Копилка мыслей про СО

Oct 11, 2017 00:17



Однажды осенью в голове одной мамы, бродившей по своему деревенскому дому, накопилось много мыслей. И она их вылила.

Наша учеба всё больше мне нравится. Я бы даже её специально «учебой» не называла. Потому что это просто жизнь вместе с детьми, это действительно семейное образование - когда учатся все.
И такой разрыв шаблонов, как с обучением Сени, у меня давненько не случался.

По порядку.
1. Семейное образование может быть настолько разным, насколько разные семьи и их взгляды. Да что уж там - мы с мужем периодически не сходимся во мнении на учёбу. Он бы их вообще во двор выпустил и забыл. И пресловутая программа вместе с ФГОСами может быть как флагом, под которым проходит вся учеба, так и помехой для самостоятельного изучения жизни ребенком.

Есть семьи, у которых дома та же школа с уроками и переменами.
Есть те, кто хотят, чтобы чадо было первым во всех начинаниях, поэтому «начальная школа за год» и ЕГЭ в 12 лет - это их путь.
Есть те, кто хочет больше творчества и свободы, и там пляшут от потребностей ребенка. Буквы вышивают, проекты мастерят, растения выращивают, опыты ставят.
Еще бывают такие родители, которым важна экзотическая сторона - они любят новые методики обучения. Уроки в парке, образовательные проекты.
Я слышала про категорию тех, у кого ребенок серьезно занимается спортом или музыкой, и школа просто не вписывается в график.
Еще есть семьи, для которых важно религиозное образование, основанное на традиции их вероисповедания.
Ветер в поле - редкая категория, родители дают возможность детям вообще ничего не сдавать, полная свобода деятельности.
И еще многих я не упомянула.

Самоидентификация в этом вопросе - момент непростой, но важный. Определиться для себя, что важно, что хочу увидеть в итоге, какие результаты интересны - это поможет не трепыхаться в процессе, как флюгер.
Но позиция может ментяться - я не отказываюсь от этого.

2. Необходимый объем знаний - опять же по мнению родителей - разный.
Но за год нашего СО (семейного образования) я поняла, что лучше меньше да лучше.
Усвоение нового - процесс не быстрый. Если нужно, чтобы знания легли надолго, а не для прохождения аттестации, то лучше медленно выдавать, порциями. В идеале - с разных ракурсов. И обязательно в связке с другими знаниями, чтобы пазл не в коробочку упал (и тогда ищи его), а сцепился с другими в общую картинку. И да - обычная школьная программа зачастую представляет собой таки-коробочку с фрагментами пазла, которую долго трясли.

Лучше дать базу, но хорошо. Чем всего и помногу, потому что голова ребенка может усвоить не самые важные кусочки.
Мне очень нравится то, как усваиваются знания у Арсения по темам, которые ему интересны и близки. Например, география. Он лет с четырех уже картами увлекается, несколько на стенах висит. Книг куплено штук пять по разным тематикам: политические и экономические карты, народы мира, места обита6ия животных. И он читает эти книги регулярно. По несколько раз перечитвает одно и то же.

Есть вещи, которые мне в программе непонятны. И не ясно, зачем они вообще нужны. Конечно, я считаю себя умнее тех, кто программу составлял - рыдающий смайлик. Я так сыну и говорю: фигня какая-то.
Факты приучились проверять. В разных книгах - увы - информация разная.

3. Самый лучший путь. Здесь мои приемы. Опыт пока небольшой, приемов немного.
Учеба должна быть интересной, лучше, если источники будут разные. Видео, книги, аудио, игры, обсуждения, картинки, энциклопедии и нестандартные учебные пособия. Это банально, но об этом часто забывают в процессе. Например, уже много написано про каллиграфию, как отдельную дисциплину, для красоты и для души, но многие дети всё равно страдают над прописями.

Лучше всего ребенок воспринимает какой-то один источник. Например, книгу с картинками. Или конспект со схемами. Это нужно знать, чтобы быстро пройти несложный материал, когда времени на творческий подход нет.

Дети замечательно учатся, когда объясняют что-то младшим или старшим. Или себе на камеру.

Хорошо, когда детей несколько, и учебный процесс не хаотичный, а упорядочен. Традиция познания. Например, утром все занимаются. После ужина - чтение вслух. После отбоя малышей старшие делятся с родителями тем, что было самым интересным.

Родителям не стоит уповать на то, что дети будут огого как хотеть учиться, если сами родители не слишком активно узнают новое.

Хорошие книги должны быть основным источником знаний детей. Это учит охотиться, листать страницы, искать то, что нужно - жажда, страсть, стремление. Не телевизор, не гугл, не ютуб. Это пустое хаванье образов. Интернет может помочь, на ютубе можно найти ролик, но велик риск ухода в дебри.
Поэтому, как я считаю, самообразование начинается с чтения. И страсть к чтению - это основа. Знаю огромное количество детей в начальной школе, которые книгу по собственной воле не возьмут - потому что обязаловка, потому что не видят радости от чтения.
Много хороших книг дома.

Не стоит еще забывать, что я - продукт школьной системы. Так что детям иногда действительно виднее, как эффективно учиться. И это может повернуть наши представления об учебе с ног на голову.

Пожалуй, это всё на сегодня.

П.С. На днях я изменила жж с инстаграмом. (Можно кликнуть по фотке вверху поста) Думаю, эти два блога не будут пересекаться у меня, хотя некоторые высказывания детей продублирую туда.

открытия, само-образование, семейное образование

Previous post Next post
Up