«Событие сие отпраздновано было в нашем городе с небывалою для Казани торжественностию...»
Игорь Алексеев,
Русская народная линия 19.06.2019
Празднование в 1879 г. трёхсотлетия обретения чудотворной Казанской иконы Божией Матери …
21 (по старому стилю - 8) июля 2019 г. будет отмечаться 440-летие со дня явления (обретения) во граде Казани чудотворного образа Пресвятой Богородицы, именуемого «Казанским», к чему в Татарстанской митрополии Русской Православной Церкви и Казанско-Вятской епархии Русской Православной старообрядческой Церкви предполагается приурочить юбилейные церковные торжества. В данной связи уместно будет вспомнить, как в Казанской епархии праздновалось 300-летие этого знаменательного события.
«И вняли все ея глаголам, что в недрах Лик земных сокрыт, спешит Архиерей с собором найти бесценный Маргарит...»
Несмотря на то, что Казанская икона Божией Матери являлась (и остаётся по сей день) одной из наиболее высокочтимых в русском православии святынь, празднование юбилея её явления (обретения) носило исключительно внутриепархиальный характер и, к сожалению, не привлекло к себе внимания столичного священноначалия и светских властей. Инициатором проведения этого торжества выступил архиепископ Казанский и Свияжский Антоний (Я./И./Г. Амфитеатров) (1815 - 1879), [22, с. 402] занимавший местную кафедру с 1866 по 1879 гг. и особо заботившийся о развитии миссионерской деятельности.
В № 3 от 1 февраля 1879 г. «Известий по Казанской Епархии» было опубликовано распоряжение епархиального начальства «О предполагаемом праздновании трёхсотлетнего юбилея, от обретения в г. Казани чудотворной иконы Божией Матери, именуемой казанскою».
«Икона сия, - указывалось в нём, в частности, - хранимая и чтимая с подобающим ей благоговением в здешней женской обители и ознаменовавшая себя бесчисленными проявлениями чрез неё чудодейственной силы и неисчерпаемой милости Пресвятой Девы Богоматери ко всему роду христианскому и ко всем православным христианам, благоговейно чтущим Её и прибегающим к Ней с усердными молитвами, не только составляет драгоценнейшую святыню в нашем граде и в здешней стране, но и в целом русском царстве повсюду чтится преимущественно, как известно, пред всеми многочисленными иконами Богоматери, так что в редком городе нет списков с сей св[ятой] иконы, особенно чтимых и ознаменованных даже чудотворениями, а также в весьма многих обителях и даже селениях есть таковые иконы, равно и Божиих храмов с празднованием Божией Матери и иконы Её, именуемой казанскою, находится бесчисленное множество на Руси православной». [23, с. 64]
К 300-летнему юбилею явления (обретения) Казанской иконы Божией Матери известный миссионер, духовный писатель и учёный, заведующий кафедрой древнееврейского языка и библейской археологии Казанской духовной академии (КДА) священник Е.А. Малов (1835 - 1918) подготовил и издал в типографии Императорского Казанского университета книгу «Казанский Богородицкий девичь монастырь. История и современное его состояние», печатание которой было дозволено Казанским Комитетом духовной цензуры 26 июня 1879 г. (цензор - профессор КДА В.В. Миротворцев). [13, с. (2)]
«Известия по Казанской Епархии» охарактеризовали его в качестве «весьма обстоятельного исторического описания», [22, с. 405] что на тот момент вполне соответствовало истине. Данное издание, по большей части, представляло собой компиляцию доступных Е.А. Малову источников и исследований, объединённых с собранными им сведениями о текущем состоянии монастыря.
Среди авторов, книги и статьи которых использовал Е.А. Малов, были: архимандрит Амвросий (А.А. Орнатский) (1778 - 1827/1828), врач, историк и литератор Н.К. Баженов (1804 - 1848), филолог и историк О.П. Бодянский (1808 - 1877), протоиерей Г.С. Дебольский, церковный историк, профессор КДА П.В. Знаменский (1836 - 1917), церковный историк и писатель, профессор К.И. Невоструев (1816 - 1872), архимандрит Казанского Спасо-Преображенского монастыря Платон (П.И. Любарский) (1738 - 1811) (впоследствии - епископ Тамбовский и Пензенский, архиепископ Астраханский и Кавказский, архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический), поэт и литератор, автор «Истории Пугачёвского бунта» А.С. Пушкин (1799 - 1837), казанский историк-краевед и педагог М.С. Рыбушкин (1792 - 1849), профессор Императорского Казанского университета С.М. Шпилевский (1833 - 1907) и др.
Особую ценность при этом представляют приведённые Е.А. Маловым подробные (местами - практически «инвентарные») описания монастырских храмов и прочих построек, образов, иконостасов, крестов, священных книг, церковной утвари, надгробных памятников и т.д., информация о настоятельницах, духовенстве, монастырских учреждениях (в частности, о «рукодельной школе»), хозяйстве и штатах, крестных ходах, посещении обители Высочайшими особами и пр.
Помимо описания истории и «современного состояния» Казанского Богородицкого женского монастыря, Е.А. Маловым был включён в книгу текст под названием «Сказание о явлении чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани», который представляет собой «интегрированную версию» нескольких его редакций, подготовленную и опубликованную в «Известиях по Казанской Епархии» [30, с. (449) - 465] двумя годами ранее «А.И.» - предположительно архимандритом Иннокентием (И.М. Новгородовым) (1823 - 1868) - ректором КДА, являвшимся в 1867 - 1868 гг. редактором означенного журнала [2, с. 54]. При этом Е.А. Малов отредактировал и дополнил комментарии «А.И.», а также выделил в особый подраздел «Чудеса от чудотворной казанской иконы Божией Матери, записанные после сказания митрополита Гермогена», дополнив их двумя свидетельствами 1875 - 1876 гг., сведения о которых были получены от настоятельницы Казанского Богородицкого женского монастыря игумении Анфии (Тюлькиной) [13, с. XVI - XIX].
Помимо прочего, весьма примечательной представляется воспроизведённая в книге резолюция архиепископа Казанского и Свияжского Антония (Я./И./Г. Амфитеатрова) от 23 мая 1876 г., последовавшая на обращение игумении Анфии (Тюлькиной), в котором она сообщала ему об одном из свидетельств об исцелении по молитвам пред Казанской иконой Божией Матери, присовокупляя к этому следующую просьбу: «Так как о подобных чудотворных проявлениях, которых бывает немало, в нашей обители не записывается, то, донося об этом событии Вашему Высокопреосвященству, осмеливаюсь покорнейше просить Вас, милостивый архипастырь, дозволить во вверенном мне монастыре завести шнуровую книгу и вписывать в оную на память особенно замечательные события в монастырской и церковной жизни». [13, с. XIX]
На это правящий архиерей ответил, что «благословляется и даже вменяется в обязанность монастырю завести книгу, в которую тщательно вписывать все совершаемые в обители через чудотворную икону Богоматери явные знамения силы Божией; в записи точно обозначать имя, знание и место жительства лиц, по возможности брать при сём и от них рукоприкладство, а также и от бывших при совершении знамений свидетелей из сестёр обители». [13, с. XIX]
Кроме того, игумения Анфия (Тюлькина) оказала содействие в составлении книги «Казанский Богородицкий девичь монастырь. История и современное его состояние» тем, что, по словам Е.А. Малова, «при окончании печатания настоящей истории [...] доставила нам письма и копию с Высочайших указов, адресованные игумении Назарете, которые мы теперь и помещаем, как знаки особенного внимания Высочайших Особ к святой обители». [13, с. (127)]
В ней была также опубликована канта (кант), составленная архиепископом Казанским Филаретом (Ф.Г. Амфитеатровым) (1779 - 1857/1858) - родным дядей будущего архиепископа Антония (Я./И./Г. Амфитеатрова). «Эта канта, - объяснял Е.А. Малов, - составлена Высокопреосвященнейшим Филаретом, Архиепископом Казанским. Монахини с любовию пели и до сих пор поют ещё эту канту, положенную впоследствии на ноты регентом хора преосвященнейшего Антония О[тцом] протоиереем П.Д. Миловидовым». [13, с. 141] Канта гласила:
«Когда благоволи в Казани
Явитися Мать Царя Христа,
В сиянье огненном и в пламе
Девице знать во сне дала,
Восстав Девица возвещала
Архиереям и властям
И с трепетом им всем вещала,
Что видит чудо чудесам.
И вняли все ея глаголам,
Что в недрах Лик земных сокрыт,
Спешит Архиерей с собором
Найти бесценный Маргарит.
О коль великое виденье!
Открыто Богом, всяк внемли!
Непостижимо разуменью,
Царицы образ скрыт в земли.
Тогда преславная Россия
Блаженна быти начала,
Что с самой высоты святыя
Целебным даром снабжена.
Текут врачебные потоки
От сей Иконы пресвятой;
И многие, пролив слёз токи,
Прияли от Нея покой.
Усердно день сей совершаем
Мы память праздника сего,
Нелестным сердцем почитаем
И воспеваем так Её:
"Заступница усердна верных,
И мати Вышняго Царя!
Болезни душ нелицемерных
Без мзды целиши завсегда;
Всем буди, молим, христианом
Помощница и щит сирот,
И, прекращая путь печальным,
Храни нас, Дево, в род и родˮ». [13, с. 141]
В книге также были размещены два фотоснимка: «Казанский Богородицкий девичь монастырь» и Казанской иконы Божией Матери (с подписями: «Мера и подобие, с явленной иконы Казанския Божия Матери, находящейся в Казанском девичьем, Богородицком монастыре; в Казани с 1579-го - Июля 8-го» / «Рисовал Терентий Гагаев в Казани»).
В настоящее время оригинальное издание книги «Казанский Богородицкий девичь монастырь. История и современное его состояние» является библиографической редкостью. Весьма интересным при этом представляется экземпляр, находившейся ранее в фонде КДА, а ныне хранящийся в Отделе рукописей и редких книг (ОРРК) Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета, который был подарен Е.А. Маловым выдающемуся русскому миссионеру, педагогу, учёному-востоковеду Н.И. Ильминскому (1822 - 1891/1892) с собственноручной надписью: «Многоуважаемому Николаю Ивановичу Ильминскому от автора. 25 июля 1879».
На волне проснувшегося в 1990-х - начале 2000-х гг. интереса к истории Казанского Богородицкого женского монастыря и Казанской иконе Божией Матери появились «самиздатовские» репринтные воспроизведения книги «Казанский Богородицкий девичь монастырь. История и современное его состояние».
Наконец, в 2012 г. в г. Казани - в «Издательстве Сергея Бузукина» - она была переиздана в репринтном исполнении под одной обложкой с репринтным воспроизведением впервые опубликованных в 1904 г. в журнале КДА «Православный Собеседник» материалов судебного процесса по делу о похищении чудотворной Казанской иконы Божией Матери, по благословению игумена Казанского Богородицкого мужского монастыря Питирима (М.А. Рыбанина). [14, с. (4), 141, XIX с.] Как указывается на сайте «Издательства Сергея Бузукина», издание было приурочено к другому «круглому» юбилею, связанному с чудотворным образом, - «к 400-летию прославления Казанской иконы Божией Матери при избавлении Москвы и России от поляков в 1612 году». [12]
«Торжественное празднование ... совершилось так, как только мог пожелать истинный христианин»
1 июля 1879 г. в «Известиях по Казанской Епархии» [33, с. 355 - 356], а 7 июля - и в главной местной газете - «Казанских губернских ведомостях» [10, с. 264], был опубликован «Церемониал празднования имеющего исполниться 8 июля сего 1879 года трёхсотлетия от обретения в городе Казани чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Казанской», состоявший из пяти разделов.
При этом, помимо всего прочего, обращало на себя внимание заявленное участие в торжественном крестном ходе из расположенного в Кремле («Крепости») Благовещенского кафедрального собора в Казанский Богородицкий женский монастырь вместе с общечтимыми иконами (списками икон) и известными местночтимыми образами - «Божией Матери - Смоленской, Тихвинской, Грузинской, Владимирской, Печерской из Успенского собора и Покрова Пресвятыя Богородицы, также Казанских Святителей, Кизических мучеников» - иконы святого мученика Авраамия Болгарского [33, с. 355], почитание которого было возобновлено в Казанской епархии только в первой половине 1870-х гг. - на волне массовых «отпадений» в ислам кряшен («крещёных татар») и чувашей [3, с. 36 - 52].
Основная заслуга в установлении почитания здесь мученика Авраамия Болгарского также принадлежала архиепископу Казанскому и Свияжскому Антонию (Я./И./Г. Амфитеатрову) - племяннику вышеупомянутого архиепископа Казанского и Свияжского (впоследствии - архиепископа Ярославского и Ростовского, затем - митрополита Киевского и Галицкого) Филарета (Ф.Г. Амфитеатрова). Развивалось же оно, главным образом, стараниями священника Е.А. Малова.
В 1873 г. в Благовещенском кафедральном соборе была помещена икона святого мученика Авраамия Болгарского с частицей его мощей, присланная «по усиленной просьбе» казанского архиерея архиепископом Владимирским и Суздальским Антонием (А.И. Павлинским), вместе со «службою св[ятому] Авраамию Болгарскому, которая совершается во Владимире». Одновременно с этим архиепископ Казанский и Свияжский Антоний (Я./И./Г. Амфитеатров) вменил в обязанность Казанской духовной консистории предписать Благовещенскому кафедральному собору принять ряд мер к обеспечению должного почитания святого и его иконы, в том числе, чтобы таковая «употребляема была в обычных крестных ходах из кафедрального собора, в определённые дни, вместе с иконами - казанской божией матери и святителей казанских - Гурия, Варсонофия и Германа». [6, с. 690]
В 1878 г. в г. Казани - по поручению архиепископа Казанского и Свияжского Антония (Я./И./Г. Амфитеатрова) - был составлен и издан перевод краткого «Жития св[ятого] Авраамия, мученика Булгарского» на «крещёно-татарский», а в юбилейном 1879 г. - на чувашский язык (для ознакомления, по словам Е.А.Малова, «крещёных и некрещёных чуваш и татар с жизнию и мученическою кончиною Аврамия Болгарского»).
Благодаря этому, а также другим немаловажным обстоятельствам, празднование 300-летия обретения чудотворной Казанской иконы Божией Матери обрело актуальное миссионерское звучание.
4 июля 1879 г. - в «Казанских губернских ведомостях» было помещено извещение, в котором сообщалось, что: «Казанское Епархиальное Начальство, по поводу имеющего исполниться 8-го июля сего 1879 года трёхсотлетия со времени явления в г. Казани чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Казанской, предположив ознаменовать этот праздник особенно-торжественным Богослужением в Казанском первоклассном женском Богородицком монастыре, а также крестным ходом со св[ятыми] иконами и хоругвями из градских церквей вокруг означенного монастыря и молебствием с акафистом Богоматери, - долгом поставляет известить об этом благочестивых православных жителей г. Казани и вместе с тем пригласить их принять в означенном торжестве своё живое участие». [9, с. 259]
Для участия в торжественном богослужении в г. Казань заблаговременно прибыли епископ Уфимский и Мензелинский Никанор (А.И. Бровкович) (1826 - 1890), являвшийся в 1869 - 1871 гг. ректором КДА, и епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии Варсонофий (Я.П. Охотин) (1830 - 1895), бывший в 1864 - 1876 гг. ректором Казанской духовной семинарии (КазДС). Помимо названных, в них принял участие епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии Павел (И.Е. Вильчинский) (1829 - 1908). Возглавил церковные торжества архиепископ Казанский и Свияжский Антоний (Я./И./Г. Амфитеатров) (1815 - 1879).
Необходимо отметить при этом, что правящий архиерей был тогда уже тяжело болен, но нашёл в себе силы совершить богослужение. «Продолжительная и тяжкая болезнь, - отмечалось впоследствии в "некрологическом сообщенииˮ, - не уступавшая искусству лучших казанских врачей, побудила покойного ходатайствовать пред Святейшим Синодом об отпуске, для поправления расстроенного здоровья, на два месяца. Покойный намеревался, кажется, ехать на лето на Кавказ или в Крым. Испрашиваемый отпуск был с Высочайшего соизволения разрешён ему Святейшим Синодом в мае месяце, но преосвященный не счёл нужным воспользоваться им, так как в это время, начавши пить кумыс и принимать сосновые ванны, он стал чувствовать себя значительно лучше и надеялся, что проживание летом в загородном доме, в соединении с названным лечением, ещё более укрепит его здоровье. Не хотелось ему, кажется, воспользоваться отпуском и потому ещё, что 8-го июля готовилось в Казани особенное церковное празднество по случаю трёхсотлетия со дня обретения чудотворной и благоговейно чтимой не только в Казани, но и по всей Руси, иконы Божией Матери, именуемой казанскою. - В этот день, преосвященный, хотя ещё и весьма слабый от болезни, сам совершил в казанском монастыре вместе с прибывшими к празднеству преосвященными уфимским Никанором, старорусским - Варсонофием и своим викарием - преосвященным Павлом божественную литургию и после оной на монастырской ограде водосвятное молебствие». [20, с. 622]
По тем временам для г. Казани одновременное участие в богослужении нескольких известных архиереев было достаточно редким событием. «Таким образом, - отмечалось в "Известиях по Казанской Епархииˮ, - вместе с Высокопреосвященнейшим Антонием, архиепископом казанским, и его викарием, преосвященным Павлом, епископом чебоксарским, принимал участие в церковном торжестве в означенный день небывалый ещё в Казани собор четырёх архипастырей». [22, с. 396]
При этом, как указывалось там же: «Событие сие отпраздновано было в нашем городе с небывалою для Казани торжественностию». [22. С. 396]
Накануне праздника - 7 июля 1879 г. - в Казанском Богородицком женском монастыре тремя архиереями - епископом Уфимским и Мензелинским Никанором (А.И. Бровковичем), епископом Старорусским Варсонофием (Я.П. Охотиным) и епископом Чебоксарским Павлом (И.Е. Вильчинским), в сослужении двух архимандритов, четырёх протоиереев и трёх священников, «при огромном стечении молящегося народа», было совершено всенощное бдение.
Причём, как указывалось в «Известиях по Казанской Епархии», оно имело свои особенности». Во-первых, «пред пением канона прочитан был о. кафедральным протоиереем В.П. Вишневским составленный им же самим по подобию синаксарей, имеющихся в богослужебных книгах на разные дни, синаксар, в котором изложена история обретения в Казани чудотворной иконы Божией матери, именуемой казанскою, и раскрыта самая цель, для которой промысл Божий благоволил даровать ново-просвещённому граду Казани это знамение своих милостей, именно да явятся дела Божии в царстве тьмы, каковым был тогда - за 300 лет пред сим - мусульманский и языческий край казанский, где поэтому и требовалось явление особенного неиссякаемого источника благодати Божией, изливаемого на нас чрез чудотворную икону Богоматери». [22, с. 396 - 397]
Вскоре составленный протоиереем Благовещенского кафедрального собора В.П. Вишневским (1804 - 1885) «Синаксар на праздник явления Казанской иконы Пресвятыя Богородицы» (в который, как следует отметить, помимо подтверждаемых сказанием «Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани» свидетельств, перекочевало из ранее опубликованных церковных сочинений несколько «додуманных» обстоятельств) был опубликован в № 14 от 15 июля 1879 г. «Известий по Казанской Епархии». [7, с. 405 - 408]
Второй особенностью вышеупомянутого всенощного бдения стало то, что «чтение, по 6-й песни канона, акафиста Богоматери было предначато старейшим архипастырем, преосвященным Никанором, а с 5-й песни продолжено преосвященным Варсонофием и окончено преосвященным Павлом». [22, с. 397] Уже в одиннадцатом часу торжественный звон колоколов возвестил о его окончании.
В праздничный день 8 июля 1879 г., с раннего утра, по сообщению «Казанских губернских ведомостей», «к собору и монастырю потянулись толпы богомольцев». [32, с. 268] Согласно «Церемониалу...», в девять часов всё духовенство г. Казани, «по отслужении в своих приходских церквах ранних литургий и молебнов Божией Матери», явилось в Благовещенский кафедральный собор, куда были принесены из разных городских церквей, вместе с хоругвями, «святые иконы Богоматери, особенно чествуемые в народе, и некоторые даже признаваемые за чудотворные, именно: иконы Богоматери Тихвинская, Владимирская, Печерская, Грузинская, Покрова пресв[ятой] Богородицы, Смоленская (из Седмиозерной пустыни), Святителя Николая Чудотворца из Гостинодворской церкви - одна из древнейших икон в Казани, также Кизических мучеников и Авраамия Болгарского». [22, с. 397] Стекавшиеся с разных сторон в Кремль («Крепость») крестные ходы «привлекали к себе множество народа, таким образом массы его у собора всё увеличивались». [32, с. 268]
Вслед за этим из Благовещенского кафедрального собора «всем градским духовенством» во главе с епископом Чебоксарским Павлом (И.Е. Вильчинским) был совершён торжественный крестный ход в находящийся недалеко от Кремля («Крепости») Казанский Богородицкий женский монастырь - «с означенными святыми иконами, запрестольными крестами и хоругвями, при колокольном звоне во всех церквах г. Казани». «Крестный ход, - отмечалось в "Известиях по Казанской Епархииˮ, - совершённый духовенством в златоблестящих облачениях, при громадном стечении богомольцев, в самом стройном порядке, представлял собою великолепное и трогательное зрелище». [22, с. 397]
У входа в монастырь крестный ход встретил епископ Уфимский и Мензелинский Никанор (А.И. Бровкович) «вместе с приготовившимся к сослужению с ним духовенством», после чего «иконы внесены были в монастырский храм и оставались там во всё время божественной литургии», которая была отслужена четырьмя архиереями - архиепископом Казанским и Свияжским Антонием (Я./И./Г. Амфитеатровым), епископом Старорусским Варсонофием (Я.П. Охотиным), епископом Уфимским и Мензелинским Никанором (А.И. Бровковичем) и епископом Чебоксарским Павлом (И.Е. Вильчинским), «в сослужении троих архимандритов, четырёх протоиереев и четырёх священников».
За литургией «соответственную значению празднества» проповедь прочёл благочинный домовых градских церквей, протоиерей домовой церкви во имя святой мученицы царицы Александры Казанского Родионовского института благородных девиц И.И. Лепоринский (1817 - 1888), который «красноречиво изложил и напомнил слушателям о той благодатной помощи, которая как прежде была ниспосылаема нашему Отечеству заступлением Богоматери, так и в настоящее время продолжает ниспосылаться всем притекающим к ней с своими молитвами». [22, с. 398]
Произнесённая протоиереем И.И. Лепоринским проповедь - «Слово в день явления казанской иконы Божией Матери» - была опубликована в № 16 от 15 августа 1879 г. «Известий по Казанской Епархии». [31, с. 444 - 449]
Начав её с общеизвестных слов приветствия, сказанных Деве Марии Праведной Елизаветой, протоиерей И.И. Лепоринский, в духе празднества, акцентировал внимание на миссионерском значении для Казанского края обретения иконы Божией Матери, а закончил свою проповедь обличением революционеров, которые - «по имени только, а не по духу Русские», - «с бесстрашием, ещё не бывалым между Русскими, принялись сеять семена зависти и вражды, недовольства и озлобления между сословиями общества - между богатыми и бедными, между высшими и низшими, между властию и повинующимися власти» [31, с. 448].
«Как праведной Елизавете посещение Божией Матери принесло свет и радость: - указал он, в частности, миссионерское значение явления (обретения) образа, - так и нас пресвятая Дева, чрез явление чудотворного образа своего во граде сем, озарила новым светом благодати и истины. Ибо в то время хотя город и страна наша были просвещены уже светом веры Христовой, но кругом облежащий мрак агарянского нечестия и языческого зловерия ещё боролся со светом веры Христовой и не мало препятствовал его распространению. Жизнь по заповедям Христовым для погружённых во тьму и сень смертную иноязычных и иноверных жителей страны сей казалась тяжким и неудобоносимым игом, которое они возложить на себя не хотели. В сие то решительное время, когда обыкновенные средства были бессильны, пресвятая Дева оказала граду и стране сей благодатную помощь чрез явление своего пречистого образа, от коего обильно изливающиеся токи чудес и благодатных знамений вразумили неверующих и утвердили верных в том, что вера Христова есть вера истинная, и путь жизни, указуемый ею, есть единственный путь к спасению и нет иного имени под небесем, данного в человецех, о нём же подобает спастися, кроме имени Иисуса Христа (Деян. IV, 12), что и выражает св[ятая] церковь в своих хвалебных во славу Божией Матери песнопениях, когда называет Её "омраченных смыслом просвещением, агарянского зловерия обличением и христианския веры утверждениемˮ (Акаф[ист] Пресв[ятой] Богор[одице] явления ради чудотв[орной] икон[ы] казан[ской]. Спб. 1868)». [31, с. 446 - 447]
В заключении своей проповеди, обличая тех, кто «в дерзком ослеплении своём» замыслили «потрясти и ниспровергнуть всё, что составляет самыя коренныя основы жизни религиозной, семейной и общественной - и веру, и брак, и право собственности», протоиерей И.И. Лепоринский отметил, что: «Ещё слишком живо в нашей памяти, и ещё так болезненно отзывается в сердце то прискорбное и для имени Русских постыдное событие, до которого простёрлась дерзость их, чтобы упоминать о нём... А посему и мы, после искреннего раскаяния во грехах, коими привлекли на себя столь тяжкий гнев Божий, по примеру предков наших, прибегнем с усердною мольбою к нашей скорой Помощнице и тёплому спасению, покрову Девы (конд[ак]), и так же как они воззовём: "Матерь Божия! Спаси православие, царя и землю Русскуюˮ!». [31, с. 448 - 449]
По окончании литургии «в монастырском храме» начался торжественный молебен Божией Матери («с водоосвящением»), который продолжился «вне храма среди монастырского двора на южной стороне», где была устроена «возвышенная и обширная эстрада для помещения архипастырей и служившего с ними духовенства с святыми иконами, между коими первое место занимала чудотворная казанская икона Богоматери». [22, с. 398] Как было разъяснено заранее, «эстрада для икон и духовенства, для видимости народу» была устроена «на месте дома отца обретшей икону девицы (на котором существовала церковь во имя Рождества Богородицы)». [23, с. 65]
По прочтении архиепископом Казанским и Свияжским Антонием (Я./И./Г. Амфитеатровым) молитвы Божией Матери «и по осенении народа святою казанскою иконою Богоматери», был продолжен крестный ход, проходивший, как и планировалось, «из святых ворот» монастыря «вокруг оного с хоругвями, запрестольными крестами и святыми иконами, и по остановке пред восточными его вратами, где отслужена была лития, сопровождавшаяся осенением народа чудотворною казанскою иконою Богоматери, и также на северной стороне монастырского храма, где также отслужена лития с осенением богомольцев чудотворною иконою Богоматери».
Закончился крестный ход «чрез вступление западными дверьми всех в нём участвовавших в монастырский соборный храм», где «провозглашено было многолетие Государю Императору и всему царствующему дому, Святейшему Правительствующему Синоду (СПС), Высокопреосвященнейшему Антонию, архиепископу казанскому, преосвященным Никанору, епископу уфимскому, Варсонофию, епископу старорусскому, и Павлу, епископу чебоксарскому», а также «настоятельнице и сёстрам, и благотворителям обители, и наконец военачальникам, градоначальникам, христолюбивому воинству и всем православным христианам». [22, с. 398]
Затем чудотворная Казанская икона Божией Матери была возвращена на своё место в иконостасе, после чего «возвращены были к своим местам» и все другие иконы и хоругви, участвовавшие в крестном ходе.
«Собрание участвовавших в этом необычайном торжестве богомольцев в монастыре, - писали "Известия по Казанской Епархииˮ, - было столь многочисленное, что народ наполнял, кроме соборного главного храма, весь монастырский погост и даже помещался на стенах ограды монастырской и на крышах зданий монастыря. Выходя из храма и благословляя народ, Архипастырь вместе с благословением раздавал богомольцам и маленькие финифтяные иконы Богоматери. Народу предложено было после обедни от монастыря на особо устроенных в ограде столах хлеб-соль». [22, с. 399]
«Торжественное празднование трёхсотлетия со дня обретения Чудотворной Иконы Божией Матери, именуемой Казанской, - отмечалось, в свою очередь, в "Казанских губернских ведомостяхˮ, - [...] совершилось так, как только мог пожелать истинный христианин, человек глубоко верующий и почитающий Св[ятую] икону». [32, с. 268]
Постоянный адрес публикации:
https://ruskline.ru/analitika/2019/06/19/sobytie_sie_otprazdnovano_bylo_v_nashem_gorode_s_nebyvaloyu_dlya_kazani_torzhestvennostiyu/