«Господу Богу угодно было прославить многие из списков с Казанской иконы, даже непервоначальных...»
Игорь Алексеев,
Русская народная линия 19.04.2018
Дискуссии о местонахождении явленной Казанской иконы Божией Матери в XIX - начале XX вв. …
Несмотря на то,
что история явленной Казанской иконы Божией Матери (первообраза) достаточно
хорошо изучена и отражена в научной и церковной литературе, её местонахождение
на протяжении уже более полутора веков продолжает оставаться предметом
дискуссий.
Согласно
официальной церковной версии, явленная икона постоянно пребывала в г. Казани -
в Казанском Богородицком женском (девичьем) монастыре (КБМ), основанном на
месте её чудесного явления (обретения) (произошедшем, согласно церковному
преданию, 8 июля 1579 г.), откуда она была похищена 29 июня 1904 г.(1)
Однако с 1830-х гг.
факт явленности («подлинности», «оригинальности») находившейся в КБМ Казанской
иконы Божией Матери начал оспариваться.
В изданиях по
истории г. Санкт-Петербурга появились утверждения о том, что в Казанском соборе
(соборе Казанской иконы Божией Матери) г. Санкт-Петербурга, построенном в 1801
- 1811 гг., пребывает явленный образ, который был принесён в начале XVIII в. по повелению Царя Петра I Алексеевича из г. Москвы, куда, в свою
очередь, он был доставлен в «Смутное время» из г. Казани.
Позднее данная версия
«утвердилась» в книге религиозной писательницы А.С. Наумовой «Сказание о
чудотворно-явленной Казанской иконе Божией Матери, с кратким описанием
С.-Петербургского Казанского собора», изданной в г. Санкт-Петербурге в 1867 г.,(2)
и в первом выпуске
исследования «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», изданного
в 1869 г. Санкт-Петербургским епархиальным историко-статистическим комитетом
под председательством епископа Ладожского, викария Санкт-Петербургской епархии,
впоследствии - архиепископа Казанского и Свияжского Павла (в миру - П.В.
Лебедева) (1827 - 1892)(3).
Так, в исследовании
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии» сообщалось, в
частности, что в Казанском соборе (соборе Казанской иконы Божией Матери) г.
Санкт-Петербурга пребывает: «Явленная и чудотворная, местная и храмовая, икона
казанской Божией Матери. Она явилась в 1579 году в Казани; и в том же году по
желанию царя Иоанна Васильевича IV список с её, с
описанием обстоятельств её явления и чудес, доставлен в Москву. Подлинная же
икона пребывала в Казани до нашествия поляков на отечество в 1612 году. Для
изгнания их Казань, подобно другим городам русским, выслала свои (1612 г.)
дружины к Москве с образом казанской Богоматери. Ратники имели великую веру к
образу Пречистыя, потому что от него были знамения благодатной помощи.
Прибывшия к Москве с св[ятой] иконою дружины, содействием небесной заступницы,
26 мая отняли у поляков новодевичий монастырь и взяли в плен две роты их и 500
немцев. Чудотворный образ пробыл с ополчением у Москвы до зимы; обратно отпущен
был с казанским протоиереем и принесён в Ярославль. В то же время прибыли в
Ярославль дружины Пожарского и Минина, шедшие к Москве из Нижнего Новгорода.
Рать пожелала иметь св[ятую] икону с собою, и в Казань послать список с неё.
По очищении Москвы
от поляков, в следующий воскресный день, в сопровождении христолюбивого
воинства, назначили совершить крестный ход с казанскою иконою Богоматери на
лобное место для принесения Господу и Пречистой Его Матери торжественного
благодарения за избавление своё от врагов.
Свою спутницу и
помощницу в походах и сражениях св[ятую] икону казанской Богоматери князь
Пожарский поставил в Москве, в своей приходской церкви введения Богородицы на
Лубянке. Священники храма донесли царю и великому князю Михаилу Феодоровичу по
восшествии его на престол, о чудесах, бывших от иконы в бою с гетманом и при
взятии Москвы. Михаил Феодорович и матерь его великая старица инокиня Марфа
Ивановна возъимели великую веру к образу, который сделался семейным в царском
доме Романовых; постановили праздновать иконе в Москве дважды в год с крестным
ходом, в 8-й день июля, когда явился образ Богородицы в Казани, и в 22-й день
октября, когда освободилось от ляхов московское государство. Князь Димитрий Михайлович
Пожарский по обету своему в 1625 году украсил чудотворный образ многою утварью;
в 1630 году, уважая благоговение царя к чудотворной иконе, собственным
иждивением воздвиг в Китай-городе на углу никольской улицы и красной площади, в
благодарность Господу за избавление Москвы и русского царства от поляков,
теремный казанский собор, и в этот собор перенёс икону Богоматери на своих
руках в 1633 году.
В 1649 году 22-го
октября установлено совершать празднование казанской Богоматери во всей России,
по случаю рождения у Алексия Михайловича наследника престола царевича царевича
Димитрия Алексеевича, - что для России, недавно испытавшей тяжкие бедствия от
пресечения царского рода, служило радостным залогом будущего благоденствия.
Священный памятник
и свидетель изгнания поляков из Москвы и восшествия дома Романовых на царский
престол - их семейный чудотворный образ казанской Богоматери в 1710 году, по
повелению императора Петра I, перенесён из
Москвы в С.-Петербург, в освящение новой, на берегах Невы, столицы».(4)
Таким образом, в
отечественной литературе был весьма недвусмысленно артикулирован «вывод» о
явленности «Санкт-Петербургской» («Петербургской») Казанской иконы Божией
Матери.
Вместе с этим, в
начале 1850-х гг. известным богословом и духовным писателем, протоиереем
Казанского собора (собора Казанской иконы Божией Матери) г. Москвы А.И.
Невоструевым (1806 - 1872), которого поддержали ранее работавшие в Казанской
Духовной Академии (КДА) профессор философских наук, священник церкви Николая
Чудотворца в Столпах г. Москвы (затем - церкви Воскресения Словущего в Барашах г.
Москвы) И.А. Смирнов-Платонов (1816 - 1860) и священник Д.И. Кастальский (1820
- 1891), было высказано предположение, что «та самая» икона, «которая явилась в
Казани в 1579-м году», пребывает в Казанском соборе (соборе Казанской иконы
Божией Матери) г. Москвы, а в КБМ «находится только список с неё».(5)
Постоянный адрес публикации:
http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/gospodu_bogu_ugodno_bylo_proslavit_mnogie_iz_spiskov_s_kazanskoj_ikony_dazhe_nepervonachalnyh/