Знание - свет, а незнание - тьма. Красивая и всем знакомая формулировка. И раньше она действительно была актуальной. Раньше - это когда знания о чём-либо были доступны только, так называемой, элите, а простому народу предлагалось только молиться мифическому богу, а настоящие знания от него утаивали. И вот на рубеже XVII - XVIII веков, просветители провозгласили, условно, что знание - это свет, а незнание - тьма, и заявили, что нужно дать знания народу. Но это в Европе, а в России это произошло примерно на рубеже XIX - XX веков.
Монархическая власть в России не спешила давать простым людям знания, предпочитая им давать церковные «знания». Под давлением просвещённых людей и учителей, монархическая власть только лишь в 1905 году провела реформу. Правда, и то половинчатую, что в принципе было обычно для России, и хоть как-то урезало церковную власть над простыми люди, приостановив де-юро действие, так называемого, николаевского кодекса (Уложения о наказании уголовных и исправительных 1845 года). По которому за, так называемое, богохульство предполагалась смертная казнь. А всего лишь за то, что ты не причащаешься (не ешь тело бога), ссылка в Сибирь. И вот только с 1905 года церковников потихонечку начали выставлять из немногочисленных школ, и давать детям только научные, так называемые, естествознания. Но недовольство народа, в том числе и от того, что им не давали реальные знания, уже было слишком высоко, и в 1917 году страну взорвало.
Многие честные историки сходятся в том, что революция в России была неизбежна, из-за бездарности и недальновидности монархов и их советчиков. И спор лишь о том, что некоторые считают, что Александр I мог ещё начать настоящие реформы, и поставив Россию на путь прогресса и просвещения, спасти от революций. А другие считают, что последняя возможность для настоящих реформ была упущена Екатериной II Великой. Я больше склоняюсь к версии, что именно Екатерина секонд упустила возможность реформировать Россию, и поставила её на путь неизбежности революций. Потому что она сначала начала реформы, обнадёжив народ, а потом их же свернула, обманув (кинув) народ, по сути. И народ этого не забыл. Но сейчас я не об этом.
А о том, что коммунисты оказались умней монархов, и начали давать народу знания. Можно по разному относиться к коммунистам, но не стоит забывать, что именно коммунисты, да и к тому же впервые в мире (!) ввели всеобщее обязательное бесплатное образование! Для всех без исключения! И для детей, и для юношей, и для взрослых людей. И для женщин, в том числе. Ведь женщины стали людьми только в 1918 году в СССР, а до этого их и за людей-то не считали. Потому что мужчину сделал Бог по образу и подобию своему, а женщину из ребра. Ну а кто же кость будет считать человеком.) Так учила церковь. К примеру, одну мою бабушку 1901 года рождения, советская власть заставила пойти в школу, когда ей было уже почти 30 лет! На момент 1917 года ей было 16 лет, и она была полностью безграмотной, но уже вовсю работала в поле.
Так вот, в то время в СССР, можно сказать, и был использован слоган: знание - свет, а незнание тьма! И тогда это было действительно актуально. Люди были пусты, и впитывали знания как губка. В этом, кстати, основное отличие тех наших предков (моих бабушек и дедушек), от нас сегодняшних. СССР тех лет разжёг в людях тягу к знаниям. Люди шли учиться с удовольствием. Тянулись к знаниям. Искали их. Желали учиться. Даже после работы шли учиться. Сегодня же этого практически нет. Всё свелось к формализму. Формальному получению корочек об образовании. Образование = корочки. Формальному получению знаний. Так называемому энциклопедическому. Ну или фактологическому. Тот-то родился тогда-то, сделал то-то, умер. И так далее. А почему он это сделал, зачем он это сделал, и почему сделал именно это, а не другое, людям не очень-то объясняют. Возможно потому что, учителя сами этого не очень понимают. Но скорей потому что если людям это объяснять, они будут задавать дополнительные вопросы. А если они будут задавать вопросы, то тогда неизбежно выбьешься из графика, и тогда пострадает бравурная статистика министерства образования, и план от него же.
Поэтому очень многие просто ненавидят школу, в первую очередь, именно за лицемерие, которому она учит. Ну, например. Тебе говорят, что надо развиваться, но стоит тебе начать задавать неудобные вопросы, то тебя сразу же осаживают, да ещё и прилюдно, чтобы унизить, и чтобы типа другим неповадно было. А какое же может быть личностное развитие без умения задавать «неудобные» вопросы? Никакого! Или же тебе говорят про честь, но тут же ты видишь, что поощряются нечестные, а честные и открытые ребята наоборот подвергаются гонениям.
Почему я об этом вообще говорю? Потому что очень хорошо себя помню в школе. Я, без ложной скромности, скажу, что был тогда, да и остаюсь сейчас, очень энергичным и талантливым человеком, с обширным кругом интересов. Говоря по сегодняшнему, с широким кругозором и масштабным мышлением. То есть, говоря по другому, человеком, который умеет задавать вопросы и постоянно их задаёт. Тем самым занимаясь саморазвитием и самообразованием. Но когда я учился в школе (1981-1989 года) это не приветствовалось. И более того, за это конкретно наказывали.
Меня, в конечном итоге, в 1989 году выгнали из школы без аттестата, со справкой, где были практически одни двойки, но и две пятёрки. Но за что меня выгнали? Я плохо учился? Нет, я наоборот хорошо учился. И такие предметы, как математика, физика, черчение, труд, английский язык, давались мне очень легко, и были интересны. И это не только моё мнение, но и слова самих учителей. Но потом у меня возник конфликт с учителями, из-за того, что у меня ранее был конфликт с завучем и директором, и они пытались меня сломать морально. Но я не поддался, и тогда они, с помощью моих учителей, стали меня, выражаясь по сегодняшнему, прессовать, опять же стараясь сломать меня морально. Сделать как все.
Требование ко мне увеличились. Чуть что - Устинов был не прав. И доходило до полного идиотизма. Например, практически все мальчишки хулиганили. Даже некоторые девчёнки. И вот чего-то они поломали, парту там, или доску, точно не помню. А я как раз только вышел в школу после болезни. И мой учитель, на голубом глазу, не разбираясь, говорит - это Устинов виноват. Знаете, я с детства привык отвечать за свои дела и поступки, но за чужое отвечать не собираюсь, без серьёзного на то основания. Тогда его не было. И я встаю и говорю: «Инна Ивановна, я не мог этого сделать, потому что меня физически не было в школе». И знаете что она ответила? Ни за что не догадаетесь) Она сказала: «Значит ты из дома ими управлял! А значит - виноват!». Ну что мне было на это сказать, кроме, да пошли вы нахрен=))
То есть, я не плохо учился, а просто демонстративно вообще перестал учиться, именно используя это как форму протеста против беспредела учителей, и тупости самой системы, поощряющей беспредел. Стал диссидентом (инакомыслящим). Половина учителей, как стадо баранов, накинулось на меня, стараясь угодить начальству, и стараясь всячески меня гнобить. Но не все. Несколько учителей за меня заступались. То есть, скажем так, половина (50% учителей) меня гнобила, с разной степенью активности. 30% не гнобили, но и не заступались, делая вид, что не замечают того, что происходит. И только 20% учителей активно встали на мою защиту. И вот это были действительно лучшие учителя. И среди них была единственный заслуженный учитель СССР в нашей школе. Все, кто за меня заступался, были и как люди интересны, и как педагоги замечательные. Говорю это как объективист, для которого истина дороже, а не потому что они за меня заступались. Тогда мне вообще было на это плевать. Я пошёл против всей системы.
Те же, кто меня гнобили, были и как люди пустые и неинтересные, и как педагоги никакие. А некоторые, находясь в школе, больше откровенно вредят, так как занимаются вообще не своим делом. Так как меня лично это сильно затронуло, с тех пор я много думаю об этом, и изучаю эту тему. Как было раньше у нас, как было раньше за границей. Как сегодня у нас дела, и как у них сейчас с этим. То есть эти вопросы меня очень интересуют. И вот в этом, 2016 году, случился ряд событий, которые меня и вынуждают написать то, что я сейчас пишу.
Началось наверное с того, что некоторые, очень уважаемые мной известные интеллектуалы, стали с экранов телевизора говорить о том, что сейчас ничего не изменить, и поэтому не стоит ничего делать. Другие же вообще предлагают только валить из страны. Меня это сильно напрягло и заставило ещё сильней и больше думать. И например задавать такие вопросы: а действительно ли эти люди интеллектуалы? А почему именно их, с их пассивным, откровенно политически импотентским, да и просто с трусливым мнением, показывают по СМИ другие уважаемые мной журналисты? Может быть потому, что эти журналисты разделяют точно такие же настроения, и поэтому как бы хотят сами себя оправдать в своих глазах?.. Типа, не я один так думаю.
Ещё одно событие, которое на меня сильно повлияло - это семинар, где я был, под названием «Учитель для России: петербуржцы в провинции». На нём замечательные молодые энергичные и идейные учителя пытаются найти выход из того тупика, в который зашла современная Россия. В частности, они набирали желающих стать педагогами в провинции, и учить там детей. Один из запросов на этом семинаре был такой: мы ищем ярких нестандартных и неординарных личностей, для того, чтобы искать нестандартные решения.
Знаете, я загорелся этой идеей, и был готов поехать в провинцию, даже за небольшие для себя, как профессионального строителя, деньги. Именно для того, чтобы попробовать себя в качестве педагога. Во-первых, потому что я считаю, что из меня выйдет прекрасный учитель. Во-вторых, потому что я считаю, что если ты кого-то судишь или ругаешь, и не можешь сделать лучше, значит ты как минимум не совсем прав. Я же считаю себя правым, и поэтому готов к действиям, да и вообще действую. Тем более меня бы сначала всё лето учили как стать учителем, да и потом на различных семинарах и вебинарах поддерживали дальнейшее повышение моей квалификации. Но я сразу же не подошёл, так как у меня нет корочек о любом высшем образовании. Формализм в чистом виде. Знаете, вообще это смешно, да и откровенно маразматично, когда ищут ярких и нестандартных личностей, но в стандартных схемах и условиях. Тогда я уже не смолчал и написал большой и развёрнутый (нестандартный!)) комментарий во Вконтакте под анонсом данной встречи. Приведу его полностью, со всеми ПэЭсами, потому что он реально актуален, да и вообще того стоит.
«Спасибо #щепоткасоли за то, что провела эту замечательную встречу. Но особое спасибо хочу выразить организаторам и участникам проекта «Учитель для России». #учительдляроссии. Моё глубочайшее уважение за Ваш проект и за Ваш труд. Радостно видеть людей, кто не только словом, но и делом хочет в России изменений к лучшему. Спасибо за ваш труд! И успехов Вам на этом сложном пути.
P.S.
Вместе с тем, хочу сказать несколько слов о тех концептуальных противоречиях, которые резанули, что называется. Сразу же скажу - прошу не рассматривать мои слова как упрёк или укор. Это не так, ни в коей мере! Прошу рассматривать мои слова, как частное и честное мнение, от грамотного и небезразличного человека и гражданина, который тоже, в меру своих сил, старается менять Россию в лучшую сторону. Рассматривать мнение как обратную связь, так сказать. Так вот, первое и главное противоречие - уже в самом подходе: «нам нужны яркие личности, со свежими идеями, с нестандартным подходом к педагогике. Способные не только передать какие-либо знания, но главное научить ими пользоваться. Способных разжечь в детях тягу к осмысленному обучению. Но с корочкой о высшем образовании». Знаете, вы сами отлично понимаете, что сама по себе какая-либо корочка не гарантирует даже набор каких-либо заявленных в корочке знаний. Но даже если таковые есть, то уж точно не гарантирует умение ими пользоваться и применять в жизни. У нас вообще мало где учат применять полученные знания на практике. Не беру спорт, военных, и музыку, конечно.) Хотя и там много чего ОЧЕНЬ отсталого. И та печальная статистика, которую вы сами озвучивали, говорит об этом сама за себя. Я ничего не имею против самих корочек, но когда акцент делается именно на них, и тут же добавляется мысль о нестандартном мышлении, и свежих идеях...хм, это как минимум странно.) Вся история человечества изобилует гениальными самоучками. А так же их связками с академистами. Вся наша цивилизация, можно сказать, стоит на связке двух учёных - гениального самоучки Майкла Фарадея, и блестящего академиста Джеймса Максвелла. Который во многом и облёк в формулы идеи гениального Фарадея, которые тот сам не мог записать, так как попросту не умел. Или возьмём день сегодняшний. Все мы пользуемся продуктами фирмы Apple. Но её тоже создала связка гениального самоучки Стива Джобса, и блестящего академиста, инженера-электронщика, Стива Возняка. Или же вернёмся в Россию. В преддверии 55-летия полёта первого человека в космос, это особенно актуально. Гениальный учёный-самоучка, Константин Эдуардович Циолковский, является основоположником теоретической космонавтики. Идеи которой воплотил в жизнь не менее гениальный учёный академист, Сергей Павлович Королёв, ставший основоположником практической космонавтики. Всё это я говорю к тому, что очень часто в истории новые свежие, зачастую прорывные идеи приносили именно самоучки. Что в принципе логично, так как, как бы не был хорош академизм, это всё же рамки, которых нет у самоучки. Самоучки видят шире, выше, дальше и глубже.) Ещё раз подчеркну, я никого не хочу обидеть, и не имею ничего против академизма. Но, если в проекте нет места самоучкам, то прорывные идеи вряд ли появятся. Во всём, так называемом, развитом мире, это прекрасно понимают, и поэтому ищут таланты. Не обращая внимания на пол, цвет кожи, количество татуировок и проколов на теле, возраст ну и так далее. Я сталкивался с системой образования в Финляндии и Швеции, и знаю об этом из первых уст, так сказать. Так же много читал о подобном в США, Канаде, Японии и даже в Китае. У нас же до сих пор, к моему огромному сожалению, больше смотрят на форму (одежда, причёска, партийность,связи, etc.), коей корочка и является, по своей сути. А между тем России нужен именно прорыв. С формализмом же прорыв невозможен в принципе. В Ваш проект идут и пойдут только идейные люди. Потому что, во-первых, с точки зрения финансов, у вас далеко не лучшие предложения для большого города. Во-вторых, любая яркая личность с нестандартным мышлением, в состоянии заработать большие суммы здесь, чем «у чёрта на куличиках».) На своём примере скажу, что мне понравился Ваш проект, и я бы принял в нём участие, но у меня нет корочек о высшем образовании. И нет не потому что я не хочу учиться, нет. Хочу и учусь. А нет их именно по идейным причинам. Точнее, по целому ряду причин. Одной из которых является моё личное желание доказать, как себе, в первую очередь, так и окружающим, что неважно какие у тебя корочки, если ты постоянно развиваешься и самосовершенствуешься, то ты можешь достичь чего угодно. И у меня это уже во многом получилось. И у меня полно различных идей и концептов. Багаж моих знаний весьма немал, и очень разнообразен. А главное я умею и применяю их на практике. Ну а уж по яркости своей личности, без ложной скромности скажу, что немало звёзд могу затмить своей яркостью, окажись я с ними рядом.) В прочем, такое уже бывало) Ещё раз подчеркну, я никого не хочу обидеть, и ничуть не рисуюсь, а просто даю объективную картинку, и поясняю, что из-за откровенного формализма, вы потеряли как минимум одну яркую нестандартно мыслящую личность. В то же время я желаю Вам всяческих успехов, и уважаю, точнее, даже преклоняюсь, перед тем что вы делаете.
Р.P.S.
Как ответ на задаваемый Вами вопрос в зал, какого учителя из своей школы вы помните, и почему.
Я закончил школу ровно 27 лет назад. И большую часть учителей вообще не вспоминаю. Но одного учителя я запомнил на всю свою жизнь. Своего учителя географии, Тамару Александровну Малышеву, светлая ей память. (здесь подробно о Т.А. Малышевой
http://aleksei-lars.livejournal.com/7152.html )И не потому, что она у нас в школе была единственным заслуженным учителем СССР, нет. И не потому, что она привила мне любовь к географии, нет. Хотя преподавала она её просто блестяще! Её уроки - это было целое шоу, в хорошем смысле этого слова!) У неё получалось одушевить, даже неодушевлённые предметы, и именно разжечь любопытство к вещам, не очень интересным для подростков на первый взгляд. И даже кабинет она оборудовала по последнему слову техники, так сказать, за свой личный счёт! И это в СССР! Но не только во всём этом дело. А дело в том, что она показала всем нам, каким человеком надо быть. Своим личным примером она нам всем, как ученикам, так и её коллегам учителям (а её не очень жаловали, так как откровенно ей завидовали) показывала, что надо быть всегда честным, открытым, небезразличным к проблемам и бедам чужих людей, иметь собственное мнение, даже если оно отличается от мнения всех окружающих, заступаться за тех, кого обижают, вообще не иметь любимчиков (без оглядки на авторитет родителей, и личные симпатии), и быть со всеми одинаково подчёркнуто вежливым, с одной стороны, и требовательным, с другой. И вот именно за все эти, я бы сказал, главные человеческие качества, я её помню, и буду помнить всегда. И сам стараюсь таким быть, во многом до сих пор равняясь на неё. Ведь как говорил старина Эйнштейн: «у вас ничего нет, кроме собственного примера». И я желаю каждому, кто участвует в этом проекте, как учителям, быть для своих учеников не только хорошим учителем, но и хорошим примером, каким человеком надо быть.»
«Комент к коменту Оле Корешевой (учителю и спикеру на встрече), после её ответа на мой первый комент.
Понимаете, я ни в коей мере не могу вас упрекнуть, так как я, как гражданский активист, достаточно неплохо разбираюсь в действующем законодательстве, и отлично понимаю, что это не в вашей компетенции, как проекта. Но каждый из вас, кроме того, что он участник проекта, ещё и гражданин своей страны. А значит тема, мной озвученная, ему (а) знакома, и (б) в той или иной мере должна быть интересной.
А так же дело тут ещё вот в чём. Дело в том, что основные мои исследования лежат в области науки социологии. Я достаточно неплохо разбираюсь в механизмах, по которым функционирует наше, да и любое другое, общество. Интернет сегодня играет очень важную роль в развитии любого общества, раздвигая различные рамки. В том числе и, так называемые, социально-иерархические.
Поэтому, можно сказать, что это было написано не только для вас, сколько просто вброшена концептуальная мысль, над которой стоит задуматься. И я могу с большой долей вероятности предположить, что данную группу читают разные люди, среди которых могут быть и аналитики, пишущие «докладные записки наверх», так сказать.) И эта мысль, в том числе и таким образом, может получить дальнейшее движение.
Так же, отталкиваясь от того, что вы сами говорили, что на ваших встречах бывают «большие люди», я надеюсь, что кто-нибудь из вас, так или иначе, затронет эту тему. Потому что, в конечном итоге, это касается любого из нас.
Ну и ещё я оставлю здесь мысль старины Эйнштейна, которая, с моей точки зрения, очень хорошо, я бы даже сказал фундаментально, показывает, почему у нас проблемы в стране вообще, а не только в системе образования: «Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление, и тот же подход, который привёл вас к этой проблеме».
P.S.
Оля, а лично вам моё двойное уважение. Во-первых, за то что вы делаете. Во-вторых, за то, как вы рассказывали, как отвечали на вопросы, в общем, как вели встречу. И в-третьих, за сам ваш рассказ о том месте, где вы сейчас работаете. Простите, уже забыл его название.)) Ваш рассказ очень меня зацепил. Особенно момент с церковно-приходской школой, и когда вы сказали, что тяжело рассказывать об эволюции детям, когда у них Адам и Ева в голове. Ну и, соответственно, шестидневное сотворение мира.
Потому что в этом вся суть. Пока мы, условно - светские гуманисты, не можем даже между собой договориться, мракобесы делают это очень быстро и просто. И все их немалые успехи сегодня, не потому что они сильные, а потому, что мы слабые, и не можем (потому что не хотим!), договариваться между собой, снимая с себя всякую ответственность за своё же будущее. Не говоря о будущем всего человечества, частью которого мы и являемся. «А что я один могу сделать? Я же человек маленький! От меня ничего не зависит.»
Меня же такое положение дел не устраивает, и я ищу выход из этой печальной (трагичной?) ситуации. Поэтому, в том числе, и озвучиваю то, что озвучил здесь.) И поверьте, я это, да и многие другие идеи гуманизма и Прав Человека, озвучиваю на очень разных площадках.
Ещё раз желаю, как Вам лично, так и всему Вашему замечательному проекту, успехов и новых достижений! Разум в помощь!)
P.P.S.
А это я просто оставлю здесь)
https://www.youtube.com/watch?v=oWPePNfi31g»
Потом, не так давно, я наткнулся на пост, уважаемого мной Андрея Владимировича Маркова, и ужаснувшись от его точки зрения, разразился длинным и обоснованным комментарием. Вот здесь его можно прочитать полностью.
https://vk.com/wall66811391?q=%D0%9A%D0%B0%D0%BA%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9%20%D0%BA%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%83%20%D0%BD%D0%B8%D0%B6%D0%B5&w=wall66811391_22483 Но добила меня вот эта статья
http://www.vospitaj.com/blog/vdova-stiva-dzhobsa-organizovala-v-ssha-obrazovatelnyjj-vzryv/ В ней о том, что в США вдова Стива Джобса Лорен Джобс организовала современную реформу образования. Я ОЧЕНЬ рекомендую прочитать статью полностью, но здесь, чтобы было лучше понятно, что я сам хочу сказать, приведу лишь несколько тезисов.
Первое, что обращает на себя внимание, это то, что данную реформу затеяли не какие-нибудь политики, депутаты, или учёные. А простая женщина, которой не всё равно, и которая не хочет бездействовать, видя всю тупиковость ситуации с образованием, и которая решила действовать.
На секундочку, речь идёт о США, с лучшим образованием в мире!!!
Теперь тезисы:
«По ходу выяснили, чего хотят школьники:
• Учиться через кейсы и проекты, а не через нудные лекции или тесты.
• Работать в команде и квестах, или в тихих комнатах, а не в шумных классах, где за 100 децибелов.
• Классы должны быть хорошо оборудованы, чтобы что-то можно было делать руками.
• Учителя пусть будут советниками, а не преподавателями, и готовы слушать и слышать, а не пугать оценками.
• Больше пространства для спорта и тренажеров.
• Открытые, а не закрытые пространства классов (open space)»
Я учился в СССР, сейчас самостоятельно учусь в России, и много общаюсь с разными людьми, разных полов и возрастов, которые прямо сейчас учатся в различных образовательных учреждениях России, и могу с уверенность ПОДПИСАТЬСЯ ПОД КАЖДЫМ ЭТИМ ТЕЗИСОМ!
С моей точки зрения, решение Лорен Джобс не принимать концепции от одиночек, очень мудрое решение. Хотя я сам одиночка, и мог бы запросто написать концепцию развития, как для одного учебного заведения, так и для всей страны. Но, я сам отлично понимаю, что мою концепцию будет тяжело применить без меня, так как всего не напишешь. Большинство нюансов остаётся в моей голове. То есть я могу продвигать свою концепцию только сам лично участвуя в этом, и постоянно её объясняя, и отвечая на самые неудобные вопросы.
Меня например часто упрекают, что я много пишу. Но смею вас уверить, что я наоборот пишу мало. Я выдаю только выжимку (квинтэссенцию) своих мыслей, а всё основное, все детали, остаются в голове. Потому что если их начать прописывать, вот это будет действительно много.)
Поняв это для себя уже достаточно давно, я вышел из тени, так сказать, и начал искать коллективы, где бы я мог поделиться своими знаниями и наработками. Именно для того, чтобы создать учеников, с одной стороны. Объяснять им, чтобы они уже объясняли другим. Только так и можно развиваться в современном мире. Я - тебе, а ты - другому! (Станислав ЕжиЛец). С другой же стороны - постоянно учась у коллектива, ведь я привык действовать в одиночку, и мне этого не хватает.
Понимая всё это, я отлично понимаю почему так делает Лорен, и я желаю ей всяческих успехов на её сложном пути! А так же аплодирую ей стоя!
А так же хочу, и готов принять участие, и у нас в чём-то подобном.
И скажу немного насчёт корочек. Знаете, в самом конце 80-х, после того как меня выкинули из школы, я был уличным мальчиком, и много общался с очень разными людьми, разных возрастов и полов. У меня были очень обширные знакомства. Так вот, на рубеже конца 80-х начала 90-х, я оказался, говоря по сегодняшнему, в наркобизнесе. А именно, в доставании марихуаны в больших количествах. Я уже как-то об этом подробно писал. Сейчас не об этом.
А о том, что вы бы очень удивились, узнав, какие известные люди употребляют сильные психоактивные вещества.) Скажу демократично так - употребляли тогда все.)) Но я сейчас не об известных людях, а о людях, кто мог сделать любые корочки. Знаете, в любом ВУЗе есть люди, кто может помочь в оформлении любых корочек. Так вот, а есть люди, кто знает людей во всех ВУЗах, кто может оформить любые корочки. Стоит это либо определённое количество денег, либо каких-либо услуг. Так как я оказывал услуги по доставанию марихуаны (то есть творил мир в самом прямом смысле слова, но об этом потом отдельно), сильно рискуя при этом, именно эти люди, получавшие то что им надо, хотели как-нибудь меня отблагодарить. Так вот, они мне тогда предлагали вообще любые корочки. Хоть ЛГУ (ныне СПБГУ). Притом не просто корочки, а с проведением по всем журналам, со сдачей всех зачётов, с написанием диссертации, ну и так далее.
Но я тогда отказался. Потому что я честный парень. И мне не надо того, что мне честно не принадлежит по праву. То есть нечестно заработано. А корочки, какие бы крутые они не были, если я их сам не заслужил, значит они мне не нужны. Я например, даже чем-то горжусь своей справкой из школы (она честная!), с которой меня выгнали, и в которой почти одни двойки. Потому что я смотрю на вещи шире, и не считаю двойку плохой отметкой. Объясню. Школьная пятибалльная шкала подразумевает оценки от одного до пяти. Значит каждое деление это 20% знаний. Соответственно, двойка - это 40% знаний! Соответственно, я честно вынес из школы как минимум половину школьной программы. Читать писать умею, а ведь это самое главное! И уже с этим я могу получить вообще любые знания. Но самое главное, что благодаря этому я умею пользоваться всеми этими знаниями на полную катушку. Благодаря этому я постоянно учусь жизни. Как говорил Луций Анней Сенека «Век живи - век учись тому, как следует жить». Вот я и учусь до сих пор. И вообще постоянно буду учится. То есть эти знания для меня живые, а не мёртвые, как для многих людей, даже с красными дипломами. К справке, Россия занимает первое место в мире по непрофильному образованию. То есть это тогда, когда человек работает не по той специальности, на которую учился, и имеет корочки об образовании. Вот это и есть блестящий пример мёртвых знаний, и тупиковости такой системы образования.
Кстати, есть такой известный бизнес-тренер Радислав Гандопас. Посмотрите вот это маленькое видео «Почему двоечники управляют отличниками? - Радислав Гандапас»
https://vk.com/im?sel=22287512&z=video66811391_166271691%2Fbd9813dd2e8a62b5b4 Это я к тому, чтобы вы не удивлялись, почему в государственной думе (и во многих других государственных да и коммерческих учреждениях) минимум у половины либо фиктивные дипломы, либо фиктивные диссертации, ну и так далее. Да что говорить, у нас в Санкт-Петербурге у губернатора фиктивный диплом. Его диссернет официально попалил. Ну что? А кого это волнует, если у нас так многие получали дипломы?! Но я то как раз всё это понимаю, и не столько огорчаюсь от этих конкретных людей, сколько от ситуации в целом. Потому что я отлично понимаю, почему они такие. Они делали как все. Просто их так учили. Им просто не попалась такая учитель, как мне, Татьяна Александровна Малышева. Которая не только давала знания, а в первую очередь показывала каким человеком надо быть. С какими принципами. А если ты сам беспринципный, несмелый, нечестный и неоткрытый, то и требовать от другого принципиальности, смелости, честности и открытости просто глупо. Да и бесперспективно, потому что тебя можно легко заткнуть. Ты внутри себя сам об этом знаешь.
И в этом вся суть. Все вышеперечисленные персонажи, будь то интеллектуалы, говорящие о том, что не надо ничего делать или пора валить, будь то уважаемый мной Андрей Марков, не поняли самого главного в жизни, не смотря на то, что, уверен, в их случае образование получено честно.
Они как учителя не поняли, что лучшие образование которое ты можешь дать людям - это собственный пример! Если ты транслируешь пессимизм, призываешь ничего не делать (при демократическом строе и заявительной системе!), или того хуже говоришь о том, что пора валить, стоит ли удивляться той печальной ситуации которую мы имеем сегодня в России. Конечно не стоит, ведь она абсолютно закономерна при таком раскладе!
И более того, эти люди, как учёные и интеллектуалы, говоря то, что говорят, незаслуженно носят эти звания, с моей точки зрения. Потому что, во-первых, все мудрецы древности основываясь на эмпирических наблюдениях указывали на мощь личного примера. Во-вторых, сегодня наука это полностью доказала и обосновала. Рассказав нам и о так называемых зеркальных генах. И о когнитивном развитии. По сути друг друга копировании, как на уровне одного человека, так и на уровне всего общества. Процессы идут одинаково, разница только в масштабе. Ну и так далее. Эти исследования столь многочисленны, что я не буду их перечислять. Любой из вас найдёт их без проблем. Если захочет, конечно. Эти же ребята просто таки обязаны это знать. И если они всё это знают, но поступают так как поступают, то стыд им и позор.
И как завершение, самое главное. Знания конечно свет. Но знания сами по себе, в современном мире, бессмысленны. Прочитайте историю создания велосипеда и его устройство, и вы будете иметь знания о велосипеде. Но это не научит вас на нём ездить. Прочитайте историю сознания машины (например Жигули) и её устройство, и вы будете иметь исчерпывающие знания о машине. Но это не научит вас на ней ездить. То есть не научит пользоваться знаниями. Прочитайте правила дорожного движения (ПДД), и вы будете иметь знания. Но пока вы не научитесь ими пользоваться (а это надо делать постоянно), знания будут мертвы. Прочитайте действующую Конституцию, и вы будете иметь знания о главном законе страны. Но пока вы не научитесь ими пользоваться (правоприменению), эти знания будут мертвы, и скорей даже будут вам мешать. «Ну чего ты мне это рассказываешь? Я и так всё знаю!». Знакомо, правда?) Ну и так далее. И так во всём!
Знания без умения ими пользоваться - бессмысленны. Знания без умения ими пользоваться - это как библиотека с хорошими и умными книгами, исключительно для красоты интерьера.) Единственное, в чём знания могут пригодится без умения ими пользоваться, это в разгадывании кроссвордов. Не потому ли они у нас так популярны?!))
В общем, в этот замечательный день желаю всем нам не просто получать знания и тупо их копить, а учиться ими пользоваться. И главное, чему нам всем нужно учиться - это жизни вместе! Ведь сегодняшний глобализованный мир вплотную подошёл к пониманию, что мы все, всё человечество, живём в одном не очень-то большом доме-общежитии, под названием планета Земля. И если мы не научимся жить вместе, то просто тупо погибнем как вид. Не больше и не меньше.
Мир нам всем, и дому нашему, планете Земля, общему.
P.S.
«Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.»
«Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома».
«Отказаться от риска - значит отказаться от творчества».
«Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство».
Антон Семёнович Макаренко.
Согласно позиции ЮНЕСКО (1988) А.С. Макаренко отнесён к четырём педагогам (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в ХХ веке.