Юная Сара [Дженнифер Коннели] - натура увлечённая: поэзию, платья и сказочные миры она ловко сочетает в самодельных театрализованных постановках, где она и сценарист, и режиссёр, и главная звезда (к слову, единственная). Однажды под вечер родители отлучились, оставив под её чуткий присмотр неспокойного душераздирающе кричащего брата-младенца. Вечер насмарку - ну как в таких условиях девушке придаваться погружению в сказочные воображаемые миры, которые она заселила самыми невероятными существами.
Немного потосковав, Сара начала успокаиваться. Чего не скажешь о её брате: малыш Тоби раскричался только сильнее. Не справившись с эмоциями, наша героиня, не выходя из привычного образа, бросила в сердцах какую-то чепуху: «Я желаю, чтобы гоблины забрали тебя! Прямо сейчас!!!» В тот же миг младенец исчез, а вместо него в комнате возник целый выводок мерзких гоблинов во главе со своим королём - могущественным колдуном Джэретом [Дэвид Боуи].
Коварный Джэрет, в ответ на мольбы вернуть ребёнка, поставил условие: Сара должна за 13 часов пройти сквозь громадный лабиринт, наполненный опасностями, загадками и таинственными обитателями. Но за столь короткое время отважная девушка «раздобудет» не только ворох проблем, но и новых друзей, которые самоотверженно сделают всё, чтобы помочь Саре вернуть маленького Тоби.
Почему не стоит смотреть.
«Лабиринт» - это детский кукольный аттракцион, в котором, даже если и постараться, очень сложно найти какой-то запрятанный скрытый смысл. Эта лента не из тех, где зрителю предстоит копаться, выискивая отсылки, тайные послания, зашифрованные мудрости и т.п.
Всё в этом фильме предельно ясно, однозначно и не поддаётся какой-либо двоякой трактовке. Например, злой колдун - просто злой колдун, который не станет рассыпаться в объяснениях, как он докатился до такой жизни, тем самым обнажая свою непростую и противоречивую натуру. Друзья же у Сары - добряки, готовые «за компанию» совершать подвиги и рисковать жизнью безо всякой на то мотивации.
Иными словами, авторы создали картину, где нет поля для манёвра: чёрное здесь чёрное, а белое - белое. И точка. Все персонажи от этого упЛощаются и упРощаются. Имея фантастический потенциал для наполнения необычной вселенной хоть какой-нибудь мифологией, моралью и смыслом, киноделы не стали его использовать. В итоге получилась красочная, увлекательная, но однозначно детская-предетская сказочка. Эдакий квест для младшего школьного возраста.
Гном Хоггл - алчный и трусливый, но преданный
Почему стоит смотреть.
«Лабиринт» - это фильм, который не выходит за очерченные рамки: он не стремиться прыгнуть выше головы, захватывая нецелевую высоколобую аудиторию. Занимаясь поисками запрятанного посыла для взрослых, будешь только отвлекаться и не заметишь, в чём истинная прелесть фильма. Наивность и отчасти предсказуемость ему сложно поставить в укор, ведь он не боится быть тем, чем является. А именно: добрым, сентиментальным и увлекательным приключением для вас и/или вашего киндера. Благодаря этим качествам происходит интересная штука: в картине есть злодей, но нет зла и злости; есть битвы, но нет насилия и жестокости. Зато есть преданность и бескорыстие, ответственность и целеустремлённость, чувство локтя, дружба и любовь.
Помимо сердца, глазам тут тоже есть на что посмотреть. «Лабиринт» - хитросплетённое, разветвлённое, нелинейное, непредсказуемое и весьма захватывающее местечко. Фантазии авторов можно позавидовать. Самые невероятные визуальные воплощения персонажей и локаций образуют шикарный микс: притягательно-отталкивающие люди-свалки; таинственный мудрец в говорящей шляпе-птице; пещера с лицерукими обитателями; стража с кусающимися копьями; часы с циферблатом в 13 делений; заклинатель живых камней… Вот далеко не полный перечень «странностей-вкусностей», уготованный любопытному зрителю, готовому отправиться вслед за Сарой на прохождение сказочного лабиринта.
Джордж Лукас, Боуи и Джим Хенсон... Эх, молодость
ПС:
Режиссёр картины Джим Хенсон снискал себе славу и прославился в веках своим непотопляемым проектом «Маппеты». Но всенародная любовь и признание не заставили этого кукольника почивать на лаврах одарённого детища, которое, кстати, и поныне приносит как денежное удовлетворение (полнометражные «Маппеты» образца 2011-го заработали более $150.000.000, отбив бюджет четырежды), так и моральное (восторженные отзывы критиков и Оскар в придачу).
Вместо этого оный талантливый дядя искал непроторенные тропы и расширял горизонты, создавая всё новые и новые миры, заселённые кукольными обитателями. «Гора Фрэгглов», «Улица Сезам», «Сказочник», «Тёмный кристалл» и «Лабиринт». В каждом из этих проектов Хенсон создавал уникальные вселенные, объединяло которые одно - радужное настроение и невероятной яркости толпы кукольных созданий, в каждой из которых была частичка души и теплоты рук своего создателя - Джеймса Маури Хенсона.