May 14, 2012 13:45
В одном из разговоров, моя соседка рассказала о том, как ее подруга воспитывала свою дочь. Всякий раз, когда она приходила к той в гости, ей казалось странным и недопустимым, что маленькой девочке было позволено делать все, что заблагорассудится. Девочка, как выразилась соседка, «паслась» где-то сама по себе. Нет, конечно, за ней был присмотр, но, нужно сказать, в доме среди вещей и игрушек часто царил хаос. Мама её не заставляла убираться, а та могла рисовать на обоях, лепить клеем куски бумаги на них же, мастерить «домики» из стульев и покрывал; словом, делать то, что мы, взрослые, называем беспорядком. Спустя несколько лет, эту девочку в её 14 лет просто не узнать! Она прекрасно рисует, красиво поет песни и превосходно танцует. И параллельно рассказу о девочке, соседка рассказала, как она воспитывала своего сына, которому сейчас также исполнилось лет 15-16. Её мальчик всегда знал, что вещи должны быть сложены, и в доме должен быть порядок, знал как надо вести себя за столом и в какие игры играть. Делал так, как хотела того мать, не проявляя себя. Принимал только то, что ему предлагали. И теперь соседка жаловалась, что может тогда, в детстве она подавила в нём некоторые лучшие качества и, поэтому он вырос и стал, как она выразилась, «маленький брюзга».
Бывает так, что у вас не всегда достаточно времени, чтобы уделить его воспитанию своих малышей, тогда они начинают делать что-то, чего вы бы не хотели. Будьте готовы к тому, что они по-разному, возможно, покажется недопустимо, будут проявлять свое творчество. Совсем недавно мой трехлетний сын взял свежий номер газеты, лежавший на полке, и стал… Нет, не читать. Он, медленно, даже с каким-то удовольствием, стал рвать ее на мелкие кусочки. Я же, в это время, мыла посуду, и периодически смотрела, что будет дальше. Когда же весь коридор, просто-напросто, превратился в свалку газетного мусора, то сын весело стал подбрасывать охапки клочков кверху, повизгивая как «маленький поросёночек» от удовольствия. Более того, он подключил к этому занятию младшую годовалую сестричку. И они вдвоем были счастливы играть в такую «мусорную» игру. Вымыв всю посуду, я взяла совок с метлой и сказала, что пора убираться. Сыну всучила пакет для мусора, и мы втроем, спокойно и без капризов, убрали их «игрушку» до следующего раза. Все это очень мне напомнило романтику, когда осенью, гуляя в парке или в лесу, нам так и хочется взять в охапку шуршащие листья и подбросить их к небу. Да, конечно, такое занятие куда приятнее, да и убираться потом не надо.
Когда даете своему малышу краски, кисть и альбом для рисования, говоря при этом ему: «Садись, рисуй!», а сами уходите в другую комнату, чтобы успеть приготовить обед или помыть пол в доме, то будьте готовы к тому, что он додумается начать рисовать не только в своем альбоме, но и на столе, и на одежде, и на мебели, и на стенах. Или, если вы оставляете его также лепить пластилином, то вполне возможно он, налепившись вдоволь на дощечке для лепки, потихоньку перейдет к лепке на телескопе телевизора или ручках дверей. Когда обнаружится такое проявление, ребенок обязательно скажет: «Посмотри, я сделал красоту!». Раньше, я не понимала, и часто ругала своего ребенка, запрещая такие игры. Теперь же, думаю, нужно просто согласиться с ним, сказать: «Да, это красиво!»; оценить его творчество. И попытаться объяснить ему, что если пластилин будет на телескопе телевизора, то он будет мешать смотреть малышок. Думаю, ребенок согласиться почистить с вами ваш телевизор. Не из этого ли наши малыши, вырастая, становятся великими художниками, скульпторами, занимаются бодиартом, становятся знаменитыми дизайнерами и проектировщиками.
Елена Малышева, в одной из телепередач, предложила занять своего ребенка дешевой игрой (дешевой, в том смысле, что ее не надо покупать в магазине). Нужно набрать воды в глубокую емкость, нарезать кусочки бумаги и бросить их в воду. Взять скрепки, положить на плавающие кусочки бумаги и показать ребенку такой эксперимент. Я все это проделала и показала своему сыну. Он развлекался этим занятием около получаса, может больше. Конечно, вопросами он меня засыпал, и мне пришлось попытаться объяснить - почему бумага плавает, а скрепки без нее тонут. Мы с ним остались довольны: он был заинтересован, а я сэкономила полчаса времени. Следующие полчаса я сэкономила, благодаря простым магнитам, которые, не помню откуда, появились у нас в доме, а сыну они были в диковинку.
Не запрещайте детям делать творческий беспорядок. Пусть они играют, проявляют себя. Конечно, не забывайте объяснять при этом о правильности вещей в мире, что хорошо, когда в доме чисто, хорошо, когда каждая вещь имеет свое место в доме; и это тоже правильно. Игрушки для детей не всегда стоят больших денег и могут оказаться для них намного интереснее, занимательнее и полезнее, чем из магазина.