Снова тема не для короткого формата, но попробую втиснуть ее в сколько-нибудь приемлемый размер. Тема касается нашей ностальгии по Советскому Союзу и связанных с этим вопросов. Все вопросы - не пугайтесь - я затрагивать не буду, но одним поморочу вам голову, потому что считаю его полезным для дискуссии. Возьмем в качестве примера китайцев: что китайцы сделали, перейдя к симбиозу рыночной и плановой экономики, и внедрив на своих просторах доселе невиданную форму капиталистического социализма? Они, прежде всего, стали активной частью мировой торговли, и, отдавшись рынку, пустили к себе высокие технологии.
Получив в свои руки практически все достижения в области новейших технологий, китайцы, знатные плагиатщики, освоили их и подтянули отстававшую многие десятилетия "науку и технику" до достаточно приемлемого уровня, способного конкурировать с ведущими странами. Но это Китай....Китай достаточно изолированная и удаленная от "метрополии" страна, влияние которой на западный мир, равно как и уровень политической конкуренции с ним ниже, чем влияние Советского Союза, или России, "в силе и славе", и поэтому Запад, сопоставив потенциальные риски и выгоды от обретения огромного рынка сбыта своих технологий, а также дешевой рабочей силы и возможности переместить грязные производства на чужую территорию, рискнул поделиться с Китаем прогрессом.
Очевидно, что именно на период развала Союза и на первые годы сразу после этого пришлось начало стремительного рывка высоких технологий на Западе. А это не просто мобильные телефоны, компьютеры, нанотехнологии, бытовая техника и автомобили нового поколения - это, прежде всего, оборонный и наступательный потенциал. Мне сложно судить, насколько продвинулась, например, система противоракетной обороны с момента появления современных достижений в области вычислительной техники, но одно для меня очевидно: Запад, перешагнув порог открытий в значимых сферах, ни за что не поделился бы ними с Союзом, находясь в рамках традиционного противостояния с ним.
То, что я говорю и скажу - вещи весьма спорные, но они занимают мой мозг, потому что одной ностальгии по Союзу мне мало - я хочу понять, что же произошло при взгляде со стороны. Набросаю одну очень грубую схему: стремительно прогрессирующий Запад уже имел в своих недрах заготовку будущего научно-технического прорыва и его потенциал постепенно, но существенно начал опережать потенциал СССР, который загнали в гонку как ядерных, так и обычных вооружений, и который имел на своих плечах немало дополнительной нагрузки в виде братских стран. Естественно, что с наступлением "новой эры" технологий Запад сделал бы все, что в его силах, чтобы увеличить разрыв и не допустить к этим технологиям Союз, отставив его в двадцатом веке.
Но тут случился развал по известным, и пока еще не известным причинам, и мы перестали быть опасными, но при этом, как и Китай, стали очень привлекательным рынком для сбыта всего, что производил Запад, и доступ к технологиям оказался частично открыт. Постепенно мы освоили часть из них, выровняли перекос, и начали вспоминать про свое былое достоинство. Вы думаете, в результате санкций по нам ударили хамоном и апельсинами? Мы их сами давили, если я не ошибаюсь, в ответ на .....ограничение, прежде всего, доступа к высокотехнологичной продукции, редкоземельным металлам, и, собственно, к технологиям.
Технологии сегодня определяют все: украинцы бьют по нашим беспилотникам с достаточно высоким уровнем изготовления импульсными электромагнитными пушками, завезенными из Штатов, они располагают западными комплексами контрбатарейной борьбы, у них есть комплексы тепловизионного обнаружение всего, что хоть немного выдает инфракрасные лучи - от человека, до выстрела из снайперской винтовки, - у них есть птуры современного, опять же, импортного изготовления, когда оператор уже сидит отдельно от установки в укрытии, и работает по монитору....Много чего позволяют технологии. Когда американцы грозят поставками летального оружия, то речь идет не о ящиках с М-16, а о таких средствах поражения противника, которым противопоставить нечего. Вот что такое - разрыв в технологиях.
Получается, что я сейчас сказал, что Рунет, Глонасс, Армата и многое другое стали нам доступны только потому, что Союз был развален, мы сыграли невольно в поддавки, а потом, уже с хоть какими-то технологиями, начали восстанавливать свой потенциал, что снова испугало Запад и вынудило его принимать меры. Забросайте меня помидорами, но так и получается - есть и такая сторона медали. Другое дело, что остается верной и другая истина: где бы ни рванули ядерные бомбы - даже у нас над головами, - миру все равно крышка, и поэтому наши, хотя и устаревшие ракеты, были бы все равно опасны. Но звучит это как-то самоубийственно.
То, что я сказал - это всего лишь повод к дискуссии. Мы никогда не узнаем, что было бы, если бы, потому что история, как говорят, не любит сослагательных наклонений. Нам есть о чем переживать после потери Советского Союза, но есть и над чем подумать. Когда мы хотим от нашей власти четкости и определенности в решениях и действиях, - мы ведем себя, как обыватели с ограниченным уровнем доступа к проблеме, и не учитываем последствий в их среднесрочной перспективе. Это удобная позиция, но я сознательно вывожу себя и вас из зоны комфорта, чтобы мы могли расширить диапазон нашего восприятия. Это важно даже и именно в прикладном смысле: когда Донбасс не берут в состав России быстро, или когда в Крыму действуют ограничения на некоторые "опции" - за этим стоит, зачастую, не отсутствие патриотизма, а стоят более сложные причины и мотивы. Я не хочу о них думать - мне проще думать "проще", но я обязан это делать, потому что ...обязан.