В конце апреля Netflix представил свой новый оригинальный проект - боевик «Тайлер Рейк: Операция по спасению». Через неделю после премьеры Netflix
предрёк фильму показы в 90 миллионах домохозяйств и объявил самым большим своим релизом за всю историю работы стримингового сервиса. К празднованиям присоединился исполнитель роли Тайлера Рейка - актёр Крис Хемсворт - который
поблагодарил зрителей за то, что “сделали фильм номером 1 в мире”.
Предыстория создания
Крис Хемсворт с режиссёром фильма Сэмом Харгрэйвом
Своим появлением экшен-триллер обязан трём ключевым фигурам: братьям Руссо - они выступили сценаристами и продюсерами проекта - и режиссёр Сэм Харгрэйв.
Все трое тесно знакомы уже около 10 лет благодаря совместному участию в производстве кинопродукции студии Марвел. Руссо, например, поставили 2 сольных фильма о Капитане Америка, а Сэм Харгрэйв не только координировал для этих фильмов трюки, но был дублёром актёра Криса Эванса.
После завершения Третьей Фазы Marvel Cinematic Universe, трио решило сделать собственный оригинальный проект. В конце лета 2018-го года портал Deadline
объявил, что им станет боевик о спасении заложника, который снимут эксклюзивно для Netflix.
В основу сценария лёг графический роман американского комиксиста Андэ Паркса «Ciudad» (исп. - город), однако в качестве производственного названия было выбрано «Дакка» (в честь столицы Бангладеш, где происходит основная часть событий фильма).
После завершения съёмок весной 2019-го название фильма решили сменить с «Дакка» на «Out of fire» (англ. - «Из огня»), и всего за несколько недель до релиза его сменили во второй, последний раз на «Extraction», т.е. букв. «Эвакуация» (или, с натяжкой, «Операция по спасению»).
* Под этим названием фильм увидели не все подписчики Netflix. Например, в Италии и Франции его назвали «Тайлер Рейк», а для Германии, Польши и России выбрали “объединённый” вариант - «Тайлер Рейк: Операция по спасению».
О чём фильм?
Фильм посвящён истории наёмника Тайлера Рейка (Хэмсворт), нанятого для спасения несовершеннолетнего сына индийского наркобарона из рук бангладешских конкурентов. Найти и вызволить мальчишку оказывается самой лёгкой частью миссии, т.к. на их пути к спасительному побегу обратно в Индию стоят местные коррумпированные силовики, банды и ещё один наёмник-профи.
Чем фильм примечателен?
Самыми яркими сильными сторонами фильма являются сеттинг, экшен/насилие и 10-минутная сцена погони, имитирующая съёмку одним большим непрерывным планом.
Сеттинг
События фильма разворачиваются в Юго-Восточной Азии, преимущественно в трущобах Индии и Бангладеш. Для воссоздания на экране местного колорита - с густым смогом, шумными рынками, грязными подворотнями, нечистотными подземельями, заброшенными промзонами - съёмки решили провести на местности, для чего команда отправилась сначала в Таиланд, а потом в Бангладеш. Вышло очень пыльно, мусорно и колоритно - почитатели такой замызганной аутентичности обязательно оценят.
Экшен и насилие
В фильме экшен почти бесперебойный, а насилие - старое доброе с приставкой “ультра-“. Перестрелки из разнокалиберного оружия чередуются с рукопашными схватками, где в ход идут мачете, монтировки, ножи, куски мебели, вилы (!) и даже грузовики с автобусами.
Нон-стоп сцена погони
Никакие громкие заявления Netflix и самого Хемсворта не сделали фильму лучшей рекламы, чем это сделал короткий ролик о съёмках сцены погони. Небольшое
видео демонстрирует, насколько слаженной и рисковой была работа постановщиков трюков, пиротехников и операторов, что позволило незаметно “склеить” разнообразные эпизоды - автопогоня, перестрелки, бегство от захват-отряда - в одну большую “непрерывную” сцену продолжительностью 11 минут 30 секунд. Без всяких сомнений, огромному числу потенциальных зрителей именно этот эпизод и “продал” весь фильм.
Насколько фильм хорош?
Если считать преимуществами три описанные выше стороны фильма - сеттинг, насилие и 11-минутная сцена погони - то на них всё хорошее в фильме и заканчивается.
Сценарий линейный с очень слабым сюжетным твистом где-то в середине, когда кое-кто неостановимый внезапно оказывается не тем, кем кажется, и становится на сторону кое-кого эвакуируемого.
Главный герой (к огромному недоумению) прибыл словно прямиком из ’90-х. С замашками непобедимого маскулинного супершкафа, питающегося сугубо смесью таблеток и спиртного, он в последнюю очередь производит впечатление профессионала, которому можно доверить жизнь ребёнка.
Попытка придать Рейку глубины личной драмой - которую раскрывают короткими флэшбэками и которая никак не связана с текущими событиями - терпит оглушительную неудачу: его внезапно возникшая привязанность к чужому сыну выглядит неубедительной, какие бы крокодильи слёзы жалости о нелёгкой судьбе сына наркобарона не лил в кадре Хемсворт.
Добавьте сюда обязательную команду поддержки из суперхакеров и гранатомётчиц с идеальным макияжем, неубиваемой укладкой и ноготочками - и получите ещё одно тоскливое клише в духе бесконечных «Форсажей».
Что в итоге?
Из-за того, что постановкой фильма занялся бывший каскадёр, боевик «Extraction» нередко сравнивали с «Джоном Уиком»: подобно Харгрэйву, режиссёр «Уика» Чад Стахелски когда-то тоже начинал с постановки трюков и 20 лет назад работал с Ривзом над «Матрицей».
После сеанса «Рейка» я решил не полагаться на память и - спустя 3 года после последнего просмотра - решил освежить воспоминания о «Джоне Уике». Несмотря на то, что между фильмами немаленькие 6 лет; несмотря на то, что бюджет «Уика» в 3 (!) раза меньше - история мести за последний символ памяти о любимом человеке выглядит и звучит - даже с поправкой на очень сильную условность и допустимость происходящего - невероятно цельным, проработанным, эффектным и, что особенно важно, оригинальным и стильным произведением.
Т.е. таким, каким (честно) пытался стать «Тайлер Рейк», но, на мой взгляд, потерпел неудачу. Что - в отсутствие конкурентов - ничуть не мешает ему (объективно) быть главным, на данный момент, экшен-фильмом 2020-го года.
Что почитать дальше?
•
Три новых Лавкрафтовских фильма•
О фильме Капоне/Лицо со шрамом (2020)•
“Как сказать правду?”. Письмо автора сериала «Чернобыль»•
Как смотреть "Однажды... в Голливуде" Квентина Тарантино•
Библиотека автора: лучшие материалы и циклы статей
Подписывайтесь,
добавляйтесь в друзья и оставайтесь классными.
Автор в социальных сетях: