В Госдуме прошли
парламентские слушания, посвящённые
проекту антитабачного закона, внесённого Правительством.
Парламентские слушания мало влияют на принятие тех или иных законопроектов - таков обычай российской Госдумы с первых дней её работы. Это положение дел нуждается в изменении, т.к. парламентские слушания по законопроектам - удобная возможность для народных представителей выслушать бизнес, гражданские организации, а также предоставить право высказаться депутатам, не входящим в профильные комитеты. Высказанные точки зрения должны учитываться при принятии законопроектов. Сегодня это сделать невозможно, т.к. «место не для дискуссий» полностью контролируется бизнес-чиновной властью.
Многие годы
в публикациях и выступлениях я настаивал на ужесточение антитабачных мер, поэтому общее направление законодательного движения меня устраивает. Дело, однако, в важных деталях и
скорости принятия решений. Кроме того, следует различать лоббизм под покровом заявлений, делаемых якобы для удовлетворения общественных нужд.
Приведу примеры с антитабачных слушаний.
Отец т.н. «Справедливой России» Сергей Миронов
заявил на парламентских слушаниях, выступая против запрета продажи сигарет в киосках: «Мы совершим политическую ошибку, если рабочий человек по пути на работу не будет иметь возможности купить сигарет, будут табачные бунты, как в 90-е, и тогда митинги оппозиции покажутся цветочками». Как только вы услышите словосочетание «табачные бунты», можно уверенно сказать, что с политиком, его произносящим, поработали табачные лоббисты.
И, несмотря на все громкие слова С.Миронова о том, что
он «за» антитабачные меры, нужно понимать, что лоббистская тактика табачных компаний имеет целью две задачи - затянуть принятие закона и смягчить его действие. В данном случае одна из целей - сохранить как можно больше мест продажи курительных «раковых палочек». Поэтому бесстыдство С.Миронова, который под видом заботы о «рабочем человеке» и малом бизнесе эту тактику фактически реализует, нельзя оставить без комментария.
Стоить отметить, что сам С.Миронов по собственному признанию, не курит, зато мифический «рабочий человек», которого он, верно, видел последний раз в советских фильмах, по его представлениям, только и мечтает закупить сигарет. С.Миронову неплохо бы походить с экскурсиями по раковым больным, заболевания которых вызваны курением, посмотреть на их страдания, на устройство российской медицины. Тогда, возможно, он бы заговорил иначе.
Представитель родственной С.Миронову чиновной организации - т.н. «Единой России» Н.Герасименко отстаивал на слушаниях другую лоббистскую норму - запрет продавать сигареты в магазинах, где площадь меньше 50 кв. метров (в городах) и 25 кв. метров (в сельской местности). Эта норма объективно работает на интересах торговых сетей, знаменую собой неконкурентные методы борьбы супермаркетов против киоскёров. Интересный случай, когда «справедливоросс» фактически отстаивает интересы табачников, а «единоросс» торговцев - нашла лоббистская коса на лоббистский камень.
Обосновывал Н.Герасименко свою позицию тем, что продажу сигарет несовершеннолетним невозможно проконтролировать в том случае, если существует большое число мелких торговых точек.
Между тем, есть ясные решения проблем, о которых говорят «ЕдинСправедливРос». Они позволяют решить и задачу ограничения доступности табака решить, и малый бизнес не дискриминировать.
Задача запрета продаж сигарет несовершеннолетним решается в первую очередь резким ростом акциза, а не какими-то контрольными мероприятиями. Последние, между прочим, не так трудно проводить с помощью контрольных закупок и в киосках - было бы у властей желание. Но главное направление другое - резкий рост акциза приведёт к росту цены сигарет и у школьников не хватит карманных денег на их покупку. Высокая цена - малый спрос со стороны несовершеннолетних. Вот и всё решение вопроса.
Что же касается заботы о киосках, то здесь задача решается так - количество мест, где могут продаваться сигареты должно стать предметом лотереи, проводимой на местном уровне. Устанавливается количество мест меньше сегодняшнего, допустим, в 3 раза и в лотерее на право продажи сигарет на равных основаниях принимают участие все - и киоски, и супермаркеты. Таким образом, и количество мест продажи табака сокращается, и никто не дискриминируется по причине размера торговой площади. Да и методы административного контроля при сокращении общих мест продажи табака облегчаются.
Единый + Справедливый