Про покрывало

Oct 18, 2014 21:49

В процессе обсуждения библейских тем нередко можно заметить, как собеседники награждают друг друга покрывалами. Особенно, если один из собеседников еврей, а пуще того - иудей. Однако достаётся и христианам, если те не согласны с «генеральной линией партии».
При этом подразумевается, что награждаемый покрывалом имеет некий покров на разуме, который мешает ему познать истину. По отношению к иудею имеется в виду, что тот не признаёт в Иисусе Мессию.
Хотелось бы рассмотреть те места Писаний, где говорится о покрывалах и попытаться понять, что же Павел имел в виду.

За основу обычно берутся слова Павла из второго послания к коринфянам:
«Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.»
(2Коринф.3:14)

Для понимания сути того, о чём пишет Павел, необходимо рассмотреть весь текст, в котором развивается мысль. Хотя, вполне возможно, точно понять, о чём всё-таки идёт речь, невозможно.

На мой взгляд, отрывок, в котором говорится о покрывале, начинается с 14 стиха предыдущей, второй, главы и заканчивается 16-м стихом третьей главы.

Если посмотреть на общий контекст отрывка, то видно, что посвящён он проповеди, распространению познания о Боге среди народов. Здесь (стихи 14-17) Павел использует слова «благоухание», «запах», возможно, для того, чтобы показать насколько широко распространяются слова проповеди.

Дальше Павел сравнивает адресатов данного послания, коринфских верующих, с письмом, написанным всем людям. Интересно, что здесь Павел упоминает, что письмо написано на сердце, в дальнейшем, в 6-м стихе, говорит о том, что Бог сделал их способными быть служителями нового завета. Возможно, что как были сильными ожидания скорого пришествия Мессии, так были сильны и ожидания обновления завета между Богом и Израилем. Во всяком случае, здесь явно прослеживается связь со словами пророка Иеремии о новом завете.
Следующие слова часто используются как подтверждение отмены Торы или, во всяком случае, умаление её значения. Иногда я встречался с тем, что слова «буква убивает» использовались как опасность исполнения заповедей, «исполнишь заповедь - потеряешь спасение».
В какой-то мере с этим можно согласиться, если воспринимать слова Павла целиком и в контексте, а не выдёргивать отдельные цитаты из текста. Действительно, служение «букве», то есть исполнение заповедей, написанных на бумаге, если нет изменений в сердце, может привести к рутине, механическому исполнению постановлений. Видимо в этом Иисус обличал некоторых фарисеев.
Если же Тора помещена во внутренность человека, записана на сердце, то в таком случае опасности быть «убитым буквой» нет, человек в любой ситуации знает, как правильно поступить, и поступает именно так. Это действительно будет славным служением в Духе. Но опять же, если обратиться к словам пророка Иеремии, Тора никуда не денется, только из внешнего по отношению к человеку фактора она становится внутренним.
Стоит также обратить внимание на следующие слова: «Если же служение смерти, буквами отпечатленное на камнях, проявилось во славе…», то можно увидеть насколько славным было служение «мёртвой букве». И Павел здесь напоминает, что народ не мог смотреть на лицо Моисея, которое светилось от славы Всевышнего.
Отсюда и начинается история про покрывало. Как говорится в комментариях к Торе, Моисей открывал лицо, когда учил народ Торе, и закрывал лицо покрывалом, когда говорил на будничные темы. То есть, покрывало связано не с неспособностью народа Израиля видеть что-то, а с чем-то более глубоким. Здесь надо отметить, что Павел использует известный сюжет с покрывалом несколько с другой стороны, скорее всего, на этом основании он выстраивает мидраш для иллюстрации своей мысли.

Стоит также обратить внимание на слова «Но всякий раз, как обратится кто ко Христу, снимается покрывало.» (2Кор.3:16). Не покрывало является препятствием для принятия Мессии, а наоборот, сначала надо принять Мессию, а потом покрывало снимается. Если опять возвратиться к Моисею, то он снимал покрывало, когда учил народ Торе.

На мой взгляд, в данном отрывке своего письма Павел обращается к теме проповеди среди народов мира, неевреев. Тут необходимо предварительно разобраться с отношением иудаизма к народам мира или, как говорится в Писании, к гоим (иврит), язычникам (в переводе на русский).
В иудаизме нет единого подхода, генеральной линии партии, так сказать, ко многим вопросам. Разные школы трактуют те или иные ситуации по-разному. В этом вопросе существовало два основных подхода: в школе Шаммая считалось, что язычникам вообще нечего делать в иудаизме. В школе Гиллеля подход был более либеральным: язычник может войти в общество сынов Израиля через принятие Бога, Торы и всех заповедей. То есть, через процесс гиюра.
В связи с этим можно напомнить одну историю, о том как язычник пришёл к Шаммаю и попросил того научить его Торе, пока он сможет стоять на одной ноге. Шаммай в гневе прогнал его. Тогда с той же просьбой язычник обратился к Гиллелю. Тот сказал «Не делай другим того, чего не желаешь себе. В этом вся Тора, остальное комментарии».

Но после смерти и воскресения Иисуса, по крайней мере, у Павла, появился третий подход: омытые кровью Мессии (не в буквальном смысле, конечно) очищаются и становятся близкими к народу Израиля и к Богу. Иллюстрацией этой мысли могут служить слова Павла к верующим в Эфесе: «вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израиля и чужды заветов обещания, не имели надежды и были безбожниками в мире. Теперь же, во Христе Иисусе, вы, некогда бывшие далеко, стали близкими кровью Христа.» (Еф.2:12,13).

Таким образом, можно предположить, что Павел говорит о проповеди, а именно, о проповеди Слова евреями неевреям. Смысл его послания в том, что уже не существует преграды между евреями и неевреями, что неевереи, уверовавшие в Мессию Израиля, принявшие Бога Авраама, Исаака, Иакова перестали чужими, поскольку очищены кровью Христа. Как подтверждение можно привести слова Павла из того же послания в Эфес: «Ибо Он есть мир наш, сделавший из обоих одно и разрушавший разделявшую их стену, то есть вражду…» (Еф.2:14).

В связи с этим интересно также разобраться с ветхим заветом, словосочетанием, которое Павел использует… для чего? И каким образом ветхий завет связан с проповедью? Не думаю, что имеется в виду Танах, поскольку назвать сборник священных книг ветхим заветом у иудея и мысли возникнуть не должно. Тем более что немного ранее Павел пишет о новом завете, служителями которого Бог сделал способными верующих. Еще менее логично предположить, что Павел предвидел, что сборник текстов, в который войдут том числе и его письма в будущем назовут Новым заветом. Тогда логично предположить, что имеется в виду Синайский завет (союз) между Богом и народом Израиля. Но, в таком случае, логичнее перевести это словосочетание как «старый завет», в противопоставление «новому».
Что же должны, по мнению Павла, увидеть иудеи, читая в Торе описание Синайского завета? Думаю, что он имеет в виду обещание Бога сделать народ Израиля священниками для народов. А в обязанности священников входило, помимо прочего, и обучение народа Торе. Но Павел считает, что умы евреев ослеплены и они не могут видеть в Торе (Доныне, когда они читают Моисея…) того, что кажется Павлу очевидным, то есть того, что надо активно учить народы знанию о Боге, Торе. Тем более, если ученики Иисуса считали, что мессианская эра уже близко.

Если подвести итог, то можно увидеть такую картину: главной своей задачей, как впрочем, и главной задачей евреев, Павел видит проповедь Бога Израиля среди народов. Однако, он недоволен тем, что в массе своей даже образованные евреи делать этого не хотят. И обвиняет их в наличии некоего покрывала, которое не даёт видеть истину. И обращает внимание на то, что это покрывало снимается «когда обращаются к Господу», то есть, принимают Иисуса как обещанного Мессию. В данном контексте можно считать, что покрывало мешает увидеть истину, однако эта истина связана не с личностью Мессии, а с проповедью учения о Боге среди неевреев. И, таким образом, награждать евреев покрывалом за то, что они не принимают Иисуса, как Мессию, на мой взгляд, некорректно.

иудаизм, христианство, Библия

Previous post Next post
Up