Почему «Гравитация» и «Интерестеллар» хороши, но уступают. Как Луна «сыграла» Марс. И почему «Дорога Ярости» всё-таки великий фильм, а «Хоббит» - нет. Рассказываю.
В прокат вышел один из самых ожидаемых фильмов этого года - «
Марсианин» Ридли Скотта. Что же обеспечило такой зрительский интерес и регулярно его подогревало?
Во-первых, в основу сценария лёг роман-бестселлер, написанный технарём-программистом Энди Уиром (что сразу давало надежду на то, что научно-фантастический фильм всё же будет более научным, чем фантастическим). Во-вторых, глаз мощно радовал актёрский состав: несмотря на вращение повествования вокруг лучшего марсианского ботаника в лице Мэтта Дэймона (которому выпала обязанность «тащить»), вне Красной Планеты тоже кипели свои страсти, ретранслировать которые в зал доверили всяким приятным личностям типа Гарри Данна или Кристин Уииг. В-третьих, у руля проекта оказался голливудский ветеран и, по совместительству, ветеран сай-фая Ридли Скотт. Да, к нему можно относиться по-разному, обзывать ремесленником и отправлять на пенсию, но будучи среди меньшинства, полюбившего «Прометей» и с удовольствием его пересматривающего, я с воодушевлением стал ждать его версию «Изгоя» на Марсе.
Кстати, о параллелях.
До премьеры картину то и дело параллелили с «Интерстелларом» Криса Нолана: мол, Мэтт Дэймон и там, и там оказался чёрти где в беде и его отправились спасать. Да, аналогии как будто очевидны, но те, кто уже фильм видел, скажут вам, что с таким же успехом можно было сравнить «Марсианина» со «Спасением Рядового Райана». Так что если вы ещё не смотрели кино, то путеводной звездой для вас скорее должны стать уже упомянутый «Изгой» с Томом Хэнксом или «127» Дэнни Бойла.
Так, давайте я уже с прелюдией закруглюсь и перейду к созданию фильма.
Погружение в закулисье на этот раз сделаю более визуализированным, с акцентом на наглядность, а не скучный текст. И первое, с чего хочется начать, так это… с «Безумного Макса». Да, четвёртый фильм эпопеи об адреналиновых приключениях тов. Рокатански - самый свежий пример того, как натурные съёмки и настоящие трюки могут сотворить из экранизации Super Mario Cart локальный шедевр, доставивший мне во второй поход в кино без 3D высокооктанового удовольствия не меньше, чем в первый и в 3D. Сами гляньте: как в такое кино не влюбиться?
Скотт пошёл по пути Джорджа Миллера и вместо студии, увешанной хромакеем, отправился, подобно своему австралийскому коллеге, в нестоящую пустыню. Правда, вместо Намибии, где снимали «Mad Max», съёмочная группа «Марсианина» уютно расположилась в Иордании, в пустыне Вади Рам.
Зная это, всплывает забавный факт: в некотором роде Марс в фильме «сыграла» Луна. А дело всё в том, что неофициальным названием этой иорданской пустыни является «Лунная долина».
В общем, вот вам и ответ на многочисленные возгласы в духе «КАК? Как у Скотта всё такое живое и настоящее?». А вот как: берёшь и снимаешь на-ту-ру, которую-то особо и маскировать под Марс и не надо. Сами взгляните на эти кадры, сделанные на съёмочной площадке: никакой цветокоррекции и никаких фильтров на этих кадрах нет. Пятёрочка тому, кто подбирал локации!
Разумеется, в фильме есть CGI, и его немало.
Та же пустыня, при всей своей похожести на Красную Планету, безусловно, нуждалась в пускай и минимальной, но всё же доработке и догримировании до Марса на стадии постпродакшена. Но там изначально всё снято так здорово, что поверх особо и городить ничего и не пришлось:
Отдельно хочется остановиться на цехе очумельцев: вот уж кто действительно поработал во славу убедительности «Марсианина». Дело в том, что «Марсианин» оказывается напичканным не CGI, а взаправдашними и осязаемыми декорациями и реквизитом: будь-то марсианские жилище колонистов, транспорт на ходу, трушные скафандры или космические аппараты - всё было сделано не из пикселей. Такое и само по себе здорово, а если вспомнить про одну халтурку, паразитирующую на классической новозеландской трилогии, снятую чуть более, чем полностью на фоне зелёного экрана - разве это не заслуживает дополнительной порции оваций?
Вся эта рукотворная красота была сделана командой Ноэля Коуэлла, который работал над созданием реквизита к лентам «Чужие против Хищника», «Призрачный Гонщик II» и сериалу «Острые Козырьки».
Всё вышеперечисленное, вкупе с захватывающей историей, оказывает по-настоящему сильное впечатление. Неудивительно, что сразу после релиза фильма, который на Западе стартовал на неделю раньше, всякие Твиттеры просто наводнились записями о том, какая же классная вышла у Скотта «тру стори» (!).
Кроме шуток, зрители реально считали, что всё показанное на экране имело место быть. Если Скотт видел эти твиты - он, конечно, поржал, но в глубине был где-то даже собой горд. Нынешний зритель, конечно, не Станиславский, но подобная реакция аудитории дорогого стоит.
За эти мгновения полного погружения и хочется поблагодарить Скотта. Поблагодарить и пожелать ему удачи в его грядущем массиве работы. Режиссёр объявил, что зимой приступает к работе над «Прометеями». Да, именно во множественном числе: в планах у него целая трилогия, которую он хочет сюжетно увязать с «Чужим» 1979-го. Выйдет эдакая закольцованность не просто вселенной ксеноморфов, а всей карьеры Ридли. Разве это не интригует?