или чему учить ребенка.
Ругаться на школу можно сколько угодно, но предложить что-то взамен?
Под силу ли это нам?
Когда мы говорим, что наши дети, возможно, будут учиться дома, в ответ нас спрашивают, сможем ли мы им дать школьные знания в полной мере - ведь сами не учителя, да и школьную программу вряд ли кто хорошо знает.
Фиг с ней - школьной программой. На мой взгляд, она не имеет ничего общего с жизнью.
Меня больше волнует другой вопрос.
Как и чему учить, чтобы дети росли свободными? Счастливыми? Здоровыми
Выбирая путь так наз. естественного родительства (или осознанного) - мы даем ребенку очень важное в самом начале пути, столько думаем о первых минутах/днях/годах жизни, довольно странно потом снять с себя ответственность за его образование/воспитание, потому что есть школа.
Это как научить ребенка плавать и отправить в поход в горы. Научить птенца летать и запереть в клетке.
Наверное, поэтому семейное образование становится все более популярным - как естественное продолжение осознанного рождения и воспитания.
И так же как медицина не имеет ничего общего со здоровым человеком, так и школа не имеет ничего общего со свободным человеком, с творцом. По крайней мере, наша современная школа, в которую ходит большинство российских детей.
Как вообще живет взрослый человек? Счастливый и довольный своей жизнью (если вы встречали такого, конечно)? Он радостно встает по утрам, принимается за свое дело легко, и все бытовые мелочи кажутся ему ерундой, потому что они не главное. И дело его - творить, создавать. Растить свой маленький сад или восстанавливать леса в Амазонке - не столь важно. Счастливый человек не ассоциируется у меня с бездельником, который только "стрижет купоны". Это деятель, созидатель.
В школе что происходит?
Приходит маленький ребенок - у него еще не созрели вопросы, а ему уже дают ответы. И не отвечают на вопросы, которые у него есть, потому что есть урок и есть программа.
Он еще не спросил, почему трава зеленая, а ему уже рассказали.
Формирование потребителей. Информация дается без запроса и нахаляву.
Редкие опыты и эксперименты, но и они не носят характера исследования, а лишь притягиваются за уши к материалу по теме.
Плюс - зависимость от чужой оценки (нет возможности самому оценить свой результат). Ну, и быть как все - это просто необходимость в школе.
В итоге получаются идеальные клиенты торговых центров/гипермаркетов/турфирм - потребители того, что им (даже не навязали) предложили.
Как сказал кто-то: если у вас нет своей стратегии, значит, вы участвуете в воплощении чужой. В данном случае - в стратегии владельцев магазинов и турагентств))
В итоге, чтобы почувствовать себя счастливым, идеальный выпускник школы должен потреблять много и дорого (по крайней мере в нашей стране это культивируется активно и является общественной ценностью), но не ради достатка - достижения результата, а ради потребления, потому что индустрия работает - производит новые продукты/шмотки/технику/развлекухи.
И если ты в этом году не съездил в Турцию - ты уже отстаешь. А отставать от остальных нехорошо. Двоечка тебе за успеваемость))
Поэтому люди начинают усиленно работать на дядю, чтобы в следующем году уж точно попасть туда, куда полагается.
А надо ли в эту Турцию?
Вот, если бы ребенка каждый день спрашивали - "А что хочешь ты сегодня сделать?" Тогда он начал бы себя слушать, чувствовать: а что хочу я?
Но увы, в рамках современной школы это невозможно.
Но возможно ли дома? Не скажет ли ребенок: "Я хочу смотреть мультики весь день"?
Получается, самим родителям надо жить так - свободно и осознанно, ведь дети в первую очередь ориентируются на нас в своих ценностях.
Родители-творцы вырастят детей-творцов, но только если дадут им свободу выбора и ответственность за свой результат.
А как же знания? - спросите вы.
Все остальное - дело техники. Главное - стержень, база. Подход творца, созидателя поможет в море информации выбрать только необходимую, а не копить десять лет "на всякий случай". Получение навыков и знаний будет в удовольствие всегда (помните, "делаю, что хочу")
Это все звучит, конечно, круто и, увы, банально. То, что воспитание детей нужно начинать с воспитания себя - пожалуй, каждый знает, но что конкретно делать, неясно.
Я много думала об этом.
Мне кажется, важно сократить "потребление" искусственных образов - телевизор, мультики и фильмы (не исключить, но сократить), начать самим придумывать сказки, истории, картины, игры, любоваться природой, гулять по лесу, слушать птиц. У современных детей уже не просто привычка, а потребность получать огромное количество образов нахаляву.
Я знаю один прием, с которого можно начать "обучение" ребенка. Не давать ему готовых ответов на его вопросы, и самим вопросы задавать почаще. Пусть сам подумает и сам найдет ответ. Или не найдет. Но это же не страшно, да?