«Воевать было трудно, страшно, но воевать с равнодушными не легче!» (Будьте достойны памяти)

Jan 27, 2019 01:27



75-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда, а также всем павшим воинам - защитникам Ленинграда, ценой своих жизней осуществивших сначала прорыв, а затем полное снятие самой страшной в истории всего человечества блокады, посвящается.
«Удивительное дело, фашистская армия форсировала сотни рек: Шельду и Маас в Бельгии. Сену и Луару во Франции, Вислу в Польше, но пересечь речку Воронку, которую курица вброд переходит, им не удалось!» - Лев Успенский.

«Лев Успенский (27.01 [08.02.].1900 - 18.12.1978) - русский советский писатель, лингвист, переводчик и публицист, с первых же дней Великой Отечественной войны призванный в армию. Во время блокады Ленинграда бывший военным корреспондентом газеты «Боевой залп», бывший очевидцем, как самой блокады, так и прорыва блокады в январе 1943 года».

Речь идёт о небольшой речке в Ленинградской области, протекающей по Ломоносовскому району. Эта речка вошла в мировую историю и уникальна тем, что в сентябре 1941 года, именно по ней проходил рубеж обороны Ленинграда, на котором были остановлены немецко-фашистские войска, до той поры непобедимые. Именно на этой маленькой речке впервые с начала Второй Мировой войны, которая началась 1 сентября 1939 года, были остановлены немецко-фашистские войска, которые до этого прошли победным маршем практически всю Европу и завоевали её. Именно эту маленькую речку не смогли форсировать (преодолеть) до того момента победоносные нацистско-фашистские войска, успешно форсировавшие до этого немало больших и средних рек.

Это подлинно уникально и удивительно. Особенно остро и отчётливо это понимаешь, когда находишься рядом с этой речкой и видишь, какая она маленькая, а самое главное, когда понимаешь, что немецко-фашистские войска занимали тогда лучшее стратегическое положение, чем советские войска. Немецкие войска стояли на более высоком берегу реки, и более сухом берегу реки. Советские же войска стояли в низине, да ещё и сама земля тогда там была более заболочена. И когда сегодня я посещаю мемориал «Берег мужественных», находящийся под городом Сосновый бор, как раз на берегу реки Воронки, мне тяжело понять, как у советской армии тогда получилось остановить мощнейшее наступление немцев, находясь в откровенно уязвимом, и, казалось бы, заведомо проигрышном положении. Это реально удивительно, когда это видишь своими глазами. Там до сих пор, спустя почти 80 лет с начала боёв, вся земля изуродована и изрыта воронками от взрывов. То есть даже сама земля ещё не залечила своих шрамов. Можно только себе представить, сколько же бомб, мин и гранат (про пули даже не говорю…) там было скинуто на головы советских воинов.

Мемориал «Берег мужественных» удивительное сооружение. Не имея особых архитектурных изысков, он выглядит величественно и скорбно одновременно, и производит очень сильное впечатление. Мемориал «Берег мужественных» - это подлинно народный мемориал памяти. Мемориал воздвигнут в 1967 году на средства жителей Смольнинского района Ленинграда и Ломоносовского района Ленинградской области. «Здесь, на 103-м километре шоссе Ленинград - Усть-Луга, в 1941-1944 годах проходил рубеж обороны Ораниенбаумского плацдарма. Мемориальная надпись повествует о подвиге воинов 8-й армии и моряков Балтийского флота, остановивших в сентябре 1941 года на этом рубеже наступление немецких войск.

Бетонная стела длиной 30 метров с латунными барельефами защитников Ленинграда, рядом подлинные бетонные противотанковые надолбы, свезённые к мемориалу с рубежей обороны. Рядом со стелой находятся 16 флагштоков.
Авторы - архитекторы А. Г. Камалдинов, А. Е. Ривкин, Н. В. Устинович, скульпторы П. А. Якимович, М. Р. Габе, инженеры Н. Н. Ильин и В. К. Самулевич.

Мемориал «Бе́рег му́жественных» - входит в состав «Зелёного пояса славы» - комплекс мемориальных сооружений на рубежах битвы за Ленинград 1941-1944 годов, созданный в 1965-1968 годах с целью увековечить память его героических защитников. Инициатором создания этого комплекса был поэт Михаил Дудин.»

«Михаи́л Алекса́ндрович Ду́дин (1916-1993) - русский советский поэт, переводчик и журналист, военный корреспондент. Общественный деятель, сценарист, автор текстов песен и более 70 книг стихов. Герой Социалистического Труда (1976), лауреат Государственной премии СССР(1981).
С 1939 года на фронте, сначала на Финской войне, затем на Великой Отечественной, с 1942 года работал во фронтовых газетах, в том числе в осаждённом нацистами Ленинграде.»

Рядом с мемориалом стоит камень с мемориальной доской в память о деревне Керново, которая была сожжена во время войны. Вообще, в тех местах много деревень были сожжены дотла во время Великой Отечественной войны. Среди которых: Ракопежи, Долгово, Готобужи, Верхние, Средние и Нижние Лужки, и другие. Практически везде установлены мемориальные камни им в память.

15 сентября 1991 года в стену мемориала «Берег мужественных» была заложена капсула с посланием к потомкам, которую предполагается вскрыть 15.09.2091 года. Письмо заканчивается словами: «Помните о тех, кто не стал в далеком 1941-м на колени. Будьте достойны этой памяти».

Недалеко от мемориала «Берег Мужественных», рядом с Красным Селом, в посёлке Дудергоф, около подножья южного склона Ореховой горы, части Дудергофских высот, расположен другой уникальный мемориал - Мемориальный комплекс морякам артбатареи «А» (памятник «Морякам - Авроровцам»), с потрясающей до глубины души историей создания.

В данном случае уникальна не только военная история, связанная с этим оборонительным рубежом города Ленинграда, хотя она, безусловно, уникальная и потрясающая сама по себе, несмотря даже на свою скоротечность. Но на той войне подобные случаи героизма не являлись чем-то абсолютно уникальным, и проявлялись повсеместно. Да и подобного трагизма было огромное множество.

Уникальная, и потрясает до глубины души уже послевоенная история создания этого подлинно народного мемориала, создание которого изначально добивалась всего одна женщина!

Почитайте историю создания этого мемориала, и восхититесь этой женщиной, потрясающей своей волей, гражданским мужеством, и настоящей человеческой любовью, благородностью и благодарностью.

«Мемориальный комплекс морякам артбатареи «А» (памятник «Морякам - Авроровцам») - выполнен по проекту архитектора мастерской № 9 «Ленпроекта» Александра Даниловича Левенкова, автора мемориального комплекса «Цветок жизни», памятников на «Дороге Жизни» - «Балтийские крылья», «Катюша». Общественными инициаторами строительства, приуроченного к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне, выступили: ветеран войны, военврач батареи «А», вдова Алексея Васильевича Смаглия (14.02. 1920[2] - 11 сентября 1941) - лейтенант, командир батареи крейсера «Аврора». Орудия батареи «А» были сняты с крейсера «Аврора» и доставлены к Пулковским высотам, где, сформировав Отдельную артиллерийскую батарею «А» специального назначения («А» - «Аврора»), заняли оборону на участке между Вороньей горой (Дудергоф), вдоль подножия горы Кирхгоф до Киевского шоссе. За шоссе располагались позиции орудий 8 и 9. За месяц до наступления смертельного боя [По рассказам очевидцев, 11 сентября 1941 года, фашисты схватили оставшихся в живых тяжело раненных краснофлотцев и их командира лейтенанта А. В. Смаглия, привязали колючей проволокой к орудию, облили бензином и подожгли], А. В. Смаглий женился на военвраче батареи «А» Павлушкиной А. Г., полевую свадьбу провели в деревне Пелгола, располагавшуюся недалеко от 5-й отдельной огневой точки батареи «А») Антонина Григорьевна Павлушкина. Ветеран войны, её второй супруг - В. П. Туркин. Вместе с ними - архитектор А. Д. Левенков. Поддержку также оказывал филиал ЦВММ на крейсере «Аврора» и Райком КПСС Красносельского района Ленинграда.

Конструкторы мемориала: В. Д. Синьков, А. Д. Нелипа, М. И. Цветков, В. С. Порхунов.
В строительстве мемориала государство практически не участвовало, наоборот, в настоящее время имеются свидетельства очевидцев, что должностные лица Ломоносовского района Ленинградской области периода СССР в определённый момент времени препятствовали строительству на этом месте мемориала, планируя разместить там парники (смотри ниже). Также должной помощи инициаторам строительства не было оказано и в 1963 году, когда А. Г. Павлушкина обращалась к Министру обороны СССР Малиновскому. Мемориал был создан фактически благодаря бесконечному многолетнему упорству общественных инициаторов строительства. Материальные средства предоставляли на безвозмездной основе различные организации Ленинграда. На строительстве трудились воины в/ч 14108, курсанты Военно-политического училища ПВО имени Ю. В. Андропова, воины Ленинградского гарнизона, студенты строительных отрядов, «шефы» совхоза им. Жданова, школьники, взрослые жители посёлка Можайский, Ленинграда, Красного Села и прочие.

Решением Леноблисполкома № 189 от 16.05.1988 по настоящее время мемориал является объектом культурного наследия регионального значения.

До 1960-х годов не имеется информации о каком-либо увековечивании памяти погибших моряков-артиллеристов на этом месте. По фотоснимкам в фотоальбоме А. Г. Павлушкиной тех лет можно увидеть, что станина была почти полностью скрыта землёй и бурьяном, в её центре лежали фрагменты бытового мусора, неопределённые обломки.
Основные работы начались в начала 1960-х, когда на места боёв стала приезжать выжившая в бою батареи «Аврора» военврач и вдова казнённого фашистами авроровца, командира 5-го орудия, А. В. Смаглия - А. Г. Павлушкина. Она общалась с местными жителями, учениками 289-й можайской школы, рассказывала о произошедшей в этих местах трагедии и героическом бое моряков. Первый фанерный памятник (обелиск) на этом месте появился уже в 1963 году, построен учениками 289-й можайской школы. К 20-летию победы над фашистской Германией он был выполнен в металле и до сих пор сохраняется в составе мемориального комплекса, находится над артиллерийским двориком. В то время мемориала ещё не существовало, стела стояла на песчаном уступе, под ней из земли слегка выглядывали штыри станины 1-го орудия.

В 1963 году Павлушкина написала письмо Министру Обороны СССР Малиновскому, в котором описала судьбу батареи и просила в целях увековечения их памяти построить мемориал. Из Министерства Обороны СССР письмо было переслано в Горвоенкомат Ленинграда, оттуда в Райвоенкомат, а Райвоенкомат переслал его в ленинградское похоронное бюро, откуда последовал ответ, что Павлушкина может построить памятник на собственные средства. Таких средств у обычного врача поликлиники Балтийского завода естественно не было.

В 1978 году Павлушкина написала аналогичное письмо в горком КПСС. Там инспектор горкома, бывший ученик 289-й можайской школы, активный «красный следопыт» показал ей уже существующее решение секретаря партии по идеологической работе тов. Ждановой о постройке памятника морякам-артиллеристам на месте их гибели, у орудия номер 1 батареи «Аврора». Однако по неизвестным причинам это решение тов. Ждановой также выполнено не было.

В начале 1984 года вышло постановление партии и правительства СССР, что к 40-й годовщине победы над фашистской Германией необходимо благоустроить и привести в надлежащее состояние захоронения всех воинов, погибших в Великой Отечественной войне. Вдохновлённая таким решением, А. Г. Павлушкина обратилась к директору корабельного музея крейсера «Аврора», капитану 2-го ранга Гарбунову. В 1984-м году на общественных началах была создана инициативная общественная группа в составе участницы боевых действий артбатареи «А» А. Г. Павлушкиной, архитектора мастерской № 9 «Ленпроекта» А. Д. Левенкова и старшего строителя, ветерана ВВС Краснознамённого Балтийского Флота В. П. Туркина (второго супруга А. Г. Павлушкиной).

С первых дней создания группа начала военно-патриотическую работу со школьниками, гражданским населением, солдатами срочной службы. В. П. Туркин обратился к военному коменданту Красносельского гарнизона майору Приказчикову, рассказав о строительстве мемориала на общественных началах. Майор разрешил воинам-комсомольцам в свободное от несения воинской службы и учёбы время участвовать в строительстве мемориала. Основную роль в строительстве сыграли воины в/ч 14108, расположенной за горой Кирхгоф, там же, их силами, в 1988 году был построен четвёртый мемориал, в основу которого легла найденная в поле станина 5-го орудия, которым командовал А. В. Смаглий до своего последнего боя.

Основные работы начались уже в первых числах марта 1984 года, когда добровольцы начали расчищать площадку вокруг станины 1-го орудия от снега и мусора, вскрыли артиллерийский дворик. А. Г. Павлушкина ежедневно бывала на строительстве мемориала, в конечном счёте, поселившись в одной из пустующих комнат можайской школы до окончания строительства.

Однако в апреле 1984 года Красносельский райком КПСС внезапно запретил строить мемориал у Ореховой горы, у 1-го орудия, на месте героической гибели и казни непокорённых фашистами батарейцев, и указал перенести мемориал к 289-й школе, которая расположена в полукилометре от огневого рубежа батареи. Считая это решение несправедливым, А. Г. Павлушкина обратилась к третьему секретарю райкома партии по идеологической работе И. А. Скрябиной. В кабинете присутствовали: начальник райвоенкомата, художник и другие лица (в рукописи - «иные фамилии не запомнила»). Павлушкина рассказала о подвиге авроровцев, о том, что решение райкома КПСС ошибочно. В этот момент в кабинет вошёл председатель исполкома Красносельского района Федченко и сказал (точная цитата слов Федченко из неизданной рукописи А. Г. Павлушкиной, с сохранением орфографии):
"В ответ Федченко громогласно заявил: «памятник будет построен у школы, а на месте, где стояло орудие, там будут парники». На такое бездушное решения председателя исполкома я решительно заявила: «Ваше решение есть нравственное преступление!»

В ответ на это Федченко пригласил всех в кабинет к первому секретарю Красносельского райкома КПСС Туманову, где Павлушкина произнесла пламенную речь.

«Все четыре года я находилась на фронте, в действующих военных частях на фронте, на передовой. Воевать было трудно, страшно, но воевать с равнодушными не легче! Мне больно говорить, я инвалид войны, мне скоро будет 70 лет. Меня потрясает ваше равнодушие к павшим защитникам нашей Родины! Поражает ваше равнодушие к их памяти! И закончила я своё выступление словами поэта Николая Майорова - он писал: „Не думайте, что мёртвые не слышат, когда о них живые говорят“. Возможно, эти слова погибшего на фронте молодого поэта разбудят вашу совесть!?»

После чего Павлушкина разрыдалась. Туманов стал её утешать и сказал, что он лично отменяет решение райкома КПСС о переносе мемориала к 289-й школе и разрешает продолжить строительство на позиции 1-го орудия.

После этого была проведена привязка мемориала к местности, вскрыты артиллерийский дворик, траншеи и землянки. Был произведен подсчёт всех необходимых материалов (бетона, металлических конструкций и прочего). Был вырыт котлован для стального «бастиона» из 9 символических орудий. Каменистый грунт разрабатывали вручную добровольцы - воины из в/ч 14108 и других в/ч, физкультурники школ ДЮСШ (Детско-юношеских спортивных школ), трудящиеся Ленинграда. В соответствии с решением Красносельского райкома КПСС и Красносельского Исполкома, в присутствии Павлушкиной и архитектора Левенкова было проведено заседание вместе с руководителями Ленгорстроя Треста 102, Мостоотряда-19, УН-392, УНР-393 и Дорстроя ЖУ. Представители данных организаций получили от Федченко указание на общественных началах оказать посильную помощь в устройстве мемориалов. Силами Дорстроя была построена асфальтовая дорога от 289-й школы до мемориала длиной 400 м/п и шириной 5 м/п. УНР-392, УНР-393 и трест 102 доставили на место железобетонные конструкции для фундаментов, лестницы-марши, дорожные плиты, поребрики и прочие материалы. Морские цепи, кнехты, якоря и другие детали благоустройства безвозмездно предоставили заводы Ленинграда после ходатайств командования крейсера «Аврора» и командования в/ч 14108: от судоразделочного завода - 300 м/п морских цепей и два морских якоря, от завода ПТО им. Кирова - 24 кнехта из стальных труб Ф 22 см. Таким же образом (безвозмездно) были проведены работы по гравировке и тиснению укрепленных впоследствии на стеле и мемориале латунных хромированных пластин.».

Эта история потрясает до глубины души. Эта история потрясает своей трагичностью, с одной стороны, и бесконечной благодарностью, любовью, благородством и гражданским мужеством, с другой стороны. Всего одна женщина добивалась создания мемориала памяти практически четверть века! Вы только вдумайтесь в это! Это потрясающий пример последовательности в отстаивании справедливости и увековечивании памяти воинов защитников. А также мы видим благородство множества людей, обычных советских граждан, кто бескорыстно, в своё свободное время, помогал созданию этого мемориала памяти защитников Ленинграда. Подлинно народного мемориала памяти павшим воинам защитникам Ленинграда.

Правда, также в этой истории мы видим чудовищную неблагодарность и чёрствость (или всё-таки преступление?..) некоторых высокопоставленных должностных лиц, которые всего одним росчерком пера могли помочь не столько этой женщине, сколько великому делу по увековечиванию памяти людей, павших воинов, чего и добивалась эта мужественная женщина, собственно, благодаря которым они лично выжили и имели те должности, которые имели, но не сделали этого. Это отличный и наглядный пример перегибов бюрократии, когда она вместо помощи обществу, для чего и создавалась, собственно, откровенно вредит ему. В дальнейшем, именно такие чиновники привели великую страну к развалу. Впрочем, это другая история.

В Советском Союзе насаждали патриотизм военного образца, и делали это грубо, а порой даже агрессивно. Пропагандисты старались привить подрастающему поколению чувство вины и долга перед погибшими в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. Любые вопросы по этой теме, даже самые самоочевидные, логичные и здравые, жёстко пресекались, а человек, их задававший, подвергался гонениям. И это было категорически не правильно. Нельзя так делать. Нельзя людей наказывать всего лишь за вопросы. Нельзя людям с детства прививать чувство вины, ведь подрастая, они неизбежно спросят, а кому и за что мы должны, собственно, ведь мы ни у кого ничего не просили. Это грубейшие и фундаментальные ошибки, которые допустили идеологи СССР после Великой Отечественной войны. Особенно эти перегибы были видны в 80-х, что я лично застал своими глазами, и именно за вопросы по этой теме я лично пострадал. При том пострадал очень серьёзно.

Но я не держу зла на тех людей, кто мне тогда творил зло, потому что они были банально глупы, да ещё и трусливы. Такие банальные ничтожества. Чего на таких обижаться) Здесь я об этом говорю спокойно и сухо, как трезвомыслящий аналитик, очень много об этом размышляющий, и много изучающий решения подобных вопросов в других странах. СССР перегибал в этих сложных вопросах палку, и в конечном итоге эта палка его же и ударила.

Нельзя прививать с детства людям чувство вины. Нельзя заставлять детей ходить на воинские мемориалы памяти, если у них нет на то личного желания, тем более, если те, кто заставляют, сами этого не делают. А если и делают, то чисто формально, без должного уважения и осмысления. А это ещё более отпугивает от этого подрастающее поколение, у которого меткий глаз, что называется, и воспринимают они всё более обострённо (и тонко) чем взрослые.

Я в своём советском детстве и юношестве не был ни на одной демонстрации и митинге. Потому что я с детства не люблю, когда чего-то заставляют делать. А в СССР заставляли ходить на демонстрации. Между тем, когда я вырос и увидел множество различных правовых, гражданских и политических перегибов в моей стране, я добровольно стал ходить на подобные митинги и демонстрации по зову своей гражданской и человеческой совести, и своего разума. И делаю это сознательно и добровольно, потому что беру на себя ответственность за свою страну, её настоящее и будущее. Но точно так же и с мемориалами.

В СССР я ходил на воинские мемориалы только с родителями, потому что тема войны касалась моей семьи напрямую. Моя мать, её мать и её сестра (моя бабушка и моя тётя) блокадники, мой отец, его мать и его сестра (моя бабушка и моя тётя, соответственно) пережили войну, находясь в оккупации. Я (и мои братья) рос с мыслью, что оба моих деда отдали свои жизни за мою страну. Правда, значительно позже, когда мне было уже примерно 40 лет (!), а моя мать и бабушка умерли, я узнал, что один мой дед (отец матери - муж бабушки) оказывается, не погиб на войне, как мне (нам с братьями) всю жизнь говорили родители, а прошёл всю войну, остался жив, и просто ушёл в другую семью, так как на войне сошёлся с врачом, когда лежал в медчасти с ранением. Мои родители приняли решение сказать нам, что он погиб. Хотя я считаю такое решение неправильным, но я уважаю решение своих родителей, в первую очередь, матери и бабушки, потому что им тогда было видней. Это их выбор. Живя в СССР, я ничего этого не знал.

И знаете, я сейчас немало хожу по различным воинским мемориалам, притом в разных странах, и отдаю дань своего уважения павшим воинам. Также я изучаю историю войн. И когда узнаёшь, например, ту историю в подробностях, с которой я начал своё повествование, историю защиты Ленинграда на реке Воронке, или ту же историю батареи «А», твоя душа буквально переворачивается. Ты, без всяких указаний, а лишь по зову разума и из чувства бесконечной благодарности к этим людям, павшим воинам, значительно сильней и ярче уважаешь, чувствуешь, а главное, понимаешь тот великий подвиг, который совершили защитники Ленинграда. Тут и не надо ничего насаживать, а надо просто рассказывать об этом простым и понятным любому языком, без бессмысленного пафоса и высокопарной претенциозности, но в первую очередь, нужно показывать своим личным примером, что тебе лично не всё равно и тебя это касается.

Сама блокада Ленинграда, самая страшная блокада в истории всего человечества (по сути откровенный геноцид), как ужасная и огромная трагедия, до сих пор полноценно не изучена, и даже не описана. Сама история защиты Ленинграда значительно круче, глубже и даже интересней, чем всё, что о ней говорилось до сих пор. Она толком и полноценно не изучена до сих пор. С той же рекой Воронкой. Знаете, я туда приезжал зимой, в не самый сильный мороз (где-то - 15 градусов), и находился на мемориале ну максимум 20-30 минут. И то сильно замерзал, но меня ждал автомобиль с печкой, и с термосом горячего чая. А как представишь себе, что здесь в 1941 году (и далее года!), в самую холодную зиму за всю историю наблюдений, когда мороз доходил до -44 (а на пиках даже выше!) градусов, да ещё и с ветром, да ещё и в нашем промозглом климате, а самое главное, находясь под постоянным обстрелом, да ещё и с более выгодного положения (возвышенности), находясь под обстрелом из всех видов оружия, от автоматов до крупнокалиберных пушек, от миномётов до авиабомб, скинутых с самолётов, не просто жили, а ещё и грамотно оборонялись, строили защитные сооружения, молодые мальчишки, в большинстве своём, твоё сердце наполняется какой-то невообразимо огромной благодарностью к этим ребятам, и огромной скорбью по ним, ведь там полегло огромное количество людей. Чудовищно огромное количество людей. Преимущественно ещё совсем молодых людей.

Но до этого нужно самому дойти. Нельзя к этому принуждать. Это нужно понимать. Это нужно прочувствовать, пропустив через себя. А до этого нужно дорасти. В первую очередь, дорасти морально. Нельзя к этому принуждать.

Светлая память всем павшим защитникам города Ленинграда. Светлая память всем павшим гражданам Ленинграда, не пережившим блокаду. Светлая память и мир праху.

Мир нам всем и дому нашему, планета Земля, общему.

P.S.
Знаете, в последнее время развелось немало исследователей и историков, которые, «раскопав» действительно факты, которые имели место быть, делают из них «серьёзные выводы» и тем самым лишь вредят поиску истины. Например, то, что во время Ленинградской блокады встречались факты каннибализма (поедание человеком человеческой плоти), или во время наступления по Европе (1944-1945 года), там насиловались женщины, ну и другие, безусловно, некрасивые, случаи. Да, безусловно, плохо то, что в СССР замалчивались эти факты. Это плохо и это неправильно. Это именно та самая палка, которую перегибал СССР, и которая его же потом и ударила. И о которой я говорил выше. Но, говоря о том, например, что в блокадном Ленинграде встречались случаи каннибализма, и тут не надо перегибать палку, так как хоть эти случаи и действительно случались, они не носили массовый характер! Как, например, вот в этом случае, когда 100% людей занялись поеданием своих же только что погибших друзей и близких, без всяких сожалений и долгих раздумий: «Не думай о людоедах свысока. В каждом из нас сидит людоед.» https://aleksei-lars.livejournal.com/36203.html

И об этом тоже надо говорить. А иначе, эти «жареные факты» искажают ту великую трагедию, которой, безусловно, является блокада Ленинграда. Ведь тогда многие ленинградцы, действительно были высоко одухотворённые люди, и предпочитали голодную смерть, чем опускаться до каннибализма. Не стоит отдельными «жареными» фактами, которые действительно имели место быть, перечёркивать ту великую героическую картину великого мужества и великого стоицизма, которую до того дня не видело человечество, которую демонстрировали ленинградцы и защитники Ленинграда. И к которой даже те же немцы относились с уважением.

Да и к тому же, говоря о том, что во время блокады Ленинграда попадались случаи каннибализма, надо говорить и о том, что тех каннибалов, которых выявляли, расстреливали на месте. То есть, государственная власть боролась с каннибализмом.

Также вскрывая факты того, что действительно во время блокады Ленинграда, когда десятки тысяч людей вокруг умирали от голодной смерти, в Смольном некоторые чиновники буквально блевали от обжорства пирожными, с моей точки зрения, не стоит на этом чрезмерно заострять внимание. Идиоты и подлецы были всегда. Как они и есть сегодня. Но не все управленцы тогда были такими. Как и не все сегодня такие. И говоря о перегибах и недоработках управленцев Ленинграда, и СССР в целом, ради объективности, а значит, поиска истины (чему обязаны следовать любые исследователи, и тем более, историки!) нужно говорить и о достижениях. А они были. И они были фантастические. Сама Дорога Жизни - это настоящее чудо инженерной мысли! Об этом несправедливо мало говорят, но Дорога Жизни - это абсолютно уникальное и беспрецедентное в истории человечества, сложнейшее инженерное сооружение. К тому же, построенное в чрезвычайно сложных и неблагоприятных условиях, и погодных, но главное, построенное и функционирующее в условиях постоянных обстрелов из всех видов вооружения. И каких-то одуревших идиотов чиновников, блюющих пирожными от тупого обжорства (скорей всего паникёров, у которых от страха случаются истерики, которые они хотят заесть), во время блокады Ленинграда, нельзя противопоставлять беспрецедентному подвигу народа, который он совершил.

Когда, например, некоторые водители на Дороге Жизни, чтобы привести мандаринов детям на Новый Год, приезжали в Ленинград с примёрзшими руками к рулю, которые буквально намертво обхватили руль и так и замёрзли в скрюченном состоянии. И им приходилось отрывать, что называется, с мясом эти скрюченные пальцы от руля, ломая их. А потом, зачастую, ампутировать. Или когда другие водители пропитывали перчатки горючими материалами и поджигали их, чтобы руки не коченели на ходу на морозе, но в итоге они получали чудовищные ожоги. И это тоже задокументированные факты, которые имели место быть. И это не говоря, что практически все водители рисковали жизнями, совершая рейсы под обстрелами, а весной ещё и по тонкому, уже таящему, льду. Героизм водителей тогда был массовым явлением, и, к сожалению, с моей точки зрения, до сих пор полноценно не оценён по достоинству.

Но знаете, больше всего меня поразила новость, которую я узнал совсем недавно, да ещё и случайно, когда уже все мои родственники блокадники умерли. Они не любили говорить про блокаду, как будто бы стараясь нас, своих детей, уберечь от той страшной трагедии и кошмара. Я узнал, что оказывается, мою мать, её мать и её сестру, вывозили из блокадного Ленинграда по Дороге Жизни не абы куда, лишь бы вывезти, а вывезли именно в ту деревню в Костромской области, из которой была родом моя бабушка. И оказывается, что во время эвакуации из блокадного Ленинграда в большинстве случаев, если у людей были какие-то родственники, их вывозили именно туда. Вы представляете, во время самой страшной в истории человечества блокады, во время самой страшной в истории человечества войны, логистика работала значительно лучше, чем, к примеру, она работает у нас в современной (мирной!) России все последние 26 лет. Только вдумайтесь в это! И вот об этом надо говорить.

А насилие над женщинами в Европе, хоть это и, безусловно, некрасивые факты, и они вызывают сильное желание у нас, людей, живущих в мирное время, которое достигли и создали те самые «насильники» (!), среди прочих, естественно, осудить тех насильников, в тех событиях и обстоятельствах вполне закономерное явление. Как бы это чудовищно не звучало на первый взгляд. Прошу меня понять правильно, я не пытаюсь оправдать насилие, но давайте разберёмся. Это насилие происходило уже в 1945 году, ну или максимум во второй половине 1944 года, когда Красная армия освобождала от нацистско-фашистской оккупации города Европы. Это во-первых. Во-вторых, опять же, это далеко не было массовым явлением, по процентному соотношению к общей численности войск Красной армии. Далеко не все солдаты насиловали европейских женщин. А некоторые случаи насилия жёстко пресекались, как офицерами, так и самими сослуживцами тех, кто пытался насиловать европейских женщин. Пресекались, вплоть до расстрела на месте. И такие факты тоже задокументированы и описаны. Но самое важное, давайте подумаем о том, почему это вдруг некоторым советским воинам освободителям, поголовно образованным и грамотным людям, до войны читавшим высоко моральные книги, захотелось понасиловать европейских женщин. Давайте вспомним, что ждало и кто ждал (или уже не ждал…) на родине этих советских воинов, прошедших всю войну. Самую страшную войну в истории человечества.

А у многих из этих воинов уже и не было дома родного как такового, так как его спалили дотла немецко-фашистские захватчики. Среди которых были не только немцы, но и итальянцы, и французы, и испанцы, и граждане всех других европейских стран, которые как раз в 1945 году освобождала Красная армия. Но немецко-фашистские захватчики не только дома палили дотла, но и насиловали практически всех советских женщин, которые им приглянулись! И делали это, начиная ещё с лета 1941 года! А также угнали в рабство в Германию практически всех юношей обоих полов (которые не успели уйти в партизаны, и которых не сумели спрятать родители), где все советские девушки поголовно были подвергнуты сексуальному насилию, а все советские мужчины кастрации. Кастрации! Вы понимаете, что это такое?!.. А многие из них были запытаны до смерти. А их взрослых родственников, которые остались в СССР, и попали в оккупацию, матерей, бабушек, дедушек, и совсем юных детишек, эти самые нацистско-фашистские захватчики и их пособники зачастую сжигали заживо в деревянных домах, куда перед этим сгоняли. Подобное блестяще и очень наглядно показано, с моей точки зрения, в лучшем на все времена фильме про войну «Иди и смотри» режиссёра Элема Климова, вышедшего на экраны в 1985 году.

То есть, у многих советских воинов в 1945 году уже не было ни родных и близких ни дома! Либо же их родные были изуродованы и изнасилованы. И они это знали! И эти мысли им не давали покоя! И с этого надо начинать!

Это надо понимать и помнить! И когда смотришь с этой позиции, то насилие в 1945 выглядит если не вполне обоснованным, то уж совершенно точно закономерным, и абсолютно логичным. Насилуя европейских женщин, те советские воины, кто это делал, как бы мстили им за то, что их матерей, жён и дочерей ранее насиловали их мужья, дети и отцы. И это надо понимать! И это надо помнить! И это надо учитывать. Даже если это не нравится.

Вообще позиция «нравится - не нравится» не должна применяться к самой страшной войне в истории всего человечества. Должна применяться позиция поиска истины, а факты рассматриваться спокойно, беспристрастно, объективно, в хронологической последовательности и в соотношении с общей картиной происходящих событий тогда.

А вообще Советский Союз, точнее, советский народ, и победил в той войне только потому, что Советская Красная армия, а также советский народ, который ей помогал, начиная где-то с 1942, и особенно с 1943 года, откровенно мстила за своих убитых, изуродованных и изнасилованных близких, и погибших боевых товарищей. Месть была главной идеологией. И она была сильней всех остальных идеологий. И она явилась мощнейшим драйвером победы. И это наглядно видно хотя бы на том факте, как в самом начале войны откровенно пассивно действовала Красная армия (значительно превосходящая немцев в численности!), позволившая себя разбить буквально в пух и прах, и позволившая подойти буквально вплотную к Ленинграду и Москве. И это, опять же, лучший показатель того, что русские не любят воевать, как об этом говорят некоторые историки. Например, петербургский историк Даниил Коцюбинский, блестяще это обосновывая и приводя исторические примеры. Чтобы заставить русского воевать, ему надо сильно «насолить». Но когда русский всё же решил воевать, одухотворившись какой-то идеей (местью за убитых близких и товарищей, как здесь, к примеру), то он становится подлинно грозным воином и показывает просто чудеса воинской доблести и воинского умения. И именно так и победила Красная армия в Великой Отечественной войне, с моей точки зрения.

Светлая память всем павшим в Великой Отечественной войне. Светлая память всем павшим во Второй Мировой войне. Светлая память и мир праху.

P.P.S.
"Память - сила, сплачивающая всякое предыдущее со всяким последующим. С ней только человек делается личностью, народ - нацией, страна - государством." Иван Михайлович Сеченов

900дней900ночей, яПомню_яСкорблю, НиктоНеЗабытНичтоНеЗабыто, БлокадаЛенинграда, ЛенинградГородГерой, Ленинград, СветлаяПамятьПавшим, 75летПолногоСнятияБлокады, яПомню_яЧту

Previous post Next post
Up