Дорогие френды, с которыми мы вместе собирались пойти на премьеру фильма "Темный мир" про фольклорную экспедицию на Русский Север! Простите, но я не утерпел и сходил без вас. И теперь нахожусь под огромным впечатлением. Это конечно же невероятный разухабистый трэш, но уморительно смешной и бодрый. Я давно не получал столько позитивных эмоций во время просмотра кино. Думаю, что все, кто когда-нибудь ездил в фольклорные студенческие экспедиции, тоже очень-очень порадуются, чего не скажешь про обычных зрителей (в блогах большая часть
отзывов сильно ругательная). Сегодня в выходной день в нашем районном кинотеатре на фильм пришло 5 человек, так что рекордных кассовых сборов ему явно не видать. Боюсь, что это лишает нас шансов на то, что продюсеры снимут продолжение или вообще захотят в ближайшее время какие-то фильмы снимать про фольклор и фольклористов. Так что... не пропустите!
По катом я пишу некоторые соображения, которые у меня возникли во время просмотра, но там содержатся отдельные спойлеры, так что тем, кто кино еще не смотрел, но планирует это сделать, лучше туда не заходить, чтобы не потерять удовольствие при просмотре этого замечательного бесстыдства.
НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ И НАБЛЮДЕНИЯ ПО ПОВОДУ ФИЛЬМА
Ну, конечно же все ждут, что я сейчас начну с видом знатока клеймить фильм за недостоверность изображения быта фольклорных экспедиций. Ну да, некоторые претензии тут предъявить можно. Больше всего конечно изумляет состав экспедиции: мальчиков и девочек там примерно поровну. Да уж, видно, что создатели фильма никогда не учились на филфаке. Некоторое удивление вызывает тот факт, что студенческая экспедиция едет в купейном вагоне, впрочем, когда в конце фильма выясняется, кто именно спонсирует все фольклористические исследования в нашей стране, все вопросы автоматически снимаются.
В ролике меня немножко раздражал профессор-фольклорист, который казался как-то слишком советским и убогим. Но оказалось, что нет, свой парень в доску. Он едет в экспедицию в отдельном купе и там бухает, во всяком случае покурить в тамбур он заявляется с початой бутылочкой пивка. Очень милая сцена, как он с главной героиней обсуждает, существуют ли потусторонние силы. На словах выходит, что он позитивист и в магию не верит. Но хитрые глаза говорят об обратном. Даже обидно, что такой занятный персонаж погибает в фильме одним из первых.
Кстати, студенты в купе тоже бухают, только самый противный мальчик-мажор, у которого папа из правительства, пьет энергетик. А еще они довольно потешно обсуждают, как демонологические персонажи отнесутся к тому, что студенты приедут записывать про них фольклор. Должен сказать, что это как раз реалистичный момент, на моей памяти несколько раз в экспедициях такие разговоры велись.
Особый восторг у меня вызвала дискуссия про семантику Бабы Яги в народной культуре. Там они прямо в купе под пиво этот вопрос обсуждают,но всех убирает очкастый мальчик-ботаник, который с верхней полки объясняет недотепам, что Баба Яга родом из Сибири, а на Русском Севере не водится, что на самом деле она - живой покойник, избушка - это ее гроб, а путников она кормит пищей мертвых и съедает тех, кто отказывается. Сначала я заподозрил, что любознательный мальчик (ну, и авторы сценария) начитался довольно-таки скандальной книжки А.Н. Малаховской "Наследние Бабы Яги", но, как выяснилось после беглых разысканий, источником знаний о Бабе Яге для него стала статья А.Л. Барковой (
alwdis )
"Верования древних славян", написанная для детской энциклопедии "Религии мира", либо (что более вероятно, какой-то из пересказов этой статьи (например, в
эссе Михаила Ситникова "Невинно умученная Яга").
Экспедиция в фильме проходит в Карелии, причем студентов интересует не русское, а финно-угорское население (в конце фильма героиня даже делает на научном семинаре в МГУ доклад про "лапландские заговоры", что бы это не значило). Смешной профессор прямо в раздолбанном автобусе, на котором экспедицию везут от железной дороги, пытается сообразить, куда именно они поедут записывать фольклор, причем, когда водитель ему объясняет, что в деревне, куда они едут, уже никто не живет, профессор все равно решает топать туда по бездорожью с рюкзаками 7 километров всем составом. Вот это действительно тупо. Где они там найдут информантов?!
Одного информанта в глухой избушке им всё-таки удается найти. Но искомая "бабушка" оказывается так похожа на карельскую "бабу Ягу", что в итоге половина экспедиции, включая руководителя, при встрече с ней падает в обморок. Опрос единственного информанта тоже выглядит очень комично. Судя по всему, и студенты с профессором, и носительница фольклорной традиции (и создатели фильма) путают заговоры и гадания. Бабушка спрашивает, про какие гадания ей надо будет рассказывать под запись, а главная героиня требует, чтобы было "про любовный приворот". Вообще надо сказать, что именно бабушка-колдунья в фильме хуже всего получилась. Единственный занятный момент - она очень похожа на одну (уже покойную) российскую фольклористку, впрочем, это едва ли было сделано специально.
Вообще должен сказать, что одной из навязчивых идей фильма становится мысль о том, как плохо быть филологом и фольклористом. По мере того, как экспедиция становится совсем уж неприятным мероприятием (например, начинается системный расстрел собирателей), несчастные студенты то и дело бормочут про то, что зря они во все это дело ввязались ("Эх, надо было поступать на мехмат!" или "Если выживу, обязательно отчислюсь из универа. Хватит с меня этих заговоров!"). В действительности же есть вероятность, что этот фильм сделает фольклорным экспедициям хорошую рекламу среди студентов-первокурсников. Если верить фильму, то во-первых, в экспедиции очень красиво (карельская природа снята на пять с плюсом), во-вторых, там довольно интересно (информанты приколдовывают, повсюду магия и т.п.), в-третьих, там можно крутить любовные романы (эротическая ночная сцена на скале у водопада заслуживает особого упоминания).
Так что... будем с интересом ждать летних экспедиций. Нам не дано предугадать, чем фильм-блокбастер отзовется. Подождем - увидим!