Все на Завод! (Завод как зеркало российского общества)

Feb 08, 2019 21:28



Да, умеет Юрий Быков вынуть душу из человека. Вынуть и отбить её как следует. Прямо как раньше ковры на улице отбивали от пыли, Юрий Быков отбивает души людей от всякой гламурной накипи, бессмысленного пафоса и ментального шлака. Юрий Быков просто таки блестяще умеет заставить человека думать. Притом думать ОЧЕНЬ крепко! Без всякой жалости к смотрящему.
Я говорю про новый фильм Юрия Быкова «Завод», на премьере которого мы с Леной вчера побывали. «Завод - Официальный трейлер» https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=MUNIgCB8A18
Этот фильм буквально вмял нас в сиденья. У Юрия Быкова всё по-настоящему. Всё натурально и правдиво. Юрий Быков вообще реальный мастер минимализма. При минимуме декораций максимум результата. Потому что у Юрия Быкова главное в фильме это люди. Люди и их истории. Чаще всего истории трагичные. Люди и их отношения. Чаще всего сложные отношения. Люди и их мысли. И у Юрия Быкова получается это делать так пронзительно, что реально кажется, что из тебя аж душу вынимают.

Юрий Быков показывает нас. Нас - граждан сегодняшней России. Юрий Быков показывает наше сегодняшнее общество. Юрий Быков показывает, в каком ментальном состоянии находится сегодня наше общество. По большому счёту, точнее с философской точки зрения, фильмы Юрия Быкова - это социальное зеркало, в котором отражены все мы. И я рекомендую всем этот фильм к просмотру. Но в первую очередь, всем тем, кто не боится смотреть на себя со стороны. Не боится думать. А этот фильм заставляет думать. Жёстко заставляет думать. Без всякой пощады к зрителю. Ну так как и зашли мы, как общество, слишком далеко, да и явно не туда, какая тут пощада… И такие фильмы нам нужны. Они показывают, кто мы есть. Кто мы есть сегодня. Что мы из себя, как общество, представляем сегодня.

Мы с Леной были на премьере этого фильма в кинотеатре Родина (что очень показательно!), у нас в Питере на Караванной улице, 12. Первое, что поражает, когда заходишь в этот кинотеатр, это вообще отсутствие какой либо рекламы этого фильма. Ни слова о том, что сегодня всё-таки премьера! А ведь это фильм о нашей стране! Это фильм от русского режиссёра! Этот фильм надо по 1, мать его, каналу в прайм тайм показывать! Потому что этот фильм про нас, о нас, и он каждого касается! Это фильм про нашу родину Россию! Сегодняшнюю Россию. Ведь мы все дети твои - Родина Россия! Аль не признаешь детей своих?..

А тут тишина. Даже маленьких рекламок нет. Других фильмов есть, а этого нет. Просто поразительно. Ведь когда идёт какая-нибудь голливудская компьютерная стрелялка, весь кинотеатр просто таки обвешан рекламой. Тебе её чуть ли не в рот пихают, а тут полная тишина. Уже уходя, на самом выходе из кинотеатра я таки нашёл всего одну рекламу этого фильма, так и та была как бы спрятана за высоченным терминалом, и поэтому я её сначала даже и не заметил. Её просто тупо не видно. И я её совершенно случайно заметил на обратном пути, разглядывая тот самый грёбаный терминал. Такие дела. Но фильм шедеврален, и я его рекомендую к просмотру.

В этой группе расписание по Питеру: https://vk.com/event177780987

Мир нам всем и дому нашему планета Земля общему.

P.S.
Да, Юрий Быков очень хорош. Мастер своего жанра. Но мне кажется, что Юрия Быкова всё-таки немного замыкает. Мне кажется, что он видит жизнь исключительно через призму, так сказать, животного, которое есть в абсолютно каждом из нас. Ведь в любом из нас сидит мерзкое и подлое животное, готовое продать любого, предать любого, унизить любого, подставить любого, и даже убить любого, при определённом раскладе, и при этом это животное старается выжить любой ценой. И всё это действительно так. И современная наука об этом прямо говорит. Как, например, вот здесь это прямо и доступно для понимания любого человека объясняет выдающийся советский учёный, главный детский хирург Министерства здравоохранения РСФСР, член Британской Ассоциации детских хирургов и Международной Ассоциации хирургов, Станислав Яковлевич Долецкий: «Институт человека. Как управлять своими эмоциями (1989)» https://vk.com/think_say_and_do?z=video-137504502_456239076%2Fbdf26698a9d48a6f5f%2Fpl_wall_-137504502

Но он же тут же добавляет, что всё-таки животное это всего лишь 50% нашей сущности. А другие 50% нашей сущности - это наша социальность. А социальность - это и культура, и искусство, и любовь, и права, и все добродетели, в общем, всё то, что нас облагораживает и делает людьми, в социальном, высоком смысле этого слова. И вопрос только в том, какая половина из нас доминирует над другой. Если в тебе доминирует животное начало, то ты и живёшь как животное, не уважая окружающих, предавая окружающих, подставляя окружающих, обворовывая окружающих, и даже обрекая их на мучения и смерть. Как раз, как один из главных героев этого фильма, олигарх, чей образ срисован с подобных реальных персонажей, которых в нашей стране сейчас немало. Да и наше правительство, особенно Минздрав России, сегодня просто таки блещет своим животным людоедским началом.

Но с точки зрения биологической эволюции, это абсолютно нормально. У нас, как вида вообще, а не только России в частности, ОЧЕНЬ сложная история. Кровавая история. История создания нашего вида, это один большой и долгий кошмар, можно так сказать. Да что там далеко ходить, если всего-то каких-то 160 лет назад (и далее в века!), как раз где мы вчера кино смотрели, в самом центре Питера, тогда столице Российской Империи, людей как скот продавали прямо на улице! Притом продавали с разлучением семьи! Детей в одно место, где над девочками происходило сексуальное насилие! Жену в другое, где скорей всего её так же сексуально насиловали, ведь никаких прав у них не было вообще! ВООБЩЕ НИКАКИХ ПРАВ! И всякие барины, типа, по пьяне, этих людей порой запытывали просто так, ради забавы. Процветали очень жестокие публичные казни. Например, четвертование (человека разрывали на четыре части). Или же, в той же Франции, публичное гильятирование (отрубание головы) происходило прямо на улице ещё в 30-х годах ХХ века! И люди смачивали свои носовые платочки в свежей крови только что казнённого, чтобы сохранить их как сувениры! На память! И это всё совсем рядом! Так что, стоит ли удивляться нашему мерзкому животному, которое есть абсолютно в каждом из нас. Странно было бы, если бы его не было, при ТАКОЙ истории.

Но в то же время, при всех этих раскладах развилась и социальность людей. И культура людей. Развилось просвещение. Которое развивалось порой вопреки всему. И этого тоже нельзя не замечать! Ведь всё, что у нас есть хорошего, от того, что мы вежливо здороваемся с друг другом, а не убиваем друг друга на месте, как это делали наши далёкие предки при встрече, до нашей культуры, от наших многочисленных искусств, до прав, которые мы имеем сегодня, от вкусной и разнообразной еды, которую мы кушаем и разнообразной одежды, которую мы носим, до огромных научных достижений, благодаря которым мы всё это и имеем, было развито людьми, которые сами в себе развивали своё социальное начало, зная и свою животность при этом. Просто эти люди, которых мы сегодня называем просветителями, ставили разум во главу угла, и занимались, в первую очередь, своим самовоспитанием, самопросвещением и самооблагораживанием, занимались собственным оцивилизовыванием, и старались в меру своих сил транслировать на общество это воспитание и цивилизованность, чтобы развить в обществе социальное начало, которое сможет доминировать над животным и обуздать то животное, которое есть в каждом из нас без исключения.

И вот мне кажется, что таких людей Юрий Быков не замечает. Мне кажется, что Юрий Быков не замечает истории древних учёных, которые даже шли на костёр, то есть, теряли самое дорогое - жизнь, чтобы нести людям свет науки и просвещения. Мне кажется, что Юрий Быков, к примеру, не знает историю нашего выдающегося русского учёного, Ивана Михайловича Сеченова, у которого отец был из дворян, а мать из крепостных (из рабов, по сути). И вот когда Иван Михайлович уже был всемирно известным учёным, и самолично зарабатывал огромные деньги, он постоянно посылал в ту деревню, откуда был родом, огромные по тем временам деньги, на обучение и просвещение людей, обычных крестьян (тех самых крепостных - рабов, по сути), и на облегчение их жизни. Это же подлинное человеколюбие! Это же блестящий пример настоящего гуманизма, и торжества социального начала над животным началом. Ведь Ивана Михайловича никто не заставлял это делать. Он мог бы жить себе и в ус не дуть, развивая и благословляя свою природную жадность и скупость (всё в норку!), как это делали многие богатые люди того времени (и как это пропагандируется в нашей стране в последнее время), но он выбрал благородный путь помощи другим людям. И это надо помнить, на это надо равняться, и этим по праву стоит гордиться.

Или же возьмём блокадный Ленинград. Люди жили в самых тяжёлых условиях за всю историю человечества! Они были настолько тяжёлые, что их и описать никаких слов не хватает. Все самые громкие слова и эпитеты, просто тают перед тем ужасом, который выпал на долю ленинградцев, переживших блокаду. А они не просто выживали, но и спасали культурное наследие! Сходите на выставку «Чтобы помнили…» в музей Исаакиевский собор, и узнайте о том, как голодные, истощённые и промёрзшие сотрудники музея практически каждый день днём открывали огромные и тяжеленные двери в Исаакий, чтобы его проветрить, и чтобы сохранить то великое наследие, которое все мы сегодня можем запросто увидеть, всего лишь купив билет в музей. А они за сохранность этих вещей платили жизнью! Добровольно платили. И подобных случаев торжества разума человека, торжества человека социального, торжества воли человека, торжества Великого социального начала над животным началом, в блокадном Ленинграде было великое множество! Когда люди умирали от холода, но даже книги не сжигали!

Или возьмём день сегодняшний. Клэр Паттерсон. Что вам говорит это имя? Я думаю, что в абсолютном большинстве случаев ничего. Абсолютно ничего. А между тем, этот человек спас всё человечество от отравления чрезвычайно вредным свинцом. Не больше и не меньше. И это не говоря о том, что Клэр Паттерсон был выдающимся учёным, и изначально вошёл в историю как первый человек в истории человечества, точно определивший возраст планеты Земля - дома нашего общего. Но лично для меня Клэр Паттерсон, в первую очередь, интересен и является образцом для подражания, именно как выдающийся человек и гуманист, и как честный, смелый и небезразличный гражданин, который в одиночку боролся с огромными мега корпорациями, чтобы спасти человечество. Боролся во имя человечества. Боролся во имя торжества идей гуманизма и социальной справедливости. Он был брошен всеми и предан даже друзьями, и только его семья, и несколько благодарных и благородных учеников оставалось с ним рядом. Но он победил. Несмотря ни на что, и вопреки всему, победил. И его правоту признал весь учёный, и даже политический, мир. Ведь он спас целый мир и всё человечество. А мир в целом его даже не знает… Здесь подробнее о Клэре Паттерсоне: «Наука - это лучшее, что у нас есть, но с ней не всё хорошо. (Ода чиновникам...)» https://aleksei-lars.livejournal.com/42900.html

А между тем, это блестящий пример торжества разума человека, торжества воли человека, торжества гражданского мужества человека, торжества социального человека над животным. Ведь Клэру Паттерсону предлагали большие деньги, чтобы он перестал вести свои расследования. Клэру Паттерсону предлагали большие и почётные должности (о которых миллионы людей лишь мечтают!), но он от всего этого добровольно отказался, предпочтя истину и справедливость. Путь поиска научной истины, и отстаивания социальной справедливости в обществе. И у него всё получилось! Хоть и ушло на это несколько десятилетий его жизни.

И мне кажется, что Юрий Быков просто не знает этих и аналогичных случаев. И поэтому его немного замыкает. Знаете, я режиссёра Быкова открыл для себя сравнительно недавно. Я впервые посмотрел фильм Быкова «Дурак» ровно 4 года назад. И он на меня произвёл сильнейшее впечатление. При этом я тогда за одну неделю впервые для себя посмотрел сразу же три тяжёлых фильма: первый - «Курочка Ряба» 1994 года, режиссёра Андрея Кончаловского, второй - «Левиафан» 2014 года, режиссёра Андрея Звягинцева, и третий - «Дурак» 2014 года, режиссёра Юрия Быкова. Здесь я подробно описал свои ощущения и мысли (и не только…) после просмотров тогда: «Политика без трусов. Пикантные подробности. (часть 4)» https://aleksei-lars.livejournal.com/2344.html

И фильм «Дурак» произвёл на меня очень положительное впечатление, несмотря на свой трагизм. Потому что я в этом фильме увидел себя, можно сказать, ведь меня за подобный идеализм не раз в жизни называли дураком.) Да и сейчас порой называют. И даже не только дураком, но и идиотом.)) Но я не обижаюсь.) Меня вообще не очень парит, как меня называют. Хоть горшком пусть называют, как говорится, только в печку не суют. Потому что для меня важна сама идея, что есть люди, кому не всё равно, и кто не боится отстаивать идеалы добра и справедливости в обществе. А потом зимой 2018 года я увидел интервью Юрия Быкова, которое он дал Дудю. И в нём на вопрос Дудя, зачем он убил главного героя «Дурака», и не хочет ли он его реанимировать, Быков ответил, не дождётесь, типа. И меня это зацепило, ведь по фильму главного героя не убивают. Да, его сильно бьют, хоть и ногами, хоть и толпой, но лишь бьют, а не убивают. Его похороны не показывают, а значит, концовка двойственна и не однозначна, и её можно продолжить в любом направлении. Например, меня тоже не раз били в этой жизни, и даже ногами, и даже толпой, но я всё ещё жив пока, и от своих идей и принципов не отказался и отказываться не собираюсь, и я по себе знаю, что избиение, и даже толпой, это ещё не значит смерть. То есть, избиение, это совсем не обязательно смерть. И если режиссёр, несмотря на всё, это говорит, что он всё таки убил главного героя, да ещё и добавляет, что мы, как общество, не заслужили того, чтобы этот положительный герой остался жив, меня это реально цепануло.

И весной прошлого года, узнав, что в нашем городе Юрий Быков будет проводить творческие встречи с поклонниками, я пошёл на одну из них, в первую очередь, для того, чтобы задать свои вопросы. Когда я получил микрофон, я начал формулировать свой вопрос, который звучал примерно так: «Зачем вы убили главного героя, ведь он был прекрасным примером неравнодушия для общества. Убивая его, вы как бы обществу показываете, что абсолютному большинству вообще плевать на всё, а тех единиц, которые борются за правду и справедливость, ждёт смерть. А потом ещё в интервью Дудю говорите, что типа, общество наше не заслужило хорошего расклада. И хоть я вас и во многом понимаю, но и вы меня поймите, я старый правозащитник и гражданский активист, кем руководят как раз принципы поиска истины, отстаивания прав граждан, отстаивания самого права, а значит, и справедливости в обществе. А вы таких как я убиваете. И какой пример вы другим показываете? Например, человек решил стать гражданским активистом, и тут посмотрев «Дурака», такой, ну его нафиг! Я жить хочу.».

Юрий Быков меня видимо не понял, так как начал меня перебивать, и заострять внимание на второстепенных вещах, таких, например, как моя футболка, в которой я был тогда, и на которой было написано название партии, в которой я состою: Россия без мракобесия. И я был вынужден, дождавшись конца его выступления, опять подойти к нему и ещё более развернуть свой вопрос.

Суть такая, я сказал Юрию Быкову: «Вот смотрите, «Кремль», то есть, действующая клептократическая государственная власть, через пропаганду, подло, мерзко и абсолютно лживо подаёт таких как я, по сути, просто небезразличных людей, с активной и грамотной гражданской позицией, желающих своей стране и своему народу добра, русофобами и врагами России. А вы таких как я ещё и убиваете. Но тогда у кого же нам защиты искать? Кто нам-то оду споёт? Кто честно и правдиво расскажет о нас, и покажет нас? Государственная власть не хочет, потому что боится. И это понятно. Вы не хотите, потому что не считаете нужным. Тогда кто же за нас-то заступится? За тех, кто заступается за свой народ и свою страну…» Юрий Быков ничего не смог на это ответить.

И вот поэтому мне и думается, что Юрий Быков сам до конца этих вещей не понимает. Мне думается, что Юрий Быков видит лишь плохие примеры, видит лишь выпирание из некоторых людей тех самых животных, которые есть в каждом из нас, и которых из нас старается достать действующая клептократическая государственная власть, сея невежество и давя на низменные животные инстинкты, чтобы, типа, сказать потом, ну а на себя-то посмотрите, чем вы лучше нас?!.

И Юрий Быков не хочет замечать тех настоящих честных «Дураков», которые стараются сделать свою страну лучше, чище и добрей. Например, таких как я. Ведь я добровольно стал заниматься правозащитой и гражданской активностью. Видя всю ту чудовищную несправедливость, которая творилась и творится вокруг. Просто по зову своего разума и своей совести. А также потому, что я ленинградец, и меня воспитывали не быть равнодушным, воспитывали помогать людям, и воспитывали меня, среди прочего, и на примерах вышеозвученных. И я на них до сих пор равняюсь, да и до самой смерти буду равняться. Потому что хочу быть настоящим Человеком. И я начинаю с себя, как нам и завещали все мудрецы прошлого и настоящего. И я соизмеряю свои дела и поступки с теми людьми и их великими делами. И для меня это не понт, а обычная жизнь. А точнее - смысл жизни. И я стараюсь, в меру своих сил и возможностей, делать свою страну лучше, чище, дружелюбней, а главное, чтобы в моей стране начало торжествовать право. Право для всех. Равенство прав для всех, а значит и справедливость. И я это делаю, в первую очередь, своими делами, а также пишу об этом, лет 5-6 назад случайно открыв в себе талант публициста. И, например, вот здесь, я написал специальный разработанный мной, как социальным философом-гуманистом тест, как любому человеку стать лучше, и как самому научиться воспитывать своего зверя внутри себя, делая его более цивилизованным, а значит, становиться по-настоящему человеком, развивая в себе социальное начало: «Россия сегодня. Часть 7 - 2 "Познай себя, и сделай себя лучше!"» https://aleksei-lars.livejournal.com/13620.html

И я, чтобы заниматься этим, отказался от ОЧЕНЬ серьёзных возможностей и перспектив. Например, есть такой фильм у очень уважаемого Юрием Быковым режиссёра Алексея Балабанова - «Жмурки». Так вот, этот фильм для обычных людей как бы чёрная комедия, а для меня он как документальный фильм про те времена, в которых я жил и участвовал в 90-х. Ведь я был в криминале, так сказать, все 90-е, в том, что сегодня называется наркомафией, и такие случаи, как описаны в этом фильме, для меня не вымысел, а реальность. По аналогии, естественно. Хотя я уверен, что и Алексею Балабанову были знакомы подобные случаи, ведь они тогда были по всех России, и не были чем-то совсем удивительным. И поэтому мне грустно, что Юрий Быков вообще не учитывает таких людей как я, кто добровольно изменил свою жизнь и сам изменился. Начав изменения с себя. Кто добровольно отказался от грандиозных возможностей для себя лично, во имя торжества идеалов добра и справедливости во всём обществе.

И да, справедливость есть. Просто её надо отстаивать. Справедливость - это не железобетонная монументальная конструкция, жёстко зафиксированная во времени и пространстве, и к которой можно прикоснуться. Справедливость - это тонкая и живая материя. Это очень эластичная, хоть и конкретная конструкция, невидимая, но осязаемая, а главное, понятная и ощущаемая. И объяснимая. И я со всей ответственностью это заявляю, как человек, последние 20 лет добровольно и за свой счёт занимающийся правозащитой, как человек, который последние 10 лет добровольно и за свой счёт занимается гражданской активностью, как человек, который прошёл через 90-е, и уличную гражданскую войну, будучи на улице и в криминале, и видевший в реалии всё то, о чём снимает Юрий Быков (как и Алексей Балабанов, светлая память), как человек, прошедший через русские тюрьмы и зону, и видевший там много ужаса, и знающий (потому что изучающий и работающий с этим) что происходит в моей стране не понаслышке. Это мой ответ Юрию Быкову на концовку его фильма «Завод».

И поэтому, несмотря на то, что мне очень нравится творчество Юрия Быкова, и я считаю его реальным мастером своего дела, в то же время я считаю, что Юрия Быкова немного заносит, так сказать, и он не вполне объективен в оценках нашего сегодняшнего общества и страны в целом. И я думаю, что это потому, что Юрий Быков мало уделяет внимание изучению истории. Истории вообще, истории Homo sapiens, и истории России в частности. А также я думаю, что Юрий Быков мало уделяет внимание такой науке, как социология, и в первую очередь, её прикладному ответвлению, которое как раз и занимается социальной трансформацией людей. Проще говоря, их воспитанием. Которое берёт своё начало ещё в древности, с тех людей, кто занимался просвещением. И такие люди были, есть и будут всегда. Даже в самые сложные времена. И я желаю Юрию Быкову встретить таких людей, познакомиться с ними поближе, и стать более объективным. И перестать видеть в людях только животное начало. Всё несколько сложней, чем кажется Юрию Быкову. Но в любом случае, спасибо ему большое за его творчество. И надеюсь когда-нибудь увидеть продолжение «Дурака», где главный герой из маргинала превратится в уважаемого в обществе человека, и будет жить долго и счастливо. И умрёт своей смертью, будучи уважаемым человеком.

Социальная_трансформация, Завод, Выбор, Россия, АлексейБалабанов, Справедливость, Россия_сегодня, Дурак, Право, Родина, ЗаводБыкова, ЮрийБыков

Previous post Next post
Up