Что ни день, то шокирующие экономические новости или прогнозы. Путиномика приносит всё более горькие экономические плоды. Экономическое расточительство на нужды номенклатуры и плебса (Олимпиада, форум АТЭС, чемпионат мира по футболу, переезды судов на «родину героя», чиновные автомобили и льготы) сочетается в ней с политикой, ведущей к деградации региональных бюджетов.
Заместитель министра экономического развития Андрей Клепач
прогнозирует: «Если говорить о региональном уровне, то, по нашей оценке, если сейчас консолидированный бюджет регионов дефицитный на уровне 50 млрд рублей, то к 2015 году дефицит может вырасти до 330 млрд рублей, а к 2018 году - до 1,8 трлн рублей». То есть к тому моменту, когда г-н Путин, закончив отмеренный себе срок, пожелает покинуть кремлёвские вершины, страна получит дырку в региональных бюджетах в 36 раз большую, чем сегодня.
Причины роста дефицита региональных бюджетов Андрей Клепач видит в необходимости увеличивать заработную плату учителям и врачам. Можно сказать, что это инициатива г-на Путина. Но в федеративном государстве президент не должен указывать регионам, на что им тратить деньги, это не его компетенция. Он федеральный президент и если он считает нужным предложить увеличить расходы, то он имеет право предложить поправку в федеральный бюджет. У него свой карман, у регионов свой. И они не должны сообщаться.
Задача для
демократической оппозиции заключается, следовательно, в том, чтобы ясно провести принцип федерации, принцип невмешательства федеральных властей в региональную компетенцию. Как видим вопрос отношений федерации и регионов это вопрос не только политический, он затрагивает экономические интересы.
Предложения, которые выдвигает путинское правительство для решения проблемы, вполне в духе «государственников» - людей, всегда готовых вместо поддержки частной инициативы залезть в общественный карман. Андрей Клепач говорит о том, что регионам придётся «залезать в долги», «учиться занимать средства на рынке», необходимо «пролонгировать бюджетные кредиты». И, наконец, личное мнение заместителя министра: «Мое частное мнение - придется вводить новые налоги, как бы это ни было неприятно». Занавес. Здесь не хватает только аплодисментов Минфина. Но можно не сомневаться, что они последуют.
Начинаться программа финансового оздоровления должна не с частных мнений о введении новых налогов и советов как лучше взять в деньги в долг.
Программа должна начинаться с резкого сокращения расходов на номенклатурную систему как на федеральном, так и на местном уровне - снижения зарплат высших чиновников, отказа от автомобилей, приватизации обслуживающей системы. Это, не решит проблемы, но даст властям моральное право требовать от других жертв. Когда же, например, чиновники Минфина
получают заоблачные доходы, то о подобных требованиях не может быть и речи.
Другой срочный шаг - пересмотр системы налоговых отчислений от федерального бюджета в пользу регионов, отказ от амбициозных проектов на федеральном уровне, признание того факта, что Россия - бедная страна и ей не под силу разбрасываться деньгами. Для сбалансированности федерального бюджета эта мера может быть дополнена продажей на открытых аукционах т.н. «государственных компаний» в частные, далёкие от сегодняшних властей, руки.
И, наконец, последняя - самая главная мера. В противоположность частному мнению Андрея Клепача я считаю необходимым не просто снижение налогов и «страховых взносов» (это только частная мера), а энергичную программу создания в стране благоприятного инвестиционного климата, стимулирующего инвестиции. Только рост инвестиций, рост производительности труда, рост экономики приведёт к увеличению доходов бюджетов. Это как в Сахалинской области, где два огромных проекта СРП «Сахалин-1» и «Сахалин-2», появившиеся в результате революционного законодательства о соглашениях о разделе продукции,
привели в итоге к сбалансированному областному бюджету.
Всё сказанное выше невозможно реализовать при системе власти, установленной бизнес-бюрократией. Какие бы правильные слова она не говорила, они останутся пусты. Перемены возможны только в либерально-демократическом государстве, поэтому мирная либеральная революция, проведённая через принуждение властей к честным выборам - единственная возможность реализовать в России сформулированную выше экономическую программу.
Заместитель министра финансов России
Сергей Шаталов. Доход за 2010 год - 7 млн. 735 тыс. 795 рублей; доход за 2011 год - 12 млн. 552 тыс. 134 руб -
источник.