Так получилось, что в этом году мне несколько раз приходилось участвовать в научных диспутах на тему, как изменилась фольклористика за последнее время. Поводом для подобных рефлексий стал 20-летний юбилей Центра, где я работаю: в мае на нашей конференции был невероятно интересный круглый стол, где разбирали классическую статью Б.Н. Путилова "Русская фольклористика у врат свободы" (1991), где автор объяснял, как должна развиваться эта наука, освободившаяся от пут тоталитарной идеологии. На круглом столе мы обсуждали, что же в итоге из этого получилось на самом деле.
А на прошлой неделе у нас были заключительные торжества, где тоже активно подводили промежуточные итоги развития постсоветской фольклористики. Я там выступал с докладом про то, как надо и как не надо заниматься современным фольклором, тоже подводил итоги и, так сказать, обозначал перспективы. И самое удивительное, что в процессе подготовки доклада я вдруг понял одну важную вещь - отечественная фольклористика 1990-х сейчас окончательно стала историей. Раньше казалось, что как некоторую эпоху прошлого можно анализировать лишь позднесоветскую фольклористику 1980-х, а вся постсоветская фольклористика более-менее гомогенна. Теперь так не кажется. Стало понятно, что у фольклористики 1990-х проявилось свое лицо, свои герои и антигерои, свои культовые работы, свои знаковые события. Это уже история. И это можно анализировать.
И если выбирать один из знаковых символов фольклористики 1990-х, то пусть это будет красная "эротическая" серия издательства "Ладомир". Вообще эта серия имеет название "Русская потаенная литература", проект стартовал в 1992 году выпуском сборника сочинений Баркова. Идея была в том, чтобы делать качественные научные издания (с обстоятельные комментариями, вступительными статьями и т.п.) всякой культурно значимой "похабщины", на которую после отмены цензурных запретов был повышенный спрос. Так получилось, что значительную часть изданий серии составляли всякие фольклористические работы. Началось это со сборника "Русский эротический фольклор" (1995), потом вышли "заветные сказки" Ончукова (1996) и Афанасьева (1998), в том же 1998 году вышла великая книга "Русский школьный фольклор", в 1999 году были "Эротические частушки", а в 2000-е годы серия начала "сдуваться". То есть книги выходили хорошие (монография Г. Кабаковой про антропологию женского тела, сборник про фальсификации "Рукописи, которых не было", революционная книга С. Борисова про мир русского девичества и т.п.), но прежнего оглушительного успеха не было, эротика уже не вызывала ажиотаж. В 2006 году издатели вернулись к традиционной эротике и выпустили "Белорусский эротический фольклор", но он вообще уже никому не оказался нужен. Сначала книгу продавали по 500 рублей, сейчас тщетно пытаются распродать тираж хотя бы по 150. Сейчас, как кажется, этот проект уже совсем загибается...
Ну а своеобразной лебединой песней 1990-х стал один из самых редких сборников серии, который называется "Эрос и порнография в русской культуре" (1999), где опубликована удивительная статья петрозаводского этнографа К.К. Логинова под шокирующим названием "Элементы "порно" в народной культуре русских Карелии". Сборник этот действительно почти невозможно достать (кажется, там был очень маленький тираж), а вот статья уже довольно давно
доступна в Интернете. Она действительно совершенно невероятная, но очень показательная для 1990-х: там и раскрытие запретных тем, и отсылка к собственному опыту включенного наблюдения (что в контексте проблематики особенно пикантно), и своеобразный локальный патриотизм, и смелые обобщения с категорическими выводами... Словом, всем смелым пытливым людям с устойчивостью к ненормативной лексике и физиологическим подробностям рекомендуется. Это действительно памятник эпохи.
"...Лесбийские формы секса в среде коренного населения Карелии практически отсутствуют. От девушек, побывавших в местах лишения свободы в несовершеннолетнем возрасте, мне известно, что даже там, в лагерях, эти формы сексуального общения - редкое явление. Сексуальные пары в лагерях для несовершеннолетних стойкие, не распадаются, пока не истечет срок лишения свободы. Отношение к ним со стороны других девушек резко отрицательное. Однако их не трогают, не избивают до тех пор, пока не застанут за занятием любовью, сопровождаемым введением пальцев в половой орган друг дружки. Если застанут - бьют сообща до потери сознания. Другое дело лагеря, где содержат взрослых женщин. Там лесбийские формы секса - такая же распространенная норма, как и самоудовлетворение при помощи электрических лампочек и других предметов. Мои земляки, служившие в охране женских лагерей, с изумлением сообщали, что лампочки там исчезали даже с высоты 4-5 метров, тогда как ни лестниц, ни других предметов, чтобы добраться до них, женщины под рукой не имели...."