Замечали ли вы, как малыш ест конфетку?
Малыш усаживается на стульчик, разворачивает конфету и засовывает ее в рот. Конфета медленно перемещается за щеку, потом снова на язык и так по кругу. Иногда ребенок достает конфету на ладонь и смотрит, что у него получилось с художественной точки зрения. Потом конфета снова отправляется путешествовать во рту.
Малыш весь поглощен процедурой, на лице - само наслаждение, в глазах - счастливая сосредоточенность. Ребенок занят. Здесь и сейчас.
Вот этим мне очень нравятся наши дети, которые точно так же занимаются музыкой - целиком в процессе. У них нет привычки защищаться от лишнего, от фона; у них нет еще такого, когда взрослый объясняет, а можно не слушать. Они на музыке - и они целиком там. Очень здорово видеть, как внимательно они слушают педагога, с каким погружением в процесс играют, как слышат музыку и реагируют на нее.
Да, они не сразу вливаются в коллектив, но, разобравшись с правилами, они действительно работают.
Эта спокойная сосредоточенность была видна уже у полуторагодовалого Макара - когда мы только пришли заниматься. Он просто не мог себе позволить фигачить по музыкальным инструментам со всей дури, баловаться или забирать что-то у других детей. В то время как такое поведение для большинства детей его возраста было, ну, почти нормой. Макар слушал объяснение педагога открыв рот. Если звучат музыкальные инструменты, которые его зачаровывают, и он вообще ничего не делает - просто слушает.
Я думаю, что такая способность - слушать и слышать - не результат привычки, как говорят нам многие педагоги (мол, ребенок не приучится слушаться старшего, если не будет ходить в сад/школу), а как раз результат того, что нет "лишнего" послушания. Тишина, которая нас окружает, учит ценить и замечать любой звук. Такой навык не слишком пригодится в городе: каждый кашель за стенкой будет слышен. Но в деревне - это порой даже вопрос безопасности. Ну, и удовольствия - весной.
В то же время дети слушают взрослых, потому что мы, взрослые, стараемся не злоупотреблять своим правом указывать, приказывать или читать нотации. То, что мы говорим детям обретает ценность еще и потому, что мы говорим меньше, чем им хотелось бы. Легкий дефицит. Во времена информационного мусора и обесценивания знаний это только в деревне возможно (как мне кажется).
Чувствительность детей высока - они открыты новому, они хорошо чувствуют то, что им нравится, легко включаются в процессы, вроде игры на инструментах, где надо расслабиться и отдаться музыке целиком. Эффективность обучения при такой восприимчивости повышается в разы.
Они с огромным удовольствием "едят свою конфетку" - ощущая всю палитру вкуса. Здесь и сейчас.
Есть еще пара открытий про обучение детей, но попридержу пока.
П.С. Всем, кто поддержал меня вчера - спасибо. Планшет был реанимирован: сначала я уронила на него слезу, потом сын его стукнул, а утром, хвала гуглу, я нашла инструкцию по спасению умерших айпадов - в общем, танцы с бубнами помогли.