«Богородица Булгарская»? (2)

Nov 14, 2014 11:08


Однако с изображением на рассматриваемом типе анэпиграфных монет данный сюжет, на мой взгляд, отождествлён быть не может по причине отсутствия двух ключевых смысловых элементов - изображений волка (барса) и подчёркнутых увечий «женщины» (у которой наличествуют обе руки и ноги).

С учётом встречающихся на анэпиграфных монетах изображений знаков зодиака можно также предположить, что «женщина с ребёнком» - это ни что иное, а, точнее, никто иные, как «Близнецы» (в древнегреческой мифологии - братья-диоскуры Кастор и Полидевк, почитавшиеся, согласно общим воззрениям индоевропейских народов, как боги рассвета и сумерек), древнее («традиционное») изображение которых предполагает весьма похожее расположение фигур и поднятых вверх рук.

Однако при этом невозможно объяснить то обстоятельство, почему фигура «женщины» (а в одном случае - и «ребёнка») находится в подчёркнуто сидячем положении на «престоле» («престолах»), тогда как оба «близнеца» изображались стоящими, хотя и в «полуприседе», и без каких-либо признаков «мебели». Кроме того, на всех вышеозначенных прорисовках и фотографических изображениях рассматриваемого типа анэпиграфных монет «женщина» придерживает «ребёнка» за приподнятую правую руку, что на «традиционных» изображениях «близнецов» не прослеживается. Отличительной чертой может считаться и то, что фигура «ребёнка» меньше по размеру, чем фигура «женщины», тогда как фигуры «близнецов» должны были изображаться одинаковыми. К тому же, разные «причёски» свидетельствуют о том, что меньшая фигура, скорее всего, мужского пола, а большая - женского.

Каких-либо иных заслуживающих внимание сюжетных линий, связанных с изображением «женщины с ребёнком», не прослеживается.

Тем временем, известно, что самым «близким» к Булгару (Болгару) изображением Богородицы с Младенцем Иисусом являлась чудотворная Владимирская икона Божией Матери - одна из наиболее чтимых реликвий Русской Церкви, принесённая в 1155 г. в город Владимир из Вышгорода князем Андреем Юрьевичем Боголюбским и хранившаяся в соборе Успения Пресвятой Богородицы. Именно она сопровождала русское войско в большом походе 1164 г. против булгар, победу над которыми летописец назвал «новым чудом святой Богородицы Владимирской». С этого времени происходило последовательное укрепление культа чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, впоследствии превратившейся в общероссийскую православную святыню.

Учитывая обширные политические, экономические и культурные связи Волжской Булгарии (впоследствии - так называемого «Булгарского улуса» в составе Золотой Орды /Улуса Джучи/) с Владимиро-Суздальской Русью и многочисленные - археологически зафиксированные - факты христианского присутствия в Булгаре (Болгаре), логичным будет предположить, что местное население было в достаточной мере знакомо и с культом Пресвятой Богородицы, наиболее известным и почитаемым изображением которой являлась Владимирская икона Божией Матери.

Весьма характерным при этом является сам сюжет иконы. «Изображение Богоматери поясное, - сообщается в «Православной Энциклопедии», - Младенец Христос на Её правой руке (слева); ноги Младенца закрыты хитоном, видны лишь ступня правой ноги, слегка согнутой в колене и поставленной параллельно иконной плоскости, и подошва левой ноги. В[ладимирская] и[кона] принадлежит к иконографическому типу, получившему название «Умиление» («Ласкающая»), и представляет тот его вариант, в к[ото]ром Младенец Христос, прильнув щекой к склонённому лику Матери, обнимает Её левой рукой за шею (под мафорием), а правую руку простирает к Её плечу; Богородица поддерживает Сына правой рукой, Её левая рука поднята и молитвенно обращена к Христу. Поскольку живопись XII в. на одеждах Младенца сохранилась лишь в небольших фрагментах, нек[ото]рые исследователи полагают, что Он мог быть изображён иначе: либо с обнажёнными до колен ножками, либо стоящим [...]».(48)

При этом, главным образом, обращают на себя внимание такие моменты, как взаиморасположение фигур Богородицы и Младенца Иисуса, а также расположение правой руки Младенца Иисуса по отношению к левой руке Богородицы (которая как бы поддерживает его, касаясь одежды в районе локтя). Всё это коррелирует с сюжетом на рассматриваемой анэпиграфной монете.

Изображение престола на «поясной» Владимирской иконе Божией Матери, естественно, отсутствует, однако его наличие, в любом случае, подразумевается. Изображения престолов с большими подножиями были широко распространены в христианской иконографии. Схематичное изображение «престола» («стула») с «подножием» является обязательным атрибутом сюжета рассматриваемого типа анэпиграфных монет. Любопытно, что похожее по технике исполнения - двумя линиями - изображение престола можно обнаружить даже на некоторых древних римских бронзовых медалях (медальонах) с изображением Богородицы и Младенца Иисуса.(49)

Безусловно, достаточно простое художественное исполнение анэпиграфных золотоордынских монет чеканки города Булгара (Болгара) не даёт возможности для проведения точного сравнительного анализа. Изображённые на них сюжеты могли в значительной мере стать результатом творчества резчиков, которым приходилось отображать символы представителей различных народов и вероисповеданий, проживавших в Булгаре (Болгаре).

Вполне возможно, что при этом существовали некие «утверждённые» клише (рисунки), с которых ими, без особого осмысления и по мере технических возможностей, копировались эти сюжеты. В качестве таковых могли выступать и металлические (медные, бронзовые) тельные иконы (образки) с изображениями Богоматери и Младенца Иисуса, широко распространённые в то время. На «портале древней культуры и искусства» «Домонгол» можно найти, к примеру, целый ряд фотографических изображений датируемых XI - XIII вв. «иконок-привесок с изображением Богоматери», которые имеют большое сходство с сюжетом рассматриваемого типа анэпиграфных монет (в первую очередь, в части взаиморасположения и «посадки» фигур, а также расположения правой руки Младенца Иисуса по отношению к левой руке Богородицы).(50)

Таким образом, принимая во внимание всё вышеизложенное, следует, на мой взгляд, признать гипотезу о том, что на рассматриваемом типе анэпиграфных монет помещено изображение Богородицы и Младенца Иисуса, имеющей право на существование. В большей мере подтвердить или опровергнуть её можно лишь при условии обнаружения достаточного количества соответствующих артефактов, в первую очередь, имеющих отношение к распространению христианства в Волжской Булгарии и булгарских землях в составе Золотой Орды (Улуса Джучи).

В то же время, данные нумизматики, связанные с комплексным изучением анэпиграфных золотоордынских монет чеканки города Булгара (Болгара), являются одним из свидетельств ошибочности определения так называемой «булгарской цивилизации» исключительно как мусульманской.

Игорь Евгеньевич Алексеев, кандидат исторических наук (г. Казань)

Доклад, прочитанный на XIV ежегодной научно-практической конференции «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи» (г. Казань, Казанская Православная Духовная Семинария, 5 ноября 2014 г.)

Иллюстрации:

1.       Прорисовка изображения обратной стороны (реверса) монеты типа «сидящая Особа с дитятей на коленах» из исследования Х.М.Френа «Монеты Ханов Улуса Джучиева или Золотой Орды...» 1832 г. издания (см.: Френ Х.М. Монеты Ханов Улуса Джучиева или Золотой Орды, с монетами разных иных Мухаммеданских Династий в прибавлении; из прежнего собрания Г-на Профессора, Статского Советника и Кавалера К.Фухса в Казани, принадлежащего ныне тамошнему Императорскому Университету, с краткими объяснениями и указаниями Х.М.Френа (с восемнадцатью таблицами и четырьмя виньетами)/ Пер. с немецкого М.Волкова. - Санкт-Петербург: «Печатано в Типографии Императорской Академии Наук», 1832. - Таб. XII /7/.)

2.       Прорисовка изображения обратной стороны (реверса) монеты типа «Family tipe» («сидящая влево женщина с ребёнком на руках») с фотографического изображения, размещённого в «Базе данных восточных монет» («Oriental Coins Database») «ZENO.RU» (выполнена И.Е.Алексеевым) (см. оригинал: #126767: 158a Sing. «Family tipe». Dirham. Bulghar//////// AR/////// Anonymous coins, later 13th - early 14th C.////// Bulghar///// Middle Volga//// Juchid, ca. 650 - 886/// ISLAMIC WORLD// Home/ ZENO.RU - Oriental Coins Database [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=126767)

Сноски:

(1) См.: Дубровский М. (Dubrovsky M.) Каталог-ценник монет Золотой Орды 14 века, включая наиболее редкие (Price-guide for coins of the Golden Horde /rare items, 14 cent. plus cms./). - Б.м. - «Ulus Juchi» [Волгоград], б.г. - «The year of Snake» [2013]. - С. 3.

(2) См.: Сингатуллина А. Джучидские монеты поволжских городов XIII в. (материалы из каталога)// Татарская археология. - Золотая Орда: археология, нумизматика, эпиграфика. - 1998. - N 1 (2). - С.с. 52 - 87.; Сингатуллина А.З. Джучидские монеты поволжских городов XIII века. - Казань: Издательство «Заман», 2003. - 192 с.

(3) См.: Френ Х.М. Монеты Ханов Улуса Джучиева или Золотой Орды, с монетами разных иных Мухаммеданских Династий в прибавлении; из прежнего собрания Г-на Профессора, Статского Советника и Кавалера К.Фухса в Казани, принадлежащего ныне тамошнему Императорскому Университету, с краткими объяснениями и указаниями Х.М.Френа (с восемнадцатью таблицами и четырьмя виньетами)/ Пер. с немецкого М.Волкова. - Санкт-Петербург: «Печатано в Типографии Императорской Академии Наук», 1832. - 80 с.; А, I - XVII таб.

(4) См.: Там же. - С. 35.

(5) См.: Там же. - Таб. XII (7).

(6) См.: Сингатуллина А. Джучидские монеты поволжских городов XIII в. (материалы из каталога)// Татарская археология. - Золотая Орда: археология, нумизматика, эпиграфика. - 1998. - N 1 (2). - С. 80.; Сингатуллина А.З. Джучидские монеты поволжских городов XIII века. - Казань: Издательство «Заман», 2003. - С. 145.

(7) См.: Дубровский М. (Dubrovsky M.) Указ. соч. - С. 3.

(8) См.: Шельди Н.М. Булгаро-татарские монеты XIII - XV веков. Практическое пособие для нумизматов-ориенталистов. - Казань: Редакционно-издательский центр «Титул», 2002. - С.с. 54, 132.

(9) См.: Сагдеева Р.З. Серебряные монеты ханов Золотой Орды. - Б.м. [Москва], б.г. [2005]. - С. 15.

(10) См.: Золотая Орда// Исламские монеты VII - XVI веков. Обзор/ Сост. А.Г.Казанцев. - Екатеринбург, 2006. - С. 95.

(11) Сингатуллина А.З. Джучидские монеты поволжских городов XIII века. - Казань: Издательство «Заман», 2003. - С. 106.

(12) См.: Там же.

(13) См.: Шельди Н.М. Указ. соч. - С. 54.

(14) См.: Сингатуллина А.З. Джучидские монеты поволжских городов XIII века. - Казань: Издательство «Заман», 2003. - С. 173.

(15) См.: #126767: 158a Sing. «Family tipe». Dirham. Bulghar//////// AR/////// Anonymous coins, later 13th - early 14th C.////// Bulghar///// Middle Volga//// Juchid, ca. 650 - 886/// ISLAMIC WORLD// Home/ ZENO.RU - Oriental Coins Database [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=126767; #129123: 158a Sing. «Family tipe». Dirham. Bulghar// Там же. - Режим доступа: http://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=129123

(16) См.: #126767: 158a Sing. «Family tipe». Dirham. Bulghar...

(17) См.: Там же.

(18) См.: Мухамадиев А.Г. Древние монеты Поволжья. - Казань: Татарское книжное издательство, 1990. - С.с. 94 - 127.

(19) См.: Настич В.Н. Свидетельствуют монеты (Был ли запрет на изображения живых существ в исламе?)// Современный Ислам. - 2012. - N 1 (8) (февраль - март). - С.с. 49 - 50.

(20) Настич В.Н. Свидетельствуют монеты (Был ли запрет на изображения живых существ в исламе?)// Современный Ислам. - 2012. - N 2 - 3 (9) (май - июнь). - С. 50.

(21) Янина С.А. Джучидские монеты из раскопок и сборов Куйбышевской экспедиции в Болгарах в 1946 - 1954 гг.// Материалы и исследования по археологии СССР. - N 42 (Труды Куйбышевской археологической экспедиции. Т. I). - Москва: Издательство Академии наук СССР, 1954. - С. 430.

(22) См.: Сингатуллина А.З. Джучидские монеты поволжских городов XIII века. - Казань: Издательство «Заман», 2003. - С.с. 23 - 24.

(23) Григорьев А.П. Ярлык Менгу-Тимура: реконструкция содержания// Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки/ Под ред. А.Д.Желтякова. - Выпуск XII. - Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1990. - С. 68.

(24) Крамаровский М.Г. Золотая Орда как цивилизация// Золотая Орда. История и культура. Каталог выставки «Золотая Орда. История и культура» (г. Казань, Казанский Кремль, музейный центр «Эрмитаж. Казань». 23 августа 2005 года - 10 мая 2006 года) (на русском, татарском и английском языках). - Санкт-Петербург: АО «Славия», 2005. - С. 62.

(25) См.: Сингатуллина А.З. Джучидские монеты поволжских городов XIII века. - Казань: Издательство «Заман», 2003. - С. 35.

(26) Григорьев А.П. Указ. соч. - С. 69.

(27) Приселков М.Д. Троицкая летопись (реконструкция текста)/ Ответ. ред. К.Н.Сербина. - Москва - Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1950. - С. 329.

(28) Сингатуллина А.З. Джучидские монеты поволжских городов XIII века. - Казань: Издательство «Заман», 2003. - С. 42.

(29) Там же. - С.с. 42 - 43.

(30) Янина С.А. Указ. соч. - С. 433.

(31) См.: Лебедев В.П. Корпус монет Крыма в составе Золотой Орды (сер. XIII - нач. XV в.)// Вестник Одесского музея нумизматики. - Выпуск N 2. - 2000. - Март. - С. 15.

(32) Крамаровский М.Г. Указ. соч. - С. 71.

(33) См., например: Алексеев И.Е. Православие в Волжской Булгарии, булгарских землях в составе Золотой Орды и Казанском ханстве как исторический феномен (актуализация проблемы)// Православная миссия в Казанской епархии в конце XIX - начале XX вв./ Выпуск II: Статьи и документы по истории православного миссионерства, храмов и монастырей. - Казань: ООО «Астория и К°», 2014. - С.с. 233 - 296.

(34) Крамаровский М.Г. Указ. соч. - С. 73.

(35) Чувашский исследователь В.Н.Алмантай (Иванов) называет их «магическими знаками». (См.: Алмантай /Иванов/ В.Н. Суваро-булгарская культура. Философия символов монет и украшений. - Чебоксары - Москва: ООО «Чебоксарская типография N 1», 2012. - С.с. 27 - 28.)

(36) См.: Сингатуллина А.З. Джучидские монеты поволжских городов XIII века. - Казань: Издательство «Заман», 2003. - С.с. 137 - 150.; Степанов О.В., Бугарчев А.И. Новые монеты булгарского чекана// XVI Всероссийская нумизматическая конференция (Санкт-Петербург, Репино, 18 - 23 апреля 2011 года): Тезисы докладов и сообщений/ Ответ. редактор А.А.Калинин. - Санкт-Петербург: Издательство Государственного Эрмитажа, 2011. - С.с. 62 - 65.; Алмантай (Иванов) В.Н. Указ. соч. - С.с. 27 - 29.

(37) Валеева Д.К. Искусство волжских булгар (X - начало XIII вв.)/ Предисловие Г.К.Вагнера. - Казань: Татарское книжное издательство, 1983. - С. 20.

(38) Кариева Л.А. Татарская мифология (в историко-сравнительном и типологическом аспекте): Автореф. дис.... канд. филологических наук. - Казань, 1999. - С.с. 9 - 10.

(39) Валеева Д.К. Искусство волжских булгар (X - начало XIII вв.). - С. 20.

(40) См.: Дубровский М. Указ. соч. - С. 3.

(41) См.: Сингатуллина А.З. Джучидские монеты поволжских городов XIII века. - Казань: Издательство «Заман», 2003. - С. 114.

(42) Мухамадиев А.Г. Булгаро-татарская монетная система XII - XV вв./ Ответ. редактор Г.А.Фёдоров-Давыдов. - Москва: Издательство «Наука», 1983. - С. 58.

(43) См.: Алмантай (Иванов) В.Н. Указ. соч. - С. 26.

(44) См.: Валеева Д.К. Искусство домонгольской Волжской Булгарии X - нач. XIII вв.: Автореф. дис.... канд. искусствоведения. - Москва, 1980. - С. 22.

(45) См.: Оберлендер-Тырновяну Э. Byzantino-Tartarica - Монетная чеканка в зоне устьев Дуная в конце XIII - начале XIV века// Нумизматика Золотой Орды. Сборник научных статей. - Выпуск 2. - Казань: Издательство «ЯЗ»; Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2012. - С.с. 42 - 44.

(46) См.: Сингатуллина А.З. Джучидские монеты поволжских городов XIII века. - Казань: Издательство «Заман», 2003. - С.с. 98, 142.

(47) Валеева Д.К. Искусство волжских булгар (X - начало XIII вв.). - С.с. 45 - 46.

(48) Щенникова Л.А. Владимирская икона Божией Матери/ Православная Энциклопедия (электронная версия) [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/154962.html

(49) См., например: Кондаков Н.П. Иконография Богоматери/ Издание Отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук. - Том I. - Санкт-Петербург: Типография Императорской Академии Наук, 1914. - С. 95.

(50) См., например: Иконка-привеска с изображениями Богоматери/////// Иконки-привески с изображением Богоматери////// Тельные иконы (образки)///// Христианская металлопластика до XIV века//// Металлопластика/// Альбомы// Список форумов/ Домонгол (портал древней культуры и искусства) [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://domongol.org/gallery/image_page.php?image_id=7651; #37/////// Там же. - Режим доступа: http://domongol.org/gallery/image_page.php?image_id=5483

Постоянный адрес публикации: http://ruskline.ru/analitika/2014/11/14/bogorodica_bulgarskaya/

Русское присутствие в Золотой Орде, История должна быть историчной!, Волжская Булгария, Русское присутствие в Волжской Булгарии, Православие в Татарстане, Кряшены, Золотая Орда

Previous post Next post
Up