandand Wolff», Джим стал строить гигантские реплики Титаника. Благо, корабелы даже предоставили оригинальные чертежи посудины. А чтобы было куда это добро в натуральную величину поместить, в одном из мексиканских заливов арендовали 40 акров водной глади, а рядом выстроили бассейн водоизмещением 17 млн. галлонов.
Один из макетов "Титаника"
Внутри декораций всё было не менее эпично, чем снаружи. Комнаты, мебель, ковры, посуда, одежда, их цвета и дизайн - всё было воссоздано из натуральных материалов по фотографиям и чертежам. А для проверки результатов даже привлекли двух Титаниковедов! Более того, всю необходимую утварь предоставила компания «Уайт Стар Лайн»: та самая, что заниалась снабжением настоящего Титаника!
Итак, всё готово для того, чтобы начать вдыхать жизнь в этот оживший призрак.
Съёмки
В роли Джека Доусона режиссёр видел только ДиКаприо. Но это не значит, что студия не рассматривала другие кандидатуры. В их число попал Кристиан Бэйл, Том Круз, Мэттью МакКоннахи и даже Маколей Калкин. МакКонахи, к слову, был студийным фаворитом.
На месте ДиКаприо едва не оказался Мэттью Макконахи
Список желающих вжиться в образ Роуз был куда внушительней. За роль бились Гвинет Пэлтроу, Дженнифер Энистон, Николь Кидман, Кэмерон Диаз, Мадонна, Джоди Фостер, и даже Шерон Стоун.
Для Кейт Уинслет съёмки в "Титанике" стали одной из первых киноролей
Жениха Роуз должен был изобразить Майкл Бьен - завсегдатай фильмов Кэмерона: они работали в обоих «Терминаторах», «Бездне» и «Чужих». Другими кандидатами были Пирс Броснан, Эдриэн «Горец» Пол и Руфус Сьюэлл. В итоге роль отошла Билли Зэйну: которого режиссёр заметил в фильме «Фантом».
Кстати, о Зэйне. Помните сцену его ссоры с Роуз? По сценарию девушка д.б. плюнуть в лицо ревнивца. Вместо слюны, живописно стекающей по его щеке, хотели исользовать яичный белок. В сцене, которая попала в финальынй монтаж ленты, вместо белка использовался вазелин.
А вот первой совместной сценой, в которой снялись Лео и Кейт, стал эпизод с ню-портретом. Дело в том, что масштабные декорации всё ещё не были готовы, и Кэмерон чуть ли не из пальца высосал этот момент, лишь бы занять главных героев.
Между прочим, рисующие руки ДиКаприо принадлежат самому Кэмерону.
Джим и Лео во время съёмок одной из самых пикантных сцен фильма
Занятно ещё вот что. Джим - левша, а Лео - правша. Поэтому на стадии постпродакшена делали инверсию кадра, чтобы всё было максимально правдоподобно. Также инверсию делали самому Титанику, отчаливающему от британского порта: Джим снимал один борт, а настоящий Титаник в 1912 прислонялся к пирсу другим.
Как видите, Кэмерон точен до последней мелочи.
К сожалению, у подобного перфекционизма существовала и обратная сторона. Его маниакальный и бескомпромиссный идеализм стал настоящей страшилкой для всей команды. «God damn it! Тhat's exactly what I didn't want!» - именно эту фразу было слышно на площадке чаще всего. Молодцом держался только Билл Пэкстон (исполнивший роль исследователя обломков): у Кэмерона он снимался в «Терминаторе», «Чужих», «Правдивая ложь» и знал, чего ожидать.
Актёр Билл Пэкстон, российский инженер Евгений Черняев и мастер визуальных эффектов Джон Бруно
Другим актёрам приходилось несладко.
Простуда и грипп, почечные инфекции и переохлаждение, переломы - со всем этим приходилось сталкиваться почти каждый день. Кейт Уинслет серьёзно повредила локоть и зареклась когда-либо вновь работать с Кэмероном. (своё обещание она продержит 20 лет: осенью 2017-го стало известно, что она сыграет в продолжениях «Аватара») Гильдия киноактёров даже инициировала разбирательство на предмет обеспечения необходимых условий для команды, но санкций не применила.
Тем не менее, иногда напряжение зашкаливало: команда даже предполагала, что у Кэмерона - раздвоение личности, и порой его мрачное альтер-эго начинает доминировать. Его тёмную сторону даже нарекли «Mij» - что есть палиндром от «Jim». Сам же он на все нападки отвечал так:
Съёмки фильма - война. Война между бизнесом и эстетикой.
И как на любой войне, не обошлось без жертв. Таковой стала психика кого-то из персонала: бедолага не выдержал прессинга и, дабы проучить режиссёра-диктатора, отравил чан с обедом для персонала. Итог - 80 пострадавших, полсотни госпитализированных. Но вероятной цели эта подлость не настигла: Джим успел вывать рвотный рефлекс и избавиться от отравы. Тем не менее, по описанию очевидцев, вид у Кэмерона был такой, будто он нюхал клей с 4-ёх лет… А коварного злодея так и не вычислили.
Кэмерон, Уинслет и ДиКаприо на съёмках фильма
Эти и иные оказии увеличили как съёмочный период, так и расходы - «Титаник» стал первым фильмом с официально подтверждённым бюджетом в $ 200.000.000! Студия была в ярости, звучала идея увольнения Кэмерона и рестарт всего проекта, но Рубикон был пройден, и с такими затратами пути назад не было. В качестве утешения Джим предложил студии отказаться от своего процента от сборов.
Боссы восприняли это как насмешку - в кассовый успех ленты почти не верили.
После съёмок
Отснятый материал Кэмерон хотел снабдить прорывными визуальными эффектами, к созданию которых привлёк компанию «Диджитал Домейн». Именно специалистам этой мастерской мы обязаны красотам лент «Правдивая ложь», «Аполлон 13», «Куда приводят мечты», «5-ый элемент», «Армагеддон», «Послезавтра», «Трансформеры», «2012», «Аватар», «Трон: Наследие», «Тор», «Реальная сталь», etc. Всего в копилке фирмы более 90 фильмов и 7 премий Оскар.
Фильмы, над спецэффектами к котороым трудилась студия Digital Domain
Панорамные виды корабля стали делать на фоне хромакея с использованием моделей-копий: одна - 14-метровая, вторая - 20-метровая. Последняя, кстати, могла переламываться пополам. Собранные модели искусственно «заселили» цифровыми человечками; над процессом был занят Боб Легато, который отсканировал лица актёров, каскадёров и даже мордахи своих детей. За труды он удостоился Оскара.
Но на стадии постпродакшена стояла задача не только изобразить потопление корабля, но и врывание водных масс в каюты и трюмы. На одну только парадную лестницу ушло 340 тонн воды; всего же для съёмок затопления интерьеров было единовременно использовано 19 млн литров.
«Гибель „Титаника“» (1912). Работа немецкого художника Вилли Штёвера
Отдельные требования были у Кэмерона к кульминационной сцене с креном и переломом лайнера:
Я хотел показать это как ужасающе хаотичное событие, каковым оно и являлось.
Поначалу Джим собирался снимать всё с живыми статистами и каскадёрами, для чего было привлечено около 250 человек. Но угроза здоровью показалась слишком явной даже для него; в итоге смертельные падения создавали уже потом с помощью цифровых технологий.
По завершении работы над визуальной частю фильма, необходимо было позаботиться о мощном саундтреке. Джим хотел, чтобы музыкой к фильму занялась Энья, но её участия он не добился. Когда же режиссёр услыхал мелодии Джеймса Хорнера к ленте «Храброе сердце» - сомнения отпали сами собой. Парни уже работали вместе над фильмом «Чужие» - и это плохая новость. Почему? Памятуя давление со стороны Кэмерона, композитор зарёкся вновь работать с Кэмероном и уже 10 лет держался от его фильмов стороной.
Слева направо: Уилл Дженнингс (автор слов), Селин Дион и Джеймс Хорнер (автор музыки)
Кэмерон клялся дать ему полную свободу в творчестве и сроках. Не желая испытывать судьбу и зная о любви Кэмерона к Энье, Хорнер писал музыку, вдохновляясь её работами. Песня «My Heart Will Go On» - тоже его рук дело. Её он написал тайком от заказчика: Джим был противником теории «заглавной песни» и не желал её вставлять даже в финальные титры. Но после прослушивания демо-версии с вокалом Селин Дион - без колебаний измени лсвоё мнение.
Сложные спецэффекты и трудности с музыкально частью (Селин Дион тоже согласилась не сразу - её уговорил муж) значительно отодвинули премьерную дату: вместо лета (идеального времени для блокбастеров), фильм увидел свет поздней осенью. Кстати, впервые его показали в ноябре на Кинофестивале в Токио: пресса тогда описывала реакцию как «прохладную». Но выпуск ленты в широкий прокат всё расставил на свои места.
Джеймс Кэмерон - король мира!
Кстати, о местах.
- «Титаник» стал самым дорогим фильмом своего времени.
- «Титаник» стал первым фильмом, собравшим кассу в $ 1.000.000.000. Этот рекорд фильм удерживал более 10 лет, пока его не побил сам Кэмерон со своим «Аватаром».
- «Титаник» - единственный фильм, возглавлявший североамериканский прокат в течение 15 недель подряд. В течение 16 недель прокат возглавлял «Инопланетянин», но не подряд, а суммарно с ререлизом.
- «Титаник» - первый фильм с 1950-го, получивший 14 номинаций на «Оскар».
- «Титаник» - один из трёх фильмов в истории кино, удостоившийся 11 премий «Оскар».
- «Титаник» - рекордсмен продолжительности проката: он составляет 287 дней.
- «Титаник» - первый фильм в истории, удостоившийся «Оскара» как лучший фильм, где продюсер, сценарист, редактор и режиссёр - один человек.
- «Титаник» - первый фильм Кэмерона, где не присутствует/упоминается ядерный взрыв.
Послесловие: я настолько стар, что помню всю эту истерию вокруг "Титаника". Он смотрел на вас с экранов телевизора (кассета с фильмом была в каждой приличной семье), смотрел с футболок, рюкзаков, пеналов, альбомов с наклейками и тысяче других мелочей, которые сметались с прилавков не за надобностью, а из-за принта с Кейт и Лео. Это было нечто неслыханное; нечто такое, что снилось очень малому числу режиссёров. 20 лет назад "Титаник" был просто повсюду. Это был грандиозный триумф, прорубивший дорогу не только на вершину бокс-оффиса, но и к сердцам миллионов киноманов, которые, как и предсказывал Джим, восприняли трагедию гибели любви героев фильма столь же чутко, как и трагедию гибели самого Титаника.
ЧТО ПОЧИТАТЬ?
К аким мог быть "Терминатор 2" "Ксеногенезис" Джеймса Кэмерона "Человек-паук" Джеймса Кэмерона "Планета обезьян" Джеймса Кэмерона Как снимали ядерный взрыв для "Терминатора 2"