"Стрелы Эфраима" - что это?

Jun 09, 2013 20:18

Несколько лет назад (в 2002 году) в США, в штате Миссури возникло служение «Страсть к истине» (Passion for Truth Ministries). Основателем его стал Джим Стейли и к настоящему времени оно достаточно популярно среди христиан во многих странах мира. Для русскоязычных верующих служение осуществляет движение «Стрелы Эфраима», ведущую роль в котором играет Наталия Грэй.

Для того, чтобы разобраться с тем, что же представляет это движение, надо ознакомиться с их учением. Однако основная масса проповедей Джима Стейли представлена в сети в виде видеороликов, смотреть которые просто нет времени и сил. Поэтому для начала обратимся к русскоязычному сайту «Стрелы Эфраима» и посмотрим, как это служение позиционирует себя.

Открываем раздел «О нас» и начинаем читать.

Международная миссия «Стрелы Эфраима» - это служение, которое направлено на достижение Божьей Истиной русскоговорящих верующих разных стран мира, многие из которых в это последнее время оставили свои собрания из-за отсутствия в них здравого учения и, как следствие, - правильных отношений с Богом и между собой.

Уже в этом декларационном сообщении я вижу три настораживающих момента:
- предполагается, что это движение обладает истиной, и не простой истиной, а истиной Божьей, которую необходимо донести до верующих;
- упоминается последнее время, что не является искажением, но наводит на некоторые размышления. В риторике некоторые культов эксплуатация «последнего времени» занимает немаловажное место.
- из вступления можно понять, что данное движение призвано помочь христианам, которые покидают свои общины, как написано, из-за отсутствия правильного учения - опять же, намёк на то, что это служение имеет правильное учение. Но вместе с тем, частое употребление понятия «вавилонская блудница» и призывов её оставить, можно увидеть, что это движение как раз способствует тому, чтобы христиане покидали свои общины.
Я не хочу сказать, что в современном христианстве всё хорошо и правильно, но когда появляется некое движение, которое претендует на обладание истиной в последней инстанции - это наводит на размышления.

Перейдём к декларации веры:
Мы верим в полноту и целостность всего Святого Писания - от книги Бытия до Книги Откровения.

В этом заявлении нет чего-то нового, вполне себе протестантский взгляд на Писание.

Читаем дальше:
Мы верим, что у Всевышнего нет Ветхого Завета и Нового Завета, но есть один Завет, берущий начало с 15 стиха 3-ей главы книги Бытия и получивший осуществление через крестную смерть и воскресение Иешуа Ха Машиаха. Верующие в Сына Божьего и исполняющие Заповеди Торы находятся под действием и защитой этого Завета и запечатлены свидетельством Завета, которое есть Святой Дух.

В данном пункте не знаю даже, что конкретно сказать. Можно только напомнить, что никакого «Ветхого Завета» в природе не существует. В Торе описаны несколько заветов (союзов) Всевышнего с отдельными людьми, группами людей и с народом Израиля. Первый союз был с Ноем, затем с Авраамом. Всего насчитывается, если мне память не изменяет, семь союзов.
Говорить о том, что нет Нового союза более чем странно, поскольку у пророка Иеремии этот союз описан вполне определённо. Хоть в Новом союзе основную роль так же выполняет Тора, однако, и способ заключения и, главное, действие этого нового союза будет отличаться от союза Синайского.
Что касается начала отсчёта Завета с третьей главы книги Берешит (Бытие), то это утверждение основано на том, что в христианстве принято считать слова о вражде между семенем жены и семенем змея мессианским пророчеством, хотя такового смысла этот текст не несёт (собственно, о семени говорится только в переводах, вообще-то речь идёт о потомстве).

Следующий пункт:
Мы верим, что Яхова сделал ВСЁ необходимое через жертву Своего Сына, Яхушуа, и вложив Духом Святым в сердца верующих Свою любовь, дал верующим желание и силу исполнять Заповеди Завета, оставаясь Ему верными.

Сначала - по сути, потом некоторые детали.
Суть представляет собой обычные заявления, которые распространены в среде позднепротестантских общин. В общем, видится уже привычная «халява»: Бог всё сделал, в нас теперь любовь, мы теперь можем… Однако, на практике всё видится не так привлекательно. И любви бывает маловато, и исполнение заповедей движется со скрипом.

Что касается деталей, то они в именах. Как я понимаю, странным словом «Яхова» попытались передать четырёхбуквенное Имя. В результате получилась странная смесь из «Яхве» и «Иегова». Хотя люди, хорошо знающие иврит в один голос утверждают, что сочетание букв יהוה не читается ни как «Яхве», ни как «Иегова». Известно, что при написании в Торе Имени применены огласовки от слова «Адонай», из-за чего и появилось слово «Иегова», используемое во многих переводах.
Второй момент, который связан с Именем, касается запрета его произнесения в каком-либо виде. Во времена Йешуа Первосвященник произносил Имя один раз в году, в Йом Кипур, но произносил так, что его никто не мог услышать.
Тем более, что для того, чтобы указать на Бога, есть множество возможностей: Творец, Всесильный, Всевышний.
Слово «Яхушуа» не менее странно, чем предыдущее. Наверное, богословы СЭ хотели таким образом связать Имя Всевышнего с именем Мессии. Однако, имя Спасителя читается всё-таки как Йешуа, что является сокращёнием от полного имени Йеhошуа.

Мы верим, что все уставы Его Царства и правила поведения, предназначенные для Божьего Израиля, также предназначены и для верующих, называющих себя «новозаветными».

В данном пункте тоже не всё понятно. Возникают вопросы, что такое Царство, что такое уставы и правила поведения. Но главный вопрос, что такое Божий Израиль?
В декларации веры разъяснений нет, но в дальнейшем можно будет увидеть, что не всё так просто.
Хотя основная мысль понятна: тот, кто называет себя «новозаветным верующим» (ещё одна деноминация? Поскольку этот термин явно не относится к существующему христианству) должен исполнять все заповеди Торы.

Далее следует описание позиции данного движения. И первым пунктом идёт заявление о том, что служители миссии «Стрелы Эфраима» не принимают и отвергают теологию замещения, которая имеет место быть в ортодоксальном, и не только, христианстве. Это, конечно, хорошо, поскольку теология замещения не выдерживает маломальской библейской критики. Однако, тут тоже не всё так просто.
Первое, на что можно обратить внимание, это то, что лидеры данного движения считают только себя истинными учителями, а поколения мудрецов Торы на протяжении почти 3500 лет вроде как за учителей и не считаются. Цитата:
Мы жаждем, чтобы голос Мессии, обращающийся к Своему народу через истинных учителей последнего времени… был услышан Его народом!
Можно понять, что Его народом считается еврейский народ, но если изучить некоторые статьи, размещённые на сайте движения, могут возникнуть некоторые сомнения. У меня, во всяком случае, они возникли.

Основным источником информации, которую можно найти на сайте, является цикл статей Наталии Грэй под названием «Сны Иосифа». Сон под номером 2 называется «Был ли Авраам иудеем? Или же он был иври?».
Что можно увидеть в этой статье, и какая основная её мысль?
Сначала автор пытается протолкнуть идею, что не все, стоявшие у горы Синай были евреями в современном понимании этого слова. Автор пытается разделить народ Израиля на отдельные колена и показать, что современные евреи это потомки только колена Иуды, поскольку называются иудеями. Небольшое замечание: в еврейской традиции принято называть себя йеhуди, отсюда произошло русское слово иудей. Но два отдельных слова для обозначения национальности и вероисповедания я нашёл только в русском, белорусском и украинском языках, в большинстве европейских языков «еврей» и «иудей» передаются одним словом.

В общем, проталкивается мысль:
Весь еврейский народ (колено Иудино) является Израилем, но не весь Израиль является еврейским народом.
В общем, правильно, поскольку во время разделения Израиля на два царства десять колен были угнаны, ассимилированы и сейчас находятся в рассеянии. Но ошибкой было бы считать, что раз так, то народ перестал существовать и традиция каким-то образом была утеряна или была искажена.

Далее автор намекает, что существует отгадка этой загадки в учении о двух домах Израиля, которое якобы изложено в 37 главе книги пророка Иезекииля. Что это за учение, можно только догадаться, однако, если учесть исторический контекст, то пророчество Иезекииля о двух жезлах относится к тому времени, когда все колена Израиля будут восстановлены и объединены в целое. Здесь нет противопоставления частей Израиля друг другу.

Далее автор пытается доказать, что по крови ни Авраам, ни Исаак, ни Иаков евреями не являются. В общем, в этом нет никакой загадки, поскольку Тора говорит об этом, однако при этом называет Авраама евреем. Происхождение этого слова не ясно, есть две версии. Одна из них связывает слово иври с Эвером, предком Авраама, другая - со словом «авар» - «переходить». Слышал ещё одну версию, которая связывает слово «иври» со словом «хабиру» - «кочевник». Однако, автор не упоминает о первой версии, а утверждает, что «иври» означает «перешедший».
Авраам действительно перешёл Евфрат, но утверждать на этом факте какое-то учение несколько опрометчиво, что ли.
Ну и как вывод говорится о том, что в слове «иври» заложен огромный духовный смысл. Ну а как же без этого.
А когда найден глубокий духовный смысл происходит плавный переход к первому посланию Петра, на основании слов из которого о «роде избранном, царственном священстве» делается вывод о том, что иври - это народ избранный Богом.

Не хочется пересказывать всю статью, главный вектор её направлен к тому, чтобы показать, что
Иврим, прежде всего, - это те, которые «перешли» от рабства греха и смерти к Новой жизни, подаренной Господом Яхушуа. Иври - человек «с другой стороны» мира, противоположной стороне без-Божия и идолопоклонства, или, говоря иным языком, «другой человек» - новое творение в Яхушуа ХаМашиах, Мессии и Царе Израиля!

Поэтому все, кого называет Писание детьми Авраама - отца множества народов, - это те, кто унаследовали его веру и его праведность через послушание Божьему слову: Яхушуа и Торе.
Потому всякий человек, соответствующий характеристикам, которые мы с тобой рассмотрели выше, является потомком Авраама и именуется Иври, а так же принадлежит к Израилю! Сказать еще точнее, к его остатку.
В общем, сами вырабатываем критерии и сами же определяем, кто этим критериям соответствует.

Далее следует попытка показать, что Тора была предназначена для всех потомков Авраама, в каковые зачислены и христиане. Для этого приводится отрывок из книги Чисел, глава 15, стихи с 14 по 16. В этом отрывке действительно несколько раз применено слово «пришелец» (на иврите - гер), однако, в соответствии с традицией толкования Торы пришелец в данном случае это иноплеменник, который прошел гиюр и стал евреем, то есть, принял на себя исполнение Торы.

Дальше автор пытается обосновать принадлежность практически всех людей (она, во всяком случае, говорит о миллиардах израильтян) к Израилю. Какие же доводы она приводит? Достаточно простые: за прошедшие от завоевания северного царства годы евреи из десяти колен рассеялись и ассимилировались среди других народов. Надо понимать так, что практически в каждом человеке сейчас течёт кровь одного из десяти потерянных колен.
Однако, такие выводы вызывают определённые сомнения. Действительно, угнанные с севера евреи ассимилировались среди тех народов, где они были поселены. Но представляется маловероятным, чтобы их ДНК смогло достичь до севера Европы, Дальнего Востока или Юга Африки. Не говоря уже об Америке. К тому же, принадлежность к колену определяется не только генетикой, но и землёй.

Второе возражение заключается в том, что сама автор пишет:
…они ассимилировались в новой среде и постепенно забыли свои корни: веру, язык, традиции отцов, и даже забыли, кто они и откуда. Они впитали культуру окружающих их народов, научились их языкам, традициям, образу мышления, и, конечно же, приняли их языческих богов и идолопоклонство.
Но ведь Тора определяет евреев не по крови по большей части, а по тому, следует ли еврей Торе или нет. Получается, что в результате ассимиляции эти люди перестали быть евреями. Тем более что в начале статьи автор писала о глубоком духовном значении слова «иври».

Но из положения выходить надо, и потому далее следует интересный пассаж:
У меня есть для тебя ободряющая и вдохновляющая весть: сегодня обещанный Дух Илии воскрешает ДНК Торы в крови потерянных колен Израиля и призывает их к возвращению к Завету с их Яхве-Элохимом - Богом!
Это уже новое слов в науке.
Пришлось так пространно комментировать эту статью, но это было необходимо, чтобы понять, действительно ли движение «Стрелы Эфраима» не принимают и отвергают теологию замещения?

Наталия Грэй пишет:
Не забывай, что только те, кто имеет веру в Мессию и послушание Ему в исполнении и верности Заповедям Его Торы, также как и сам Авраам верил Богу и был Ему послушен, - есть истинные Иврим.

То есть, принадлежность к истинному народу Израиля определяется по вере в Мессию, однако, как я подозреваю, не просто в Мессию, в которого верят все евреи, а в конкретную личность Йешуа из Назарета. Второй критерий - соблюдение Торы (об этом возможно ещё напишу).
Таким образом, в принадлежности к истинной вере отказано иудеям, которые в массе не принимают Йешуа как Машиаха, а также христиане, которые (тоже в массе) не считают, что заповеди Торы (не все, естественно) нужно исполнять.

И чем это отличается от теологии замещения?

В конце несколько слов об общем впечатлении. Я не очень хорошо знаком с практикой ортодоксальных церквей, но могу сравнивать с практикой и риторикой церквей ХВЕ.
На что можно обратить внимание?
1. Желание поделить всех на «своих» и «чужих». Естественно, при таком делении декларируется, что только «свои» правильно служат Богу и исполняют Его волю.
2. Построение проповеди. Направление мысли не от текста к выводу, от вывода к тексту. То есть, выводы проповеди делаются не на основании текста Писаний, а тексты служат подтверждением идеи проповеди.
3. Попытался прослушать одну из проповедей Джима Стейли, не длинную, всего на 80 минут, но минут примерно через 20 выключил. Не могу понять, как можно столько времени говорить ни о чём.
4. Опять же на примере той же проповеди. В качестве доказанных фактов представляется либо недостаточно проверенная, либо недостоверная информация.
5. И последнее наблюдение - полное отсутствие какого-либо богословия. Что естественно, поскольку это движение отвергает как христианскую, так и еврейскую традиции.

Можно сделать вывод - движение «Стрелы Эфраима» являются очередным брендом в христианстве (хотя формально христианство отвергается), имеет в своей основе евангельские церкви, но пытается выглядеть как мессианское движение. Ясно прослеживается стремление навязать своим адептам полное исполнение Торы. Однако, вследствие отвержения традиций иудаизма, исполнение «как написано» превращается в фарс.

Стрелы Эфраима, иудаизм, христианство, апологетика, богословие

Previous post Next post
Up