Было именно так,- только через 40 лет, при М.С.Горбачёве начали обсуждать реально- Что было в 1917 г

May 10, 2023 08:17

Что так тщательно скрывал маршал авиации Новиков, которого на пике славы отправили по приказу Сталина в лагеря

Вчера

4,3K прочитали

Перед нападением фашистов на СССР

советский народ свято верил в победу и на то имелись веские основания.

По количеству танков, артиллерии и самолетов РККА намного превосходила вермахт. Возьмем к примеру авиацию. У Германии и её сателлитов насчитывалось 7.8 тыс. боевых самолетов (6.85 тыс. + 950), из них 4.8 тыс. на границе с СССР. У Красной армии число боевых самолетов составляло 17.5 тыс., из них 9.3 тыс. на западной границе.



Самый распространенный немецкий истребитель ВМВ Messerschmitt Bf.109.

К сожалению, уже через пару недель истребители и бомбардировщики люфтваффе полностью доминировали в воздухе. При этом потери ВВС РККА за весь 1941 год на земле составили 1.9 тыс. самолетов. То есть дело было не в неожиданном ударе и не в боевых потерях (последние были сопоставимы с немецкими), а в чем-то другом. Об истинной причине катастрофы еще 9 апреля 1941 г. сказал на совещании у Сталина генерал авиации Павел Рычагов:

"Аварийность и будет большая, потому что вы заставляете нас летать на гробах".

Константин Симонов, "Глазами человека моего поколения. Размышления о Сталине".



За честные, но обидные слова Рычагова поставили к стенке в октябре 1941 г. И еще немного статистики: общие потери боевой авиации РККА в ВОВ - 88.2 тыс. единиц. Из них в боях было потеряно 43.2 тыс., а 45 тыс. - это небоевые потери по причине низкой квалификации летчиков и аварии из-за недостатков конструкции и брака.



П. В. Рычагов в окружении лётного состава

К слову, Сталин уделял авиации особое внимание, но порой самолеты просто разваливались на ходу. Брак в огромном количестве продолжал поступать с заводов в войска также из-за преступной халатности высших должностных лиц. Именно за это на пике славы в 1946 г. посадили дважды Героя СССР маршала Новикова и его дружков, которые чудом избежали ВМН.

Виноват ли Василий Сталин?

После того как Иосифа Виссарионовича не стало, пошел гулять миф, что маршала Новикова - командующего ВВС РККА с 1942 по 1946 год, осудили незаконно. Якобы Сталин мстил ему за сына. Мол, главком не хотел присваивать звание генерала любимому чаду вождя. Вот только Василию звание генерала собирались присвоить еще во время войны, в том числе по представлению самого главкома. Однако Иосиф Виссарионович лично вычеркивал из списков фамилию сына. К тому же "отец народов" мог обойтись и без подписи маршала. Что он и сделал, отдав распоряжение провести Указ общим списком.

Но все же Василий сыграл немалую роль в том, что главкома ВВС посадили. После войны он командовал дивизией в Германии. И, когда начали массово происходить аварии с самолетами Як-9у и гибнуть его боевые товарищи, он немедленно сообщил об этом отцу. Стоит сказать, что Сталину о данных фактах сигналы поступали и раньше. Поэтому он поручил начальнику СМЕРШ Виктору Абакумову расследовать, в чем заключались причины аварий и колоссальной потери людей.



Василий Сталин за штурвалом.

Авиационное дело.

Руководитель СМЕРШ хорошо знал свое дело. Вина Новикова, наркома Шахурина и других была быстро установлена, а в феврале 1946 г. Абакумов попросил у верховного санкцию на арест. В доказательство на стол "отца народов" легла записка:

"С ноября 1942 по февраль 1946 года произошло более 45 тысяч невылетов самолетов на боевое задание, 756 аварий и 305 катастроф по причине неполадок матчасти".

Арсен Мартиросян. "На пути к победе".

Сначала Сталин не поверил в подобные "сказки" и приказал Абакумову найти более веские доказательства. Это было сделано в кратчайший срок, плюс параллельно была создана специальная комиссия. Оказалось, что истребитель Як-9у с двигателем ВК-107А не мог набрать указанной в техпаспорте скорости. Через 10-20 часов эксплуатации он начинал сильно дымить и перегреваться. Быстро выходили из строя свечи и радиаторы. Через 15-25 часов начинали заедать дроссельные заслонки, прогорали блоки цилиндров и т. д. - список на полстраницы.



Офицеры Ставки ВГК. Крайний слева - А. А. Новиков.

Было установлено, что при максимальных нагрузках у машин этой модели и Як-3 отваливались крылья. При этом нарком авиапрома Шахурин в 1944 г. доложил правительству, что самолет к производству готов, хоть и не прошел госиспытаний?! В то время военпреды забраковали более 100 самолетов из первой партии, но маршал Новиков приказал продолжить производство "сырых" Як-9у. В результате в войска поступил 3 921 истребитель, из которых у 2 267 сразу обнаружили брак и поставили на прикол. На остальных машинах продолжали летать, что повлекло за собой многочисленные аварии и гибель сотен пилотов.

В итоге большую часть Як-9У списали и они пошли на разборку. Стоимость одного такого истребителя с двигателем составляла около 210 тыс. рублей. То есть потери государства превысили 840 млн. рублей и это в самые трудные для страны годы. Новиков в свое оправдание утверждал, что порочная система существовала ещё до него, а на дефекты он не обращал внимания из-за нехватки на фронте самолетов. При этом он заявил, что не инженер, поэтому не осознавал, какой вред наносит авиации Союза. На суде нарком Шахурин также признал свою вину и оправдываться не стал, но Сталин пожалел бракоделов. Ведь к тому времени страна уже выиграла войну, а каждый из них внес огромный вклад в победу.

Ближе к концу войны наши самолеты полностью доминировали в небе Европы, а Ла-7, вместе с Аэрокоброй, стал лучшим истребителем ВОВ. Однако полностью простить 5 тыс. бракованных самолетов Сталин не мог. Поэтому, несмотря на старые заслуги, 11 мая 1946 г. Новиков получил срок 5 лет и даже отсидел на год больше. Соответственно Шахурин получил 7 лет, Репин - 6, Шиманов - 4, Селезнев - 3, а Будников и Григорян по 2 года.



Слева направо: Командующий ВВС А. А. Новиков, нарком авиапрома А. И. Шахурин и авиаконструктор А. С. Яковлев.

Перерождение элиты.

После того как "отца народов" не стало, к власти пришел Хрущев, а всех осужденных по "авиационному делу" реабилитировали. Им вернули звания и ордена и пристроили на высокие должности. Вот только Шиманов и Шахурин, в отличие от главного виновника событий, позже не скрывали свою вину. Вместо того чтобы доложить выше об отвратительном качестве мотора ВК-107А, Новиков начал преследовать тех, кто сигнализировал о беде. В частности от него пострадал полковник Кац. К сожалению, уже при Сталине вовсю шло перерождение элиты, и он как мог боролся с этим явлением. Однако его борьба изначально была обречена на провал.

В статье использованы материалы из книги историка Арсена Мартиросяна "На пути к победе". Также я рекомендую произведение А. Мартиросяна, "Маршал Баграмян. Жизнь. Служба. Любовь". Сильная вещь!



Что сделал Сталин с дерзким генералом, который написал ему правду о том, кто виноват в Харьковском разгроме РККА

Хронопортация10 апреля

Понравилась статья? Не стесняйтесь ставить лайк и делиться своим мнением в комментариях. Не забывайте, что эти простые действия влияют на развитие канала. Спасибо за внимание и всего доброго.

Previous post Next post
Up