Чудеса обучения

Sep 15, 2017 22:09

или многобукв про мотивацию.



Агата ходит по кухне и считает: "тридцать два, тридцать три, тридцать четыре..." Мы с мужем в радостном недоумении, еще в декабре она не могла понять, что после трех всегда идет четыре, и я учила ее считать только до десяти. И вот - она сама.
- Ого, смотри-ка Агата как разошлась! - Говорю. - А мы ее нелогичной считали.
- Тридцать восемь, тридцать девять, четырнадцать, - продолжает считать Агата.

***
Сеня и Агата, еще не наступил сентябрь, как вцепились в меня мертвой хваткой "давай заниматься". Очевидно, что начало учебы осенью - вполне соответствует детским биоритмам.
Дети обрушились, а я не готова. Как-то в целом было много мыслей, но как их применять на практике - еще не думала. И я дала детям прописи, дала тренажеры по матиматике, русскому, с Агатой стали учиться читать - программу же всё равно будем осваивать, право на образование еще никто не отменил.

Самым главным вопросом для меня стал "Что ты хочешь делать сегодня?"
Я знаю, что есть программа, и мы не отказались от идеи аттестаций (хотя в ЦОДИВ пока во второй класс Сеня не зачислялся). Но мне видится этот вопрос очень важным, чтобы вырастая дети не забывали его себе задавать. Делая задания на энтузиазме, они привыкают работать только так.

Обязательная программа. Конечно, в началке все довольно просто, до тоскливых формул еще не дошли, но моменты "это не интересно, скучно, надоело" иногда бывают. Здесь мне помогают две вещи: то, что занимаются все (кроме старших - Макар, да и я), а это очень мотивирует детей; и то, что я досконально разбираю, зачем мы это делаем.

Если какое-то дело не идёт совсем, то мы его просто откладываем. Чтобы не превращать в мучение, чтобы поискать более легкий путь, чтобы пересмотреть методику или вообще с другого конца подойти.

Например, Сеня упирался писать прописи (да, он не пишет письменными буквоми). Я не собираюсь быть горгоной (хотя бываю, что уж там), отстала от него, чтобы не нагнетать. И вот как-то вслух читала, какие виды деятельности развивают мелкую моторику, и Сеня услышал, подумал и пошел искать тетрадку с прописями. Вообще без моих каких-то уговариваний или манипуляций.
Это удивительно - какая разная мотивация у детей.

Вся эта ерунда с аттестациями - это не то чтобы обучение, скорее освоение программы (и дети это знают, мы не называем это "образованием" - потому что для нас оно не ценно). Зато на этом предмете можно хорошо освоить моменты самообразования, самообучения, мотивации.

Как бы я хотела, чтобы выглядел процесс обучения? Расскажу на сегодняшнем примере.
Я сегодня приболела и хандрила на диване. А вы думаете, откуда второй пост за день?. Сеня зачитывает мне очередные сведения про дальность стрельбы советских танков, а я рядом в планшете ковыряюсь. И вот Сеня переходит к странице, где рассказывается про состояние войск на начало Великой Отечественной, про количество разных видов танков у Германии и СССР. Я ж историк, я не смогла мимо пройти, потому что услышала, что танков-то у нас было больше, причем значительно больше, чем у фашистов.

- А как же получилось, что мы столько отступали? Почему нас так легко взяли, если Т-34 пробивал броню танков противника с расстояния 1,5 тысячи метров, а немецким танкам нужно было подобраться к противнику на расстояние 300 метров. И танков у нас было больше?
- Не знаю, мам. Наверное, наши были плохо обучены и не готовы. - И сын углубляется в книгу. Через пять минут он узнает, что была еще другая техника, по которой СССР отставал. И техника была важная - доставляла провизию.
И дальше - он мне всё это рассказывает, сравнивает цифры, называет виды войск, анализирует и делает выводы. Потом находит информацию о наступлении войск противника, смотрит на карте, где располагались основные танковые силы СССР.

И под конец Сеня мне рассказал, почему круглые башни на танках лучше, чем квадратные. Оказывается, броню, расположенную под углом, кораздо сложнее пробить.

Если бы мы расчленили по школьной традиции этот разговор на предметы, то Сеня изучал историю, географию, математику и физику. Еще и сам сумел найти и пронализировать необходимую информацию.
А главное - ему это было интересно, и он даже не заметил, как что-то "изучил".
***

И последнее про мотивацию.
Самый замотивированный Макар. Потому что его вообще никто не зовет заниматься, а все сидят, пишут что-то. И ему надо больше всех. А еще у нас есть десерт - это когда дети всё сделали, что планировали, то они могут получить возможность заняться самым любимым. Для Сени десерт - это олимпиады порешать на сайте учи.ру, а для Агаты - возможность буквы мне писать (а я читаю слова, которые у нее получаются). Как же они ждут этого момента! А ведь если бы я сделала это обязаловкой, то вряд ли бы они получили столько радости от решения олимпиадных задач.

Арсений, само-образование, семейное образование

Previous post Next post
Up