Светлой памяти великого Человека - гуманиста, предпринимателя и общественного деятеля, Анри Дюнана (фр. Jean Henri Dunant, 08.05.1828 - 30.10.1910) посвящается.
Как многие из вас знают, я сейчас учусь в Петербургской Открытой Школе Прав Человека. В ней, среди прочего, нам рассказывают истории разных великих людей. В первую очередь, людей гуманистов, кто стал известен благодаря своей любви к людям. К людям вообще. И кто посвятил себя защите людей и помощи им.
На одном из последних семинаров нам рассказали историю Анри Дюнана. И эта история что-то во мне провернула. Придя домой, я кинулся к компу, чтобы нагуглить подробности жизни Анри. И чем больше я узнавал о жизни и смерти Анри, тем больше проворачивалось то, что провернулось, когда я узнал о нём впервые.
Я хочу рассказать немного о нём. Рассказать коротко, своим языком, так сказать, точнее - изложить свои мысли на виртуальных листах ЖЖ, не вдаваясь в особые дебри фактодологии (обилие точных дат, и тому подобное). Если кому-то из вас будет интересно узнать о жизни этого человека больше (а я на это искренне надеюсь!), то каждый из вас без труда найдёт немало статей, посвящённых этому выдающемуся человеку. Человеку с большой буквы.
Итак, 8 мая 1828 года, в Женеве (Швейцария), родился Анри Дюнан. Его отец входил в правящий совет города, а мать была сестрой известного физика. Мать воспитывала своего сына в духе сострадания к несчастным, обездоленным, униженным и угнетённым. А так же прививала ему любовь к наукам.
Как вы понимаете, Анри рос в очень обеспеченной семье, и мог себе многое позволить. Мог жить безбедно, и, что называется, припеваючи. Он даже имел предрасположенность к предпринимательству. Которым, в том числе, и занимался. Но в то же время он тратил много своего времени на посещение больных и умирающих. Старался им помочь и утешить. А так же ходил в тюрьму и читал арестантам исторические и научно-популярные книги.
В те года христианская церковь в Европе претерпевала различные трансформации. Анри вдохновился простыми и изящными идеями протестанцизма, решил ехать в Алжир, чтобы отрыть там своё дело, заняться земледелием и проповедовать идеи просвещения, сострадания и взаимопомощи. Но в Алжире, с его же слов, столкнулся с такой же бюрократией, как и во Франции. И чтобы решить вопрос с документацией, он решил поехать на аудиенцию к Наполеону III, тогдашнему главе Франции.
Надо понимать, что тогда войны шли практически постоянно. Одна война сменяла другую. И вот по дороге к Наполеону, он стал невольным очевидцем одного из самых кровопролитных боёв той войны. И увиденное его потрясло. Забыв о цели свой поездки, Дюнан пишет книгу «Воспоминания о Сольферино». В этой книге он очень честно и резко высказывает своё мнение о войне. Описывает ту её сторону, которую, как правило, пытаются замолчать. Анри проклинает войну более страстно, чем кто бы то ни был. Он говорит всему миру, как жестоко призывать солдат в армию, заставлять переносить их бессмысленные тяготы и лишения, идти в бой, порой жертвуя собой и презрев опасность, лишь для того, чтобы потом, когда пули с другой стороны выведут их из строя, оставить умирать как собак. Процитирую маленький отрывок из найденной мною статьи, который ОЧЕНЬ красноречиво показывает, что увидел Анри.
«Девять тысяч человек лежат на улицах, площадях и в церквях. По жёлобу для стока воды непрерывным потоком струится человеческая кровь. Зайдя в церковь, где очень много раненых, которые стонут от боли, не получая помощи, Дюнан начинает помогать солдатам. Приносит им воду, перевязывает раны, успокаивает их. Но вместе с состраданием в сердце Дюнана растёт другое чувство - негодование.
На устах всех этих раненых одни и те же горькие слова: «Мы честно сражались, а теперь нас бросили на произвол судьбы». Именно это и потрясает Дюнана больше всего. Эти люди брошены. Всего несколько повозок посланы на поле боя. Они могут забрать очень немногих раненых. С наступлением темноты на поле боя появляются мародёры и без стеснения срывают с несчастных одежду.
Оставшимся на поле боя раненым суждено умереть от истощения, холода и жажды. Тем, кому удалось добраться до города, повезло не больше. В Кастильоне на 9000 (девять тысяч) раненых - всего 6 (шесть) военных врачей! И это не какая-то случайность. К своему ужасу Дюнан узнаёт, что так бывает всегда. Причина этого чудовищного несоответствия в том, что санитарная служба армии столь малочисленна, что едва ли можно всерьёз говорить о её существовании. Солдаты, потерявшие способность сражаться, никому больше не нужны».
Всё это производит на Анри Дюнана неизгладимое впечатление, и он начинает думать, как же это можно изменить. Хорошо понимая, что на тот момент войны вообще тяжело остановить, он задумывается о том, как можно спасать этих несчастных солдат, которых бросают умирать на поле боя, порой всего лишь несильно раненых. Он формулирует гуманистические принципы, которые в дальнейшем войдут в принципы организации Красный Крест.
Он ходит со своими гуманистическими идеями по различным кабинетам и благотворительным обществам. В результате его настойчивости и последовательности, через несколько лет после тех событий, в Женеве сформировался комитет, состоящий из пяти человек, среди которых были банкиры и известные люди, и который стал рассматривать предложения Анри Дюнана. Чуть позже, в том же 1863 году, была созвана международная конференция, на которой был основан Красный Крест. В качестве эмблемы общества был выбран флаг Швейцарии, только поля и крест поменялись цветами.
Анри Дюнан всё таки пытался доделать своё предприятие в Алжире, но у него это не получилось. Он обанкротился и лишился практически всего. От него отвернулись его вчерашние друзья и соратники. В 1887 году он вернулся в Швейцарию, на вид совершенным стариком, хотя ему было всего 59. Он был болен и измучен. На очень маленькие деньги, которые ему присылают родные, он находит приют в местной богадельне в маленькой деревне. По современному - дом престарелых. Местный врач лечит его раны. А между тем его детище растёт и приносит реальную пользу людям.
Спустя всего тридцать лет после своего создания, Красный Крест стал известен во всём мире. На момент 1895 года, организация имеет свои представительства почти в 40 странах. Имеет свои больницы, школы и медперсонал. На тот момент Красный Крест принял участие в нескольких десятках военных конфликтов. Спасённые сотрудниками Красного Креста люди исчислялись сотнями тысяч! Слава об этой благородной и гуманистической организации шагала по всему миру. Её девиз был: Милосердие на поле брани (лат. Inter Arma Caritas)
Мир хотел знать, как себя чувствует создатель этой потрясающей организации. Но оказалось, что никто не знает, где Анри Дюнан находится. И на его поиски посылают журналиста. И журналист таки его находит. И каково же было удивление этого самого журналиста, когда он находит всемирно известного человека в бедной деревенской богадельне, в образе бородатого старца. Журналист не верит своим глазам, ведь насколько разительный контраст увидеть нищего старца, по сравнению с тем размахом, которого добилась созданная им организация. Но он всё таки разговорил Анри, и опубликовал интервью с ним.
И вот тогда весь мир узнаёт об ужасающем положении человека, который создал самую гуманистическую организацию в истории всего человечества. Ему на помощь бросается правительство Швейцарии и правительства целого ряда других европейских стран. За считанные дни к Дюнану возвращается былая известность. Но он остаётся равнодушен к славе, и закрывает двери перед многими именитыми гостями. С тем же пылом, с которым он продвигал идею Красного Креста, он начинает продвигать идею создания международного суда за разоружение и мир. А так же целый ряд других благородных и гуманистических идей, которые опередили своё время, но которые сегодня воплощаются в жизнь.
В 1896 году, мир торжественно отмечает 68-летие Анри Дюнана. Он получает много писем с благодарностями и поддержкой со всего мира. Огромное количество русских врачей присуждают ему Московскую премию за служение страждущему человечеству.
В 1901 году норвежский парламент присуждает Анри Дюнану первую Нобелевскую премию мира. Но Дюнан отвергает почести. Все деньги от этой премии он пускает на благотворительность. А так же выкупает ту койку, на которой нашел себе приют, с условием, что когда бы то ни было, и кому бы то ни было, эта койка будет предоставлена абсолютно бесплатно, если человек будет в этом нуждаться.
30 октября 1910 года, в год смерти Льва Николаевича Толстого, которого он очень уважал, умирает сам Анри Дюнан. Знаете, более трогательной реальной истории, я имею ввиду, в первую очередь, сам масштаб личности и масштаб детища этой личности, я ещё не слышал.
И у меня возник вполне закономерный вопрос: а не потому ли у нас много проблем и бед, что мы знаем тех, кто убивает людей миллионами, знаем тех, кто кидает людей миллионами, но плохо, или совсем не знаем людей, кто спасает других людей миллионами? Кто дарит жизнь миллионам! Кто помогает миллионам! Может быть мы не на тех ровняемся, и не о тех разговариваем и не тем поём оды?..
С тех пор 8 мая считается Международным Днём Красного Креста и Красного Полумесяца, в честь дня рождения своего основателя - Анри Дюнана.
Я поздравляю всех с этим замечательным, выдающимся и гуманистическим днём!
Мир нам всем, и дому нашему, планете Земля, общему.