Алексеев И.Е. "Никто лучше сельского духовенства не знает всех тех ужасов..." (2)

Sep 13, 2018 09:58


Помимо вышеозначенных указа, послания и определений СПС, в ИКЕ публиковались распоряжения КДК, имеющие отношение к трезвеннической работе.

Так, например, в №№ 23 - 24 от 15 - 22 июня 1915 г. под заголовком «От Казанской Духовной Консистории» было опубликовано следующее предписание: «Согласно определению Епархиального Начальства, 7 - 27 мая сего года состоявшегося, сим предписывается настоятелям церквей Казанской епархии дать внимательные ответы на анкету, которая будет разослана Губернскою Управою о том, как отразилось на нравственном и экономическом быте населения Казанской губернии запрещение продажи спиртных напитков».(36)

В №№ 29 - 30 от 1 - 8 августа 1916 г. под аналогичным заголовком было опубликовано сообщение о том, что: «51-е очередное Цивильское Уездное земское собрание, в заседании 24 сентября 1915 г., выслушав доклад управы о борьбе с алкоголизмом, между прочим, постановило: ходатайствовать о введении в курс преподавания в земских и церковно-приходских школах сведений об алкоголизме по руководствам, выработанным Министерством Народного Просвещения.

Признавая настоящее ходатайство вполне целесообразным, Казанский Губернатор представил его 19 ноября минувшего года на благоусмотрение Святейшего Синода».(37)

Между тем, СПС, обсудив это представление и принимая во внимание, что «Министерством Народного Просвещения руководств по преподаванию в школах сведений о вреде алкоголизма, по сообщению Учёного Комитета сего Министерства, не составлено», и то, что «мероприятия по борьбе с алкоголизмом через школу выработаны были Святейшим Синодом в определении от 27 марта - 9 апреля 1914 г., о каковом определении Епархиальным Преосвященным было сообщено циркулярными указами, определением от 31 марта - 12 апреля сего года за № 2500», постановил: «сообщить о сих мероприятиях Казанскому Губернатору и, в виду выраженного им сочувствия делу(38) борьбы с алкоголизмом через школу, просить сего Губернатора оказать содействие в устройстве для учителей начальных школ музеев, выставок, публичных чтений и бесед, направленных к борьбе с алкоголизмом, а также располагать Губернский и уездные Комитеты Попечительства о народной трезвости и другие благотворительно-просветительные учреждения к пожертвованиям церковным школам книг с противоалкогольным содержанием из числа опубликованных в Церковных Ведомостях за 1914 г. в №№ 51 - 52».(39)

На страницах ИКЕ можно также обнаружить статьи на тему борьбы с пьянством и упоминания о трезвеннических изданиях.

В № 15 от 15 апреля и № 16 от 22 апреля 1915 г. была опубликована большая статья за подписью «В.В.» под названием «К вопросу о способах борьбы с алкоголизмом».(40)

По мнению её автора, «задачи общества, т[о] е[сть] всех сочувствующих борьбе с алкоголизмом лиц», должны сводиться к следующему:

«1) К принятию мер для полного изъятия и навсегда из продажи всех спиртных напитков - и крепких, и слабых.

2) К изъятию из всех мест всего того, что служит напоминанием о спиртных напитках (вывески, рекламы, каталоги и т.п.).

3) К изысканию чрез специалистов средства сделать денатурированный спирт по вкусу совершенно негодным для питья и неподдающимся никаким очисткам от этого вкуса.

4) К проведению закона, карающего злоупотребления аптекарей и других торговцев при продаже всякого рода спиртов, одеколона, политуры и друг[их] жидкостей, заключающих в себе какой-либо спирт.

5) К принятию мер для усиления наказания шинкарей и других лиц, занимающихся изготовлением спиртных напитков или перепродажей их.

6) К устройству публичных чтений как с научным, так и художественным содержанием предметов этих чтений и с демонстрацией картин.

7) К организации союза для борьбы с алкоголизмом и образованию фонда, а также к изданию при содействии других аналогичных обществ брошюр и листков против алкоголизма».(41)

В № 22 от 8 июня 1915 г. была размещена заметка под заголовком «В чём спасение деревни?» за подписью «Деревенский житель», автор которой выражал опасения по поводу возможной отмены «сухого закона» после окончания войны.(42)

«Конечно, - писал он, в частности, - никто лучше сельского духовенства не знает всех тех ужасов, какие вносит в жизнь деревни пропойство и связанные с ним хулиганство и всякие безобразия до революции включительно. Сердце болью содрогается, страх охватывает при мысли о разрешении гулять после войны по русскому славному царству тому "богатырю", который опаснее Вильгельма с его культурно-злобными полчищами. Не так страшны невероятные натиски германцев в Галиции, Курляндии, в Польше, как натиски винокуров пивоваров при содействии внутренних немцев».(43)

При этом автор статьи отмечал позитивные изменения в отношении крестьян к трезвому образу жизни, связывая их, в первую очередь, со стремлением к самообразованию посредством чтения периодики (среди которой он особо выделял «Земскую Неделю»). Уповая на «руководителей» «Земской Недели», «Деревенский житель» писал: «Помоги им Господь дать такую духовную пищу народу, которая бы не противоречила миросозерцанию крестьян, захватила задушевностью последних, отвлекла от гибельного пропойства, и тогда не будут страшны никакие внутренние и внешние немцы».(44)

В этом ряду стоит также выделить небольшой рассказ «Воспоминание старого священника» за подписью «Протоиерей Павел Соколов», напечатанный в №№ 37 - 38 от 1 - 8 октября 1916 г., где рассказывается о печальной судьбе «Арского уроженца» крестьянина «Ивана К.», пьянство которого довело его до видений «нечистых» и самоубийства.(45)

В №№ 7 - 8 от 15 - 22 февраля 1916 г. ИКЕ была размещена перепечатка из № 4 от 23 января 1916 г. «Владимирских Епархиальных Ведомостей»(46) библиографической заметки об изданной в 1914 г. в г. Москве книге С.Е. Успенского «Школа трезвости. Популярный учебник трезвости для начальных училищ».(47)

«Теперь в дни невольной трезвости, - подчёркивалось в ней, в частности, - было бы особенно ценно и важно утвердить в народе навсегда это трезвенное настроение, пользу которого сам народ ощущает на себе самом в разных сторонах своей жизни. Воспитывать это настроение и укреплять в нём население нужно с детства, отсюда в план борьбы с пьянством входит преподавание трезвости в школах всех степеней, начиная с низших школ. Хотя это научение трезвости в школах остаётся, к сожалению, до настоящего времени в области добрых намерений, но появилась уже особая литература для школьного употребления с этой целью, особые учебники, книги для классного чтения, арифметические задачники и т.п. К разряду такого рода книг относится и вышеназванная "Школа трезвости" С. Успенского».(48)

В №№ 29 - 30 от 1 - 8 августа 1916 г. - в разделе «Жизнь и книги» -была републикована заметка из «Московских Церковных Ведомостей» (№ 27 - 28 за 1916 г.) о втором издании «иллюстрированной противоалкогольной хрестоматии для начальных училищ и 1-х классов средней школы» под названием «Трезвые всходы», выходившей под редакцией председателя «Московского Епархиального Общества борьбы с народным пьянством» протопресвитера Н.А. Любимова.(49)

«Появление настоящей противоалкогольной хрестоматии 2-м изд[анием], - подчёркивалось в ней, в частности, - косвенным образом говорит о том, что борьба с пьянством не кончилась, а только... началась. Цель хрестоматии - воспитывать трезвую молодёжь со школьной скамьи. Составитель "Трезвых всходов" несомненно принадлежит к поклонникам трезвенного воспитания и видит в школе могучий фактор закрепления трезвости на Руси. От всей его книги веет любовью к поставленной задаче и горячей верой в старую истину, гласящую, что легче предупредить, чем бороться (со злом алкоголизма)».(50)

То, что означенная хрестоматия не потеряла своей актуальности и по сей день, свидетельствуют следующие её характеристики: «Вся книга разделена на семь отделов: I - влияние пьянства на организм отдельного человека; II - опровержение народных предрассудков о спиртных напитках; III - влияние пьянства на семью и общество; IV - причины пьянства; V - что даёт людям трезвая жизнь; VI - борьба за трезвость; VII - краткие сведения по алкоголеведению. В хрестоматии собраны специальные статьи противоалкогольного характера разных писателей: А. Коринфского, А. Толстого, А. Чехова, Гл. Успенского, д[окто]ра А. Коровина, пр[отоиерея] В. Михайловского, Некрасова, д[окто]ра Бобринского, поэта Гребенщикова, Мордвинова и др. Хрестоматия читается легко и, конечно, заинтересует детей при классном чтении».(51)

В № 15 от 15 апреля 1914 г. ИКЕ было размещено «Отношение Редакции народного журнала "Отрезвление"» за подписью членов его редакции - известных деятелей правомонархического движения - члена Государственной Думы (ГД) четвёртого созыва священника М.В. Митроцкого, члена ГД третьего созыва, Орловского уездного предводителя дворянства С.А. Володимерова и редактора-издателя народно-просветительных изданий М.Д. Плетнёва.(52)

Обращаясь к казанскому архиерею с разъяснениями по поводу направления готовившегося к изданию в Санкт-Петербурге «народного журнала» «Отрезвление», они выражали надежду на то, что он благословит их «скромное начинание» и поможет в его осуществлении посредством рекомендации и «самого дела продажи» такового подведомственному духовенству.(53)

В № 18 от 8 мая 1914 г. ИКЕ было помещено объявление об издании «первой в России противоалкогольной с рисунками» газеты «Трезвость» (г. Санкт-Петербург, редактор-издатель - священник П.И. Поляков),(54) в №№ 23 - 24 от 15 - 22 июня 1914 г. - упомянутого выше журнала «Отрезвление»,(55) в № 45 от 1 декабря 1914 г. и № 1 от 1 января 1915 г. - ежемесячного журнала «Сеятель» (г. Уфа, редактор-издатель - священник И.Г. Хохлов)(56). «При книжках журнала, - сообщалось, в частности, в последнем, - в течение года будет дано множество прекрасно исполненных картин на мелованной бумаге, между прочим 100 портретов деятелей трезвости».(57)

Известный интерес представляют краткие новостные заметки, помещавшиеся в ИКЕ в разделе «Из периодической печати». Так, в одной из них (№ 14 от 8 апреля 1915 г.) сообщалось: «Городецкое общество трезвости получило от Великого Князя Константина Константиновича телеграмму следующего содержания:

"На всеподданнейше доложенной Мною Государю Императору вашей телеграмме Его Императорскому Величеству благоугодно было собственноручно начертать:

«Могут быть спокойны. До окончания войны повсеместно продажи пива и вина не будет».

КОНСТАНТИН".

Эта телеграмма последовала в ответ на телеграмму Городецкого общества трезвости, которое просило Великого Князя Константина Константиновича, как почётного гражданина гор[ода] Нижнего Новгорода, ходатайствовать пред Государем Императором о том, чтобы продлено было запрещение торговли виноградным вином и пивом».(58)

Перепечатки материалов по трезвеннической тематике из других изданий помещались также в разделе «Из церковной жизни».(59)

Так, в № 48 от 22 декабря 1914 г. ИКЕ сообщалось о постановлении съезда духовенства Пензенской епархии просить архиепископа Пензенского и Саранского Митрофана (М.В. Симашкевича) «повергнуть к стопам Его Императорского Величества неотступную просьбу духовенства епархии о запрещении продажи крепких напитков и пива не только на время военных действий, но и навсегда, причём желательно было бы, чтобы это запрещение коснулось и различных суррогатов водки».(60)

В № 18 от 8 мая 1915 г. ИКЕ была размещена перепечатка заметки из журнала «Церковные Ведомости» по поводу изготовления алкогольных суррогатов.(61) «Нет оснований утешать себя, - констатировалось в ней, в частности, - что народ попьёт денатурат или "ганжу", а там и перестанет, нет оснований утешать себя, что настало собственно время трезвости. До трезвости в первое время её существования теперь очень далеко».(62)

Тема борьбы с алкогольными суррогатами была продолжена в перепечатанной в №№ 41 - 42 от 1 - 8 ноября 1916 г. с сокращениями заметке(63) из издававшегося в г. Харькове «журнала для духовенства и народа Харьковской епархии» «Пастырь и Паства» (№ 40 - 41 от 22 октября 1916 г.), которая в оригинале называлась «Единственно верный способ успешно бороться с тайным курением водки и пьянством»(64).

В ней рассказывалось о том, как в Томской епархии один из священников взял на себя инициативу борьбы с «самосидкой» «сначала с церковного амвона», а затем обратился «со словом увещания к сельскому сходу»,(65) что привело к положительному результату: сход постановил «производство, продажу и употребление спиртных напитков» «воспретить раз навсегда». Отмечалось также, что епископ Томский и Алтайский Анатолий (А.В. Каменский) относится «к сказанному способу борьбы с курением водки и пьянством» «с живейшим сочувствием».(66)

Однако, по мере затягивания войны и погружения страны в пучину социально-политических и экономических невзгод трезвенническая работа, в том числе, и по церковной линии, неотвратимо начала отходить на задний план, что сказалось и на количестве публикаций, размещавшихся в повременных изданиях.

В результате, после революционных событий февраля - марта 1917 г. публикации, касающиеся реализации «сухого закона» и борьбы за народную трезвость, исчезли, в том числе, и со страниц ИКЕ.

Алексеев Игорь Евгеньевич, кандидат исторических наук (г. Казань)

Постоянный адрес публикации: http://ruskline.ru/analitika/2018/09/2018-09-13/nikto_luchshe_selskogo_duhovenstva_ne_znaet_vseh_teh_uzhasov_kakie_vnosit_v_zhizn_derevni_propojstvo/

Пьянству бой, Православие в Казанской губернии, "Казанское Общество Трезвости", Газеты и журналы (Казань), Первая мировая война

Previous post Next post
Up