Pafos. Мозаики. Мифы. Часть вторая

Sep 07, 2014 12:42

Продолжаю рассказ про нашу поездку на Пафос, а именно про археологический музей и древние мозаики.
Начало можно почитать по этой ссылке Пафос. Форт. Часть первая




1. Источники и истории разнятся, но примерно в 1960-х годах во время каких-то работ были найдены разбитые мозаики. После чего здесь начались раскопки и в 1980 году археологические памятники Като-Пафоса были включены в список мирового наследия ЮНЕСКО.



2. Названия найденным домам давали по главным героям изображенным на мозаиках. Так, одним из самых больших можно назвать "Виллу Тесея".
Дом был построен в конце 3 века н.э. и был разрушен в результате землетрясений в 4 веке н.э., затем выстроен вновь и уже окончательно разрушен и покинут во время арабских набегов 7 века н.э.



3. "Вилла Тесея" является самым большим из известных сегодня зданий римского периода на Кипре. Его площадь 120 на 80 метров и включает более 100 комнат.Также в юго‐восточной стороне дома были обнаружены руины терм (античные бани).



4. Вид наверное из окон открывался потрясающий. А еще очень жалею, что не смогли остаться до вечера, говорят здесь очень красиво на закате.



5. А вот и первая мозаика, она является самой древней - 3 век н.э. Здесь изображена мифологическая сцена поражения Тесеем Минотавра. Круговой декор вокруг центрального изображения является схематичным изображением лабиринта.



6. Сцена битвы представлена в круге, где центральной фигурой является Тесей, приготовившийся убить Минотавра в лабиринте. Сзади него, в образе старца изображен сам Лабиринт. Сверху находятся две женские фигуры, слева Ариадна, с помощью которой Тесей смог выйти из лабиринта, справа ‐ олицетворение острова Крит.



7. Далее направляемся к "Дому Эона". Здесь раскопки еще ведутся, но уже найдено большое панно. Стоит отметить, что данные мозаики были изготовлены из мельчайших деталей размером от 2 до 5 мм. А благодаря использованию многих оттенков, мастерам удалось передать черты и объем изображаемых лиц.



8. На картине, которая находится вверху слева изображена встреча прекрасной спартанской царицы Леды с Зевсом, который, ослепленный ее красотой, принял обличье лебедя и вступил с ней в брак.

На картине, которая находится вверху справа, представлено Явление бога Диониса. Новорожденный Дионис сидит на коленях бога Гермеса, три нимфы готовятся к его первому купанию. Изображение Диониса как бога мудрости, а не как бога вина и радости, важно именно тем, что в этот период началось распространение христианства на Кипре.



9. На центральной картине представлены две сцены, одна из которых разыгрывается на море, а другая на суше. Обе сцены представляют состязание в красоте между Кассиопеей и Нереидами, морскими нимфами. В этом состязании победительницей вышла Кассиопея, которую увенчивает венком олицетворение Суждения.



10. В центре в качестве справедливого судьи представлен Эон, бог вечности. Выше Зевс и Афина наблюдают за состязанием, в то время как нереиды переносятся в морскую пучину морскими божествами Бездной и Морем. Головы всех божеств окружены нимбами.



11. Внизу слева Триумф Диониса представлен религиозным шествием. Дионис восседает на колеснице, в которую запряжены два кентавра. Впереди находится одна из спутниц Диониса, менада, рядом маленький сатир держит поднос с фруктами. За Дионисом следует Трофевс, его воспитатель, сидящий на муле, и девочка, несущая на голове корзину. Однако центральная часть картины сильно испорчена и от фигуры Диониса видны только скрещенные ноги.

Внизу справа изображена сцена наказания Марсия Аполлоном, богом музыки и покровителем Муз. На картине видно, как бог выносит свой приговор, исполняемый двумя скифами, которые ведут Марсия, чтобы содрать с него заживо кожу. Рядом с Аполлоном изображена Планэ (Заблуждение), олицетворяющая собой заблуждение Марсия, осмелившегося соревноваться с самим Аполлоном. В ногах Аполлона находится Олимп, ученик Марсия, умоляющий бога проявить снисходительность по отношению к своему учителю.



12. Во многих местах сохранились части старого водопровода, что говорит о том, что ранее Като-Пафос был очень развитым и богатым городом, однако частые землетрясения и набеги то поднимали, то снова опускали город на колени.



13. Пройтись по древним мозаикам? Легко!
Вот чего не могу понять, почему некоторые мозаики находятся в здании под крышами, а некоторые под открытым небом слегка огороженные постаментами, причем скорее для лучшего обзора. А вот по некоторым можно спокойно ходить, как например эта дорога. Жаль не отколупнула кусочек на память... Но ничего, мы в другом месте разгулялись =)



14. Вот такой он археологический парк - куда ни глянь, а он повсюду и уходит вдаль.



15. Как говорится "долго ли, коротко ли", но мы таки добрались до "Дома Диониса", где расположено большего всего мозаик. Из 2000 кв. м. занимаемого зданием 556 кв. м. были покрыты мозаиками.



16. Эта мозаика была найдена случайно в 1977 году, когда раскопки закончились и над мозаиками стали возводить навес.
Она относится к эллинистическому периоду и датируется концом 4 века до н.э.
На ней представлено  мифологическое  чудовище, Скилла (соединение женщины, пса и рыбы), известная  по гомеровской  Одиссее.



17. Напротив уже находится мозаика римского периода.
На ней изображен Нарцисс, сын речного бога Кефиса и нимфы Лириопы, который был настолько красив, что многие юноши и девушки были в него влюблены. Однако, как и во всей греческой мифологии, за свою гордыню, самовлюбленность и что погубил нимфу Эхо, он был жестоко наказан богами.
Все ведь знают эту историю про цветок нарцисс?



18. Здесь расположена самая большая комната дома, размером 11,5 на 8,5 метров. Она называлась tablinum, в ней принимали гостей, а также она служила столовой. В центре мозаики представлены сцены сбора винограда. С трех сторон ее обрамляет широкая лента с геометрическим рисунком, изображающим небольшие щиты (пельты), а снаружи геометрический рисунок основан на меандра.



19. Когда комната использовалась как столовая, гости принимали пищу на ложах, расставленных буквой П вдоль лент с пельтами, таким образом, чтобы все гости были обращены к центру, где, скорее всего, проходили развлекательные  представления, танцы.



20. В этой комнате на полу мы видим изображение сидящей Федры, за ее плечами Амур держит в руке зажженный факел, символизирующий сжигающую сердце страсть. Рядом стоит Ипполит с посланным ему письмо, застывший в неловком положении.



21. Федра была второй  супругой  афинского  царя Тесея, а Ипполит был его сыном от первого брака. Она влюбилась  в Ипполита, и, однажды,  когда  Тесей отсутствовал, послала письмо с признанием в любви своему пасынку. Но тот не ответил на ее чувства. Когда Тесей вернулся, Федра, испугавшись последствий своих поступков, обвинила Ипполита и сказала, что это он послал ей письмо с признаниями в любви.



22. Тесей в ярости попросил Посейдона наказать сына, и тот послал дикого быка, который испугал лошадей в колеснице Ипполита. Лошади сбросили наездника и он погиб. После смерти Ипполита Федра, мучаясь угрызениями совести, кончила жизнь самоубийством.
Как всегда сурово и беспощадно...



23. Слева от атриума находится серия из четырех картин.




24. На первой мозаике изображена трагическая история любви Фисбы и Пирама, а именно роковой для них час.
Фисба и Пирам жили в Вавилоне по соседству, но так как их семьи враждовали, молодым людям приходилось держать в секрете их чувство. Однажды они договорились встретиться вечером под тутовым деревом, рядом с родником. Фисба пришла первой, и ее лицо было закрыто вуалью. В это время появилась львица, пасть которой была испачкана кровью растерзанного ею животного. Испуганная девушка пряталась в пещере недалеко от дерева, но в спешке обронила свою вуаль. Львица схватила вуаль и разорвала  ее, испачкав  кровью.
Как думаете что было дальше?



25. Пришедший позже Пирам увидел дикое животное  с окровавленной вуалью и, думая, что Фисба погибла, заколол себя ножом. Когда Фисба вернулась, она увидела мертвого Пирама и, от отчаяния заколола себя тем же ножом, следуя за возлюбленным.
Ничего не напоминает?
Именно этот миф, переданный Овидием в "Метаморфозах",  и вдохновил Шекспира  при создании "Сна в летнюю ночь" и "Ромео и Джульетты".



26. На второй картине передана история Икария, одного афинянина, который дал приют Дионису, когда тот посещал Афины. Бог, чтобы вознаградить  его  за  гостеприимство, показал Икарию, как возделывать  виноград  и готовить вино из его плодов, впервые обучая людей искусству виноделия. Однако бог предупредил Икария о необходимости быть осторожным с вином. Икарий забыл совет Диониса, и, относя свой первый урожай, дал вина двум пастухам, которых встретил по дороге. Те, опьянев,  заподозрили,  что он  их отравил, и убили Икария. Слева  изображен бог  Дионис  и  нимфа  Акмэ  в  венках  из виноградных листьев и пьющие вино. В центре находится Икарий, за ним быки с телегой, нагруженной мехами с вином. Справа ‐ пастухи, опьяневшие от выпитого вина, а над ними надпись "первые выпившие вино".



27. Далее представлены Посейдон и Амимона.
Амимона  была  одной  из пятидесяти дочерей аргосского царя Даная. Когда все реки в Арголиде высохли, царь послал своих дочерей на поиски воды. Амимона по дороге встретила сатира, который попытался овладеть ею. Помог Амимоне Посейдон, бог морей. Очарованный ее красотой, бог открыл девушке источник в Лерне, положив этим конец засухе.



28. На последней, четвертой, мозаике изображен миф об Аполлоне и Дафне.
Дафна была нимфой, дочерью речного бога Пенея, поклявшейся сохранить целомудрие. Бог Аполлон воспылал к ней страстью и, так как не смог заставить ее уступить его желанию, стал преследовать Дафну. Дафна в отчаянии взмолилась отцу о помощи, и мгновенно ноги ее подобно  корням  вросли  в  землю, тело превратилось в ствол, а руки и волосы стали ветвями  и  листьями.  Дафна  превратилась  в дерево, которое стало затем любимым деревом бога Аполлона.Здесь изображена сцена превращения Дафна в дерево.



29. Вокруг атриума пол украшен мозаикой с изображением сцен охоты.



30. Такие сцены были чрезвычайно популярны в северном Египте, откуда они и были перенесены во всю Римскую Империю. Этим фактом объясняется разнообразие изображенных экзотических животных, многие из которых не имеют отношения к кипрской фауне.




31. Еще одна сцена охоты слева. А справа часть триумфального шествия Диониса во время возвращения из похода в Индию.




32. Такая картина больше характерна для Франции, чем для восточного Средиземноморья. Геометрический рисунок состоит из 4-х рядов по 4 квадрата в каждом. Каждый квадрат отличается от другого и благодаря обилию цветов рисунки не повторяются и создают целостное полотно.
Похоже на модную нынче кухонную плитку из нескольких серий Альтагаммы.



33. Рядом расположена мозаика с геометрическим узором и  павлином  с  почти настоящим хвостом  в  центре.  Для передачи ярких цветов, в данном случае синего, использавались не камни, а стекло.



34. Рядом с Нарциссом находится мозаика, на которой изображены четыре времени года. Все картины обрамлены лентой из кубиков в перспективе, а на внешнем обрамлении находятся две таблички с надписями: "здравствуй" на одной, а на другой "и ты". Такие надписи обычно помещались на входе в жилище.
В верхнем левом углу (мозаика немного разрушена и видно плохо) ‐ Лето, в венке из колосьев и с серпом в руке.



35. В верхнем правом углу ‐ Весна, в венке из цветов и с пастушеским посохом.



36. В нижнем правом углу  ‐ Осень, в венке из листьев держит в руке секатор.



37. Внизу слева ‐ Зима, представленная в образе старца с седыми волосами и бородой.



38. Изображение в центре, вероятно, олицетворяет Время.



39. Сказав временам года вместо "здравствуй" "до свидания", мы вышли снова на солнце и увидели вот такой бассейн. Только это оказался не бассейн, а аквариум для рыбок. Хорошо наверное жилось рыбкам в 4 веке =))



На этом мозаики закончились и мы пошли в сторону маяка, Одеона и Агоры, а также нашли удивительное место - замок Сорок колонн, но чтобы не растягивать и без того километровый пост, я напишу об этом в следующий раз.

Надеюсь вам понравилось. Я просто обожаю греческую мифологию и все эти их скандалы-интриги-расследования. Хоть и путаюсь жутко, потому что у одно Зевса "жен" и детей было не пересчитать =))

Прошлые посты про Кипр можно найти по тэгу Кипр, там про Никосию, мыс Греко и рынок в Ларнаке.

Кипр, путешествия Чи, Путешествия, фотографии

Previous post Next post
Up