Sep 03, 2013 13:29
Как закрыть глаза на Бога, Или кощунство мейд ин православие.
«- Какую шикарную ванную дома имею! А мне ещё говорят, что я нечистоплотный…»
Из юмористического журнала.
Я хотел бы указать на серьёзную ошибку и заблуждение, распространенное в мировоззрении православного общества. Заключается она в том, что в православии сама церковь и священноначалие свято и находится вне критики. Эта ошибка видна многим людям, но я хочу указать на масштаб и причины этого феномена.
Очень многие православные, даже трезвомыслящие во многом, не могут даже помыслить о критике в адрес церкви. Церковь для них священна, свята и неприкасаема. А это заблуждение. Дело в том, что церковь состоит из людей, а не из Бога, а люди совершенно точно ошибаются. Возможно, не во всём, но это случается.
Некий абсолютно авторитетный отец церкви заявил, что солнце вращается вокруг земли. Он заблуждался. Без ошибок нет человека. Церковь не может быть святой по определению, так как она состоит из людей . Церковь - именно собрание людей даже по мнению самих верующих. (Церковь - это собрание у чаши евхаристии). Я сомневаюсь, есть ли смысл критиковать, например, произведения искусства, но вот поступки и мировоззрение, требующие коррекции, чтобы что-то защитить - да! Обвинение по известному делу и псевдоэкспертизы (и защита?) не принимали в расчёт возможность критики в противовес ненависти к целям православия и простому хулиганству.
Цель церкви как собрания, может, и хорошая, не имеющая поводов для критики, но обычно критикуется не цель церкви, а отдельные поступки отдельных людей.
Зачастую критикуемые православные в качестве защиты от нападков начинают защищать цели церкви. При таком перевертыше они «оказываются правы и безгрешны». Поговорите с любым верующим, и вы увидите, что сакральные цели церкви и поступки людей слиплись в их головах. Вплоть до того, что Вам будут говорить о том, что святые никогда не ошибались, церковь никогда не ошибается. Почему святой не может ошибаться??? В чём-то не может, а в чем-то может! Принадлежность к какому-либо собранию ответственности за поступки с человека не снимает.
Ошибка верующих, которую они защищают, именуя её своими "чувствами" - это уверенность в том, что если ты у чаши - это панацея от вины, потому, что ты как бы сразу, здесь-и-теперь безгрешен. Это аутистическое желание безответственности, страх ответственности, на которую просто закрываются глаза.
Говоря православным языком, это прелесть.
Смешивание в одно целое целей православия и поступков людей, пусть в него входящих, - это ещё и кощунство, если понимать под кощунством смешивание сакрально-божественного с профанным, материальным.
Носители вышеописанного заблуждения воспринимают как кощунство критику церкви, потому, что профанное вторгается в якобы сакральную церковь. Если профанное сливается с божественным - это кощунство, в этом они правы. А вот то, что собрание людей божественно - это подвох, который и производит на свет «оскорбление чувств» там, где его не должно быть. Если подвох не виден, то позиция верующего непоколебима, а событие ужасно.
По сути получается, что критики не кощуники, так как критикуют людей, а кощуники сами православные, подменяющие понятия божественного и людей. Люди - не Бог, Церковь, как собрание, пусть и у чаши евхаристии - не Бог. Людей и церковь критиковать можно, если есть за что. И тут нет никакого кощунства.
Всегда ли Бог прощает? Быть может, есть события в окружающей жизни, которые указывают на обратное? Может быть, Бог учит?