May 26, 2011 14:56
Одна из статей для конкурса "Один день из жизни профессионала":
Более четверти века выходит к школьной доске учитель высшей категории лицея №7 Ольга Братчикова.
Так уж случается по жизни, что о настоящем профессионале, мастере своего дела говорят: «Таковым он стал по призванию». Многим из нас эта фраза давно кажется речевым шаблоном, о смысле которого люди не задумываются. Считается человек асом в своей профессии - значит, кто-то когда-то призвал его встать на эту стезю либо в этом жизненном сюжете человек был сам себе режиссер. И далеко не каждый, кто произносит слово «призвание», не сомневаясь в его смысловом значении, обращается за подсказкой к великому лингвисту Ожегову: «Призвание: склонность к тому или иному делу, профессии; дело жизни». А еще он приводит пример, который так и вписывается в мои намерения провести красной нитью в публикации о героине моего «романа» следующее: «Учить и воспитывать детей стало ее призванием».
Без лишних слов понятно, что речь пойдет о педагоге, для которой профессия - часть жизни, увлеченность, любовь и радость, помноженные на удовлетворение: это мое!
Представляю: учитель начальных классов Ольга Анатольевна Братчикова.
Швец и жнец,
и на дуде игрец.
Рассуждая о профессии учителя, можно запросто прийти к выводу: гораздо легче быть педагогом-предметником, нежели учителем начальной школы. По крайней мере, каждый литератор, физик или химик сосредотачивается исключительно на своем предмете, а учитель первых-четвертых классов - это же настоящий «многостаночник», тот самый «швец и жнец, и на дуде игрец». Профессия не спрашивает, лежит ли у него душа вести математику, русский язык и другие уроки. Профессия требует выкладываться на все сто по всем предметам, указанным на каждый день в школьном расписании. К тому же совсем не просто привить тягу к знаниям своим ученикам, для которых пока один из лучших предметов - шумная переменка. Так что здесь не обойтись без того самого призвания, благодаря которому можно жить и учить с настроением: это мое!
Все это - результат наблюдений за работой учителя начальных классов Ольги Братчиковой. Признаться, поначалу была просто удивлена фактом: имея высшее образование по специальности «учитель математики старших классов», она предпочла с головой окунуться в работу с младшеклассниками. С ними же все надо начинать с чистого листа - от первой буковки в алфавите до полного багажа знаний по программе начальной школы! Имея за плечами педагогическое училище, плюс высшее образование, могла бы пойти и другим путем…
- Нет, не могла. Не произошло, не случилось, потому что.., - взгляд убегает навстречу любимцам, потрошащим портфели в предчувствии звонка. - Посмотрите на них: разве от такого можно отказаться?
Смотрю… Косички, бантики, носики-курносики, куча-мала в уголке, скрытом от учительских глаз. Кто-то примерно сопит, тщательно раскладывая на столе тетрадки, другие тут же ворошат аккуратненько уложенные соседом принадлежности, а третьи ждут очереди возле тепленькой учительской ладошки.
- Ольга Анатольевна, Ольга Анатольевна, - то и дело окликают они учительницу. Зачем? Сами не знают. Просто так, потому что уж очень хочется быть возле нее «на первом месте».
Вот такая
физминутка
Звонок… Пока наблюдаю, как ровненько выстраивается в ниточку между рядов враз притихшая детвора, а их учительница таинственно исчезает за дверью. Ее место у доски занимает дублерша, изо всех «дамских» сил выдающая себя за Ольгу Анатольевну. Солидности ради тут же дергает резиночку, стягивающую кудряшки в тугой узелок. Степенно прохаживается, молча дожидаясь тишины, при которой даже полет пресловутой мухи будет слышен. Похожа!
- К физкультминутке приготовились! Раз, два! - ныряет в присядке маленькая фигурка. - А кто это у нас еще не проснулся? Кто пока меня совсем не слышит? - на глубоком выдохе строжится Ольга Анатольевна Вторая.
Во дает! Так держит класс, что никто даже и не пытается филонить и отлынивать от поворотов влево, вправо, бесконечных наклонов и «мельниц». В голову приходит мысль: наверное, побаиваются, что «все будет рассказано». С первого раза не угадала, потому что настоящая Ольга Анатольевна, внезапно возникшая на пороге, объявляет:
- Следующим физкультминутку проводит Егор Белов, потому что он сегодня выполнял упражнения лучше всех.
Что сказать? Высоко сижу, далеко гляжу, все вижу в открытые настежь двери…
Тему разобрали
«по косточкам»
Урок… Повторение темы: спряжение глаголов. Сейчас учительница начнет спрашивать наизусть правило и станет требовать, чтобы дети в ответ называли свои варианты правильного написания личных окончаний глаголов. Не тут-то было! Вопрос ставится иначе:
- Вспомните и назовите пословицы, в которых есть глаголы первого и второго спряжения.
Начало общему обсуждению тут же положила пословица «поспешишь - людей насмешишь», которую сообща разобрали «по косточкам». Мало того, что дети принялись активно рассуждать «своими словами», без применения выученного назубок правила, почему эти глаголы относятся ко второму спряжению. Попутно вспомнили все о неопределенной форме глагола, его лицах и влиянии того и другого на определение спряжения. Тут же обратили внимание на образность пословицы и сделали упор на ситуации, в которых она применима как нельзя кстати. Кажется, дошли до самой сути, все разложили по полочкам, до всех дошло, кроме… Ольги Анатольевны. Пишет себе на доске глаголы «скажеш», «построиш», «выучиш» без мягкого знака на конце. Да с ума сойти можно! Только что об этом ей весь класс талдычил: так, мол, и так, эти глаголы пишутся с мягким знаком, потому что… Опять приходится доказывать все по второму кругу. Целый лес рук желающих уличить учительницу в ошибках, которые допустила она на доске и нетерпеливое: можно мне, Ольга Анатольевна, можно?..
Можно… Да после таких разборок даже пенек в лесу освоит спряжение глаголов. А повторение катится дальше. Мало того, что глагол «насмешишь» имеет второе спряжение, так в нем появилась безударная гласная, которую теперь надо проверять ударением. Да легко! Руку изо всех сил тянет моя соседка по парте с огромным бантом на макушке:
- Проверочное слово «смешка»!
Да ты моя хорошая! Вот она детская непосредственность, на которую Ольга Анатольевна реагирует легкой улыбкой: вот тебе подтверждение пословицы.
- Ой! - тут же буквально подскакивает с места белый бант. - Проверим словом «смех»!
Урок пролетел за одну минуту, потому что не было ни секунды, чтобы расслабиться, заглянуть в соседнюю тетрадку или посчитать «ворон» по сторонам. Какими только методическими уловками не пользуется учительница, чтобы ее воспитанники вновь и вновь самостоятельно приходили к нужным выводам! Закрывает на доске буквы в окончаниях глаголов магнитиками, говорит отгадки, на которые дети придумывают свои загадки, высвечивает на экране стихотворение о переполохе на птичьем дворе, чтобы в качестве повторения дети вспомнили написание «н» и «нн» в суффиксах прилагательных. Конечно же, кто-то ошибается, утверждая, что крик на дворе грачиННый. Тогда противный голос с экрана гундосит: неправильно, подумай еще!
Да, это вам не Ольга Анатольевна, которая то и дело говорит: «молодчинка», «умничка», «в самую точечку», «отличненько». Правда, пару раз выскакивало и такое: «неоправданное веселье тормозит работу», «еще одна попытка доказать правило, после чего придется сдаваться».
«Под занавес» урока - усложненное задание: написать мини-текст о предстоящей контрольной, в которой будет как можно больше глаголов любого спряжения. Заглядываю в первую попавшуюся тетрадку:
«К контрольной готовишься сильно-пресильно. Стараешься, вспоминаешь все правила. А потом все равно где-то ошибаешься. Когда получаешь тройку, уже ничему не радуешься, не надеешься на долгое гуляние на улице. Если пятерка, то больше не переживаешь, а смеешься и прыгаешь от счастья. Хорошо, когда на уроке все слушаешь и запоминаешь, а не думаешь только про перемену».
А перемена тут как тут, поэтому самое время нам с лингвистом Ожеговым поговорить с Ольгой Анатольевной об учительском призвании. Хотя белых пятен после этого урока в точном определении «дело жизни» практически нет.
Вот как-то так…
С Ольгой Анатольевной беседуем на мягком диванчике в просторной учительской лицея. Приятная собеседница: умеет слушать, не нагружает теорией из методических пособий, чем частенько грешит преданное своему делу учительство. Модная прическа, теплый темно-синий взгляд, плавно текущая речь. Но стопроцентная учительница начальных классов видится в ином: ее откровенном признании в любви не профессии - детям:
- Обожаю своих ребятишек. Только этому возрасту к лицу милая наивность, такая непосредственность, такое трогательное отношение к учителю. Открытые, обо всем с тобой поговорят, все тайны доверят. Глазенки нараспашку - читай в них все: готовность где-то схитрить, желание чем-то поделиться, обиду на кого-то или захлестывающую радость. Ничего не могут скрывать - открытая книжка. Ну, как их не любить за все это, не прощать за мелкие шалости и промашки?
- Но на уроке-то Ольга Анатольевна, ой, как строга.., - подливаю масла в огонь.
- Бывает, - соглашается моя собеседница. - Верх над чувствами и эмоциями берет желание вложить в их головки максимум знаний. Больше всего хочется, чтобы каждый из них почувствовал: он самостоятельно делает выводы, это ему принадлежит то или иное открытие на уроке, он может, ему доступно разобраться в том или ином вопросе. Именно поэтому ни на одном уроке не даю детям готовеньких правил, не учу зубрежке. Столько передумают и вспомнят, пока самостоятельно, где-то с моей подсказки или при помощи нужных примеров не выйдут на результат. А потом, пожалуйста - открывайте учебники и чувствуйте себя гениями, когда обнаружите, что по крупицам пришли к нужному правилу или решению.
- Личная методика или кто-то из великих в помощь? - задаю коварный вопрос.
- Семнадцать лет дружу с Занковым, по программе которого работаю и доверяю, как доброму другу, - отшучивается моя героиня. - Да и по жизни просто везло на коллег, у которых никогда не стеснялась поучиться. Сколько себя помню - все время бегала за советом к своей мудрой первой учительнице, а затем коллеге Лидии Денисовне Гвоздевой. К тому же в нашем лицее настолько сильны учителя начальной школы, что не присматриваться к их опыту может только ленивый или равнодушный. Как-то вот так…
Как-то вот так Ольга Братчикова раз и навсегда выбрала любимую профессию. Как-то вот так стала сильным учителем, к которому родители мечтают привести своих первоклашек. Как-то вот так мечта детства переросла в дело жизни, без которого просто никак.
Это призвание или удача состояться на учительском поприще, почувствовать себя на своем месте, ощутить крылья за спиной? Не спрашиваю Ольгу Анатольевну об этом. Просто смотрю на нее, слушаю, возвращаюсь мыслями к бесподобному уроку и детям, для которых спрятать ручонку в учительской ладошке - за счастье. Горделиво оглядываются по сторонам, а в глазах - сплошные фейерверки. Любят…
А коли так, то нам с Ожеговым уже не принципиально знать о точном соответствии учительницы своему призванию. Несерьезно разбираться в том, о чем давным-давно догадались даже ее ученики. Вся правда и истина в том, что дети любят...
статья,
профессия учитель,
конкурс,
Валентина Знаменева