Недавно на Фейсбуке встретил вопрос, который вылился в интересное обсуждение: является ли обида грехом? И что такое обида?
Заинтересовал вопрос ещё и тем, что в церкви достаточно часто проповедуется об обиде и непрощении.
И в связи с этим захотелось немного разобраться в этом вопросе. Хочу сразу предупредить, что в дальнейшем буду высказывать своё мнение, основанное, впрочем, на том, что читал и слышал, в том числе и из еврейских источников.
Наверное, для начала нужно дать определение слову «обида». Большой толковый словарь русского языка даёт такое определение:
ОБИДА, -ы; ж.
1. Оскорбление, огорчение, причинённое кому-либо несправедливо, незаслуженно;
2. чувство, вызванное этим оскорблением, огорчением.
То есть, с одной стороны обида - это действие, а с другой - реакция на какое-то действие. Во втором смысле, думаю, можно говорить о чувстве обиды или об обиженности.
Таким образом, обида как действие выражается в нанесении другому человеку материального (невозврат долга, обман в денежных делах и т.д.) или морального (оскорбление, разглашение личной информации и т.д.) ущерба.
Обида как чувство - это реакция на действия, о которых говорилось выше.
Однако есть ещё одно состояние, которое тоже называют обидой, но к которому больше подходит определение «обиженность». Оно возникает тогда, когда человеку кажется, что к нему отнеслись несправедливо и он обиделся. Тут вариантов тьма: не поздоровался, не так посмотрел, показалось, что о тебе кто-то что-то сказал, не помог, помог, но не так, как рассчитывал... список можно продолжить. Эта обиженность в подавляющем большинстве случаев иррациональна, то есть не основана на реальных действиях другого человека.
Теперь, когда немного разобрались с тем, что такое обида, можно поразмыслить о том, что же с ней делать.
Возможно, стоит начать с чувства обиды или обиженности, которое появляется как реакция на кажущуюся обиду. Так как это состояние является чисто внутренним, генерируемым самим обиженным («А он обо мне плохо подумал»), то и что-то делать нужно в самом себе. Но когда чувство обиды не связано с внешними факторами, то и избавиться от него достаточно сложно.
Во-первых, можно подойти к «обидчику» и выяснить, почему тот сделал что-то, что обидело человека. Или что тот имел в виду говоря что-то, что обидело человека. Но с мнительностью не так просто справиться. Всё равно будет оставаться червячок, который будет подтачивать отношения.
Второй и наиболее действенный способ - учиться не обижаться, учиться не видеть в действиях или словах другого человека какие-то козни или задние мысли. Мудрецы Торы учат, что мы должны оценивать поступки и слова других людей с позиции оправдания. То есть, надо не искать негатив, а пытаться понять, а почему человек поступил так или сказал именно это.
Как пример:
Брат в церкви прошёл мимо и не поздоровался, и даже как будто не заметил меня. Можно конечно начать накручивать себя: «Он прошёл мимо меня и не поздоровался. Наверное, он считает меня ниже себя. А может быть замышляет против меня какую-то гадость.» Но на эту ситуацию можно посмотреть на и с другой стороны: «Наверное, у него какое-то важное дело и он в спешке просто меня не заметил. Надо будет, когда он освободится, самому подойти и поздороваться.» Таким образом наша мнительность будет задавлена на корню. Просто ли так думать? Скорее всего нет. Но несомненно надо стремиться к такому состоянию.
А что делать, если обиженность длится длительное время? Человек помнит, что кто-то когда-то, по его мнению, поступил с ним несправедливо. Думаю, что нужно стараться сделать то же самое: оценить ситуацию с позиции оправдания или, по крайней мере, объяснить её.
Во всех подобных случаях может помочь понимание, что я, как человек, не могу знать всех обстоятельств другого человека. Я не знаю, в каком состоянии он находится в данный момент. И потому моё суждение о нём может быть не вполне адекватным.
Теперь можно разобрать ситуации, в которых обида действительно имеет место.
Сначала небольшое отступление, связанное со значениями слов в Писании. Слова, представленные в Синодальном переводе в формах «обижать», «обидеть» или «обида» имеют значения на иврите «притеснять, угнетать», «насилие, притеснение, жестокость» (кстати, это слово произносится как хамас) или «обманывать, лгать, поступать несправедливо или вероломно». Примерно то же значение слова, производные от слова «обида», имеют и в греческих текстах Нового Завета: «совершать беззаконие, проступок или преступление», «причинять вред, чинить насилие, обижать». То есть, как я писал в начале, обида связана с причинением какого-то ущерба, морального или материального.
Что делать в таких случаях, когда имеет место действительный ущерб? Например, оскорбление или распространение личной информации? Или отказ заплатить за сделанную работу? Или невозврат долга?
Часто можно слышать, что во всех случаях надо прощать. Предполагаю, что такой же совет может последовать и в случае кражи, например. И такой подход можно было бы обосновывать словами из молитвы «Отче Наш»: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим.» И в других местах, в частности в посланиях можно встретить призывы прощать. Однако, проблема не такая простая, как кажется на первый взгляд. Точно так же можно найти стихи, которые говорят о том, что в случае совершённого против тебя греха надо обличить грешника. А все вышеперечисленные случаи поведения являются грехами, о которых сказано в Торе.
С другой стороны, внешне аналогичные поступки могут быть вызваны разными причинами. Например, невозврат долга может быть от того, что занявшему просто нечем отдать. А может быть и потому, что должник может легко отдать долг, но просто не считает нужным это делать. И если в первом случае можно долг простить (здесь надо заметить, что в подобных случаях прощение - это не какое-то эмоциональное действие, а юридическое: человек отказывается от финансовых требований к другому человеку).
В Библии можно увидеть, что Бог управляет миром мерой милости и мерой справедливости. Как говорят еврейские мудрецы, если бы не было одной из этих составляющих, мир не мог бы существовать. Одна только милость ведёт к вседозволенности, а справедливость - к строгому наказанию за мельчайшую провинность. Если исходить из этого, то да, надо проявлять милость к согрешившему человеку в надежде на его исправление, но в то же время есть место и суду, когда человек меняться не хочет.
Можно рассмотреть ситуацию с другой стороны: если я кому-то должен, что мне делать? Как можно быстрее исправить ситуацию. И ситуация может быть исправлена только между мной и тем, кого я обидел. Хороший пример: евангелие от Матфея 5:23-26. Отсюда можно научиться тому, что такого рода конфликты (видно, что речь идёт о финансовых отношениях) не решаются ни молитвой, ни исповедью священнику, ни жертвой. А только урегулированием ситуации между двумя людьми. Если посмотреть заповеди Торы, то можно увидеть, что за многие проступки жертвы за грех не предусмотрены, в случае ущерба взимается определённая законом компенсация. В еврейской традиции считается, что жертва в День Искупления (Йом Кипур) искупает любые грехи против Бога, даже совершённые сознательно, и даже бунт против Бога, но не искупает грехи, совершённые против ближнего. И эта идея хорошо видна в словах Иисуса: оставь жертву, она не принесёт тебе пользы пока есть проблемы с ближним твоим.
Если я кого-то обидел словом, надо принести человеку извинения.
Что делать, когда тебе приносят извинения за причинённую обиду словом или возмещают причинённый ущерб с извинениями за задержку? Еврейская традиция говорит, что тот, перед кем извиняются должен приносящего извинения простить. Не может, а именно должен. Нельзя носить в себе обиду, нельзя хранить злобу. «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего…» (Лев.19:18)
Можно подвести некоторый итог.
Чувство обиды или обиженность грехом не является. Но если человек носит в себе непрощение после того, как перед ним извинились, вредит душе человека, разрушает её. Это не тот багаж, который стоит хранить.
С другой стороны, обида, то есть причинение какого-либо ущерба является грехом. И множество ситуаций описано в Торе, а ещё больше - в комментариях.