Сияние. Кубрик

Feb 15, 2009 22:58

Двухчасовое повествование о том, какими становятся простые свободолюбивые американцы, когда на них никто не смотрит.

Саспенс на два с добавком часа. Минимум действия. Максимум крупных планов с исковерканным безумием лицом Джека Николсона. Широко раскрытые глаза супруги героя - да, это именно тот человек, с которого Мунк писал свой Крик.

Не слишком успешный преподаватель из средней школы решает найти чоткий способ ничего не делать 5 месяцев, параллельно получая за это деньги. Он не устраивается на гей-чат или не запысывается в форекс-клуб. Нет. Вместе с семьей он выбирается в затерянный в далеких североамериканских горах отель, где с конца октября по май мертвый сезон: на десятки миль - ни живой души. Он берется за социально значимый труд присматривать за зданием, пока обслуга и владельцы уезжают домой в Майами.

Снег заметает все подступы к отелю. А там, к слову, конечно, произошло зверское убийство при схожих обстоятельствах. Добряк за сорок проявил фантазию и не без помощи топора нашел способ уместить семью из жены и двух дочерей в стандартную морозилку.

Спустя месяц с начала профессионального становления в туристическом бизнесе бывший учитель начинает дико смотреть в окно. Сутки напролет он печатает. Печатает и смотрит в окно, закинув брови под самое темечко. Что-то грядет! На бумаге - как и за окном - однообразие: как выясняет - увы, слишком поздно - жена, вдохновение за три месяца так и не посетило ее супруга: творец повторяет тысячи раз на сотнях листов фразу про то, что у него нет игрушки.

Два часа Николсон с потрясающей достоверностью и безмерным талантом шевелит бровями и дергает щекой. И все для того, чтобы наконец взяться за воспитание отбившегося от рук сына.

К слову, если музыку фильма наложить на любую передачу - Поле чудес, Камеди клаб или Спокойной ночи - саспенс получится не меньший. Трещетки. Диссонированные скрипки. Голоса поющей массовки. Гром тазов. Зарождение трагедии из духа музыки!

Режиссер, слепо идя по исходнику, поднимает в картине массу тем - необычные способности сына дровосека, который разговаривает с живущим у него во рту мальчиком! Я Фрейда привлекать не хочу. Продолжу: парень встречает негра, у которого тоже во рту живет мальчик. Впоследсвтии эта встреча спасает ему жизнь - негр привозит в засыпаный снегом отель снегоход и заходит в холл, чтобы его ударили топором. НА этом его роль исчерпывается. ТАкже затронута тема сатанизма, продажи души, индейских захоронений, двуличности, семейных проблем, извращенной природе школьных учителей и сложности межличностных отношений. Затронув, как и положено классику, если верить учебникам, массу тем, Кинг, как обычно и бывает с ним, раскрывает лишь одну: безумие писателя - проблема общественная. И фильм сводится к тому, как безумные режут тупых.

А в целом - унылое пережовывание приближающихся шагов безумия. Профессиональный графоман Кинг в очередной раз переписывает сам себя. Фильм вызывает лишь напряжение - будто два часа вкручивал с низкого стула лампочки.

кино, Сияние, Николсон, Стенли Кубрик, топор и дети

Previous post Next post
Up