Слово на праздник Преображения Господня

Aug 18, 2009 23:51

Хождение во Свете Небесного Отца - вот то несравненное счастье, которое утрачено падшим человечеством. В людских языках даже нет слов и понятий, способных выразить это блаженнейшее состояние. Те немногие избранники, которые в земной жизни удостаивались соприкосновения с Сиянием Отчим, не в силах рассказать другим о явившемся им чуде чудес. Это невыразимые, неописуемые, неизъяснимые радость и покой, сладость и благоухание, теплота и свет. Об этих райских дарах говорил Иисус Христос ученикам: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие» (Лк. 9, 27). Этого Небесного видения сподобились апостолы Петр, Иоанн и Иаков, когда Господь преобразился перед ними на горе Фавор.
«Хорошо нам здесь быть» (Мф. 17, 4), - воскликнул апостол Петр, осененный Фаворским Светом. Да, не просто хорошо - Божественно хорошо было ученикам Христовым, внезапно оказавшимся рядом с древними праведниками Илией и Моисеем в лучах Солнца Правды - Сына Божия. Желая как-то удержать неземное блаженство, апостол Петр сказал еще: «Господи! если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17, 4). Таково было представление его о высшей радости: свои праздники иудеи справляли в «кущах», шалашах из душистых зеленых ветвей, вдали от городской суеты, среди красот вольной природы. Но так, по-земному, представляя себе торжество Спасителя, апостол Петр «не знал, что говорит» (Лк. 9, 33).
В Евангелии от Луки повествование о Преображении Господнем следует непосредственно за словами Иисуса: «Сыну Человеческому должно много пострадать и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Лк. 9, 22). Через несколько дней после такого грозного предвещания Спаситель просиял перед тремя апостолами Небесным Светом. Фавор и Голгофа, Божественная Слава и жестокая, унизительная смерть на кресте - эти явления единым узлом связывались в подвиге Христа Искупителя.
На Фаворе было еще не время строить праздничные шалаши, торжествовать и блаженствовать. Не к разнеженности и расслабленности звал Господь избранников, просвещая их Фаворским Светом. Являясь перед учениками во Славе, даруя им опытное знание о Небесном Царствии, Божественный Учитель призывал апостолов на путь великих трудов и скорбей, ибо только так могли они достигнуть блаженной вечности: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Лк. 9, 23).
Голгофа и Крест, Искупительная Жертва Христова ради спасения падшего человечества - вот о чем беседовал Сын Божий с появившимися на Фаворе древними пророками Илией и Моисеем. «Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9, 31). Вспышкой Пречистого Света во мраке вселенского зла просиял Богочеловек, знаменуя решимость добровольно принять страдания и казнь, утверждаясь в послушании Отчей Жертвенной Любви к людям. И вот тогда на Фаворе грянул голос Бога Отца, вещающий о Христе Искупителе: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17, 5).
Глас Господень вывел апостолов из бездумного радования. «Услышавши, ученики пали на лица свои и очень испугались» (Мф. 17, 6). Спаситель показал им Славу Свою, чтобы и они, в послушании Сыну Божию, «отложили прежний образ ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» (Еф. 4, 22), и достигли собственного преображения.
Название «Фавор» означает обитель чистоты. Эта святая гора покрыта тенистыми рощами и цветущими лугами, но вершина ее высока, и восхождение на нее трудно. Таков образ пути к преображению каждого христианина. Вот так же упорно и настойчиво должны мы взбираться по крутой тропе в Горняя, поднимаясь над низменными своими пристрастиями, приучаясь дышать разреженным, но чистейшим воздухом вершин, - чтобы удостоиться причастности к Отчему Сиянию.

Митрополит
Владимир (Иким)

Преображение, двунадесятые пр.

Previous post Next post
Up