Мне порекомендовали ознакомиться с эссе 1969 года, написанным
Андреем Амальриком,
«Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?». В работе много сбывшихся предсказаний о том, как развалится Страна Советов. Эссе было издано впервые в самиздате.
Мой дедушка, Сахаров Михаил Демьянович, как раз увлекался в те, уже далекие, годы «голосами» и самиздатом. На замечание пришедшего домой с визитом участкового: «До нас дошли сведения, что вы слушаете иностранные голоса!», - дедушка тогда парировал: «Да, я слушаю передачи зарубежных радиостанций, а что - это запрещено? Мне необходимо знать позицию нашего противника для того, чтобы успешно его критиковать и изобличать. Вы знаете, что я окончил курс в Институте марксизма-ленинизма?»
Самиздатовские издания дедушка мне, тогда дошкольнику, два или три раза тайком показывал, при этом добавляя чтобы я о них никому не рассказывал, иначе его посадят в тюрьму, а в лучшем случае сошлют в ссылку на далекий Север, и больше у меня дедушки Миши не будет. Эти издания представляли собой иногда просто скрепленные машинописные листы, причем как правило это была копия, напечатанная на папиросной бумаге (она продавалась тогда пачками в формате, близком к А4) под копирку. Края сшивки от частого использования были истертыми и закрученными. Другое издание самиздата, которое я запомнил, имело серый переплет из плотной бумаги, а его страницы с текстом были подпольно размножены на ротапринте. Переплет или первая страница в сшивке были всегда чистыми, без надписей, а на титульной странице обозначалось с разрядкой: «С А М И З Д А Т». Читать их мне дедушка тогда не доверял, говоря: «Тебе еще рано». Выдавались самиздатовские издания на ограниченный срок, обычно несколько дней, за которые дедушка должен был их прочитать. Разбирая доставшиеся от дедушки выпуски «Пионерской правды», я недоумевал, зачем мой предок сохранял все эти сотни номеров газет из подписки, а также не меньшее число других периодических изданий. Сейчас же я пришел к выводу, что это возможно был также и способ тайного хранения самиздатовских изданий внутри одной из многочисленных связок газетных «правд», перемежающихся стопками собственных рукописей и папками с деловой перепиской. У меня лично ушёл не один день на то, чтобы всё это разобрать.
В упомянутом мной эссе проводится достаточно детальный анализ интересов и чаяний «среднего класса» советского общества, описывается внутриполитическая ситуация в СССР и состояние тогдашней судебной системы. Все это имеет определенные параллели и с нашим временем. Здесь приходят на ум ассоциации с граблями, наступать на которые не рекомендуют, или по научному - с витком спирали исторического развития. Экономисты же отмечают, что нынешняя экономика России все более возвращается к государственному капитализму, а в связи с этим она приспосабливает под себя и общественное устройство, в некоторых особенностях которого начинают проявляться черты, уже знакомые нам по советской эпохе.
Цитата из эссе:
«… многие члены этого [среднего] класса попросту являются функционерами партийного и государственного аппарата, и они смотрят на режим как на меньшее зло по сравнению с болезненным процессом его изменения.
Таким образом, мы сталкиваемся с интересным явлением. Хотя в нашей стране уже есть социальная среда, которой могли бы стать понятны принципы личной свободы, правопорядка и демократического управления, которая в них практически нуждается и которая уже поставляет зарождающемуся демократическому движению основной контингент участников, однако в массе эта среда столь посредственна, ее мышление столь “очиновлено”, а наиболее в интеллектуальном отношении независимая ее часть так пассивна, что успехи Демократического движения, опирающегося на этот социальный слой, представляются мне весьма проблематичными.»